О ЧЁМ УМАЛЧИВАЕТ ЛУКА
О ЧЁМ УМАЛЧИВАЕТ ЛУКА
Лука — это ученик апостола Павла, автор Евангелия от Луки (описания жизни Иисуса) и книги Деяний Апостолов (в основном это описание жизни апостола Павла). Во вступлении в книгу он заявляет, что он составил эту работу, основываясь на собранных им документах, устных свидетельствах, которые он попытался выстроить в историческом порядке. И, похоже, что ему это удалось лучше, чем другим писателям Нового Завета.
В своем описании Лука представляет нам, что куда бы ни шел Павел, он всегда проповедовал, доказывая на основании Торы, что Иисус — это Мессия. Но в Деяниях мы не находим того, что Павел считал самым важным в своем богословии. В посланиях апостола Павла мы это находим: сущность его Евангелия — это теология креста, где крест — это инструмент Бога для спасения человечества, это — откровение Божьего характера. Но в Деяниях этого нет. Похоже, что Лука хочет что-то доказать своим читателям.
Обратите внимание на два аспекта из проповеди Стефана. Во-первых он говорит, что закон был дан посредством ангела, и не был написан перстом Божьим. Тем самым он подрывает авторитет и незыблемость закона, который евреи так трепетно соблюдали. Во-вторых, он утверждает, что Бог желал встречаться со своим народом в скинии, а Давид решил построить Ему храм.
Еще интереснее в Деяниях описан второй визит Павла в Иерусалим. Там Павла обвиняют в том, что он учит иудеев тому, чтобы они отказались от закона Моисея и отказались от обрезания. Так оно и было на самом деле, если мы посмотрим на послание к Римлянам. Они освободили христиан из язычников от соблюдения закона, дав им предписания остерегаться идоложертвенного, крови, блуда и тому подобного.
Лука желает доказать, что иудеи потеряли свой статус народа Божьего, потому что они нарушили свой завет с Богом. В Деяниях и в Евангелии от Луки апостол Павел всегда доказывает, что Иисус был Мессией только на основании закона. Он никогда не аргументировал это своим личным опытом. Если бы иудеям был представлен Иисус как Бог, либо было сказано, что крест — это инструмент спасения, у них бы появились законные основания отвергнуть эту теологию, так как она противоречила закону. По закону, теология креста ошибочна, а божественность Иисуса — это богохульство. Поэтому Павел и называет крест камнем преткновения.
Но Лука представляет Павла как богослова, основывавшегося исключительно на Ветхом завете, в котором ничего не сказано об искупительной жертве Иисуса, или об Его божественности. Это сделано для того, чтоб доказать, что у иудеев не было ни одного законного аргумента, чтобы отвергнуть эту теологию. И на самом деле, отвергнув ее, они нарушили свой собственный завет с Богом, и по этой причине завет был аннулирован.
Христианская церковь в этот период решила заявить о себе, как об отдельной религии. В начале они представляли себя учениками Иисуса, как иудейская секта. Иисус был иудейским учителем, и церковь появилась как иудейская секта. В период Деяний Апостолов церковь пытается выделить себя как отдельную религию. Для того, чтобы утвердить себя, она должна была доказать аргументами, почему она отделилась от иудаизма. И главным аргументом здесь является тот факт, что крест как средство спасения, это что-то, отличающееся от закона, и он исключает закон как средство спасения, крест исключает Ветхий завет, он исключает иудаизм. Христианство, основанное на кресте как на средстве спасения, означает новую религию, которая больше не является иудейской сектой.
Этот аргумент не был достаточно сильным в первом веке, хотя Павел постоянно использовал его в своих посланиях. Но в писаниях Луки, которые являются апологетическими, он должен был доказать, что существует другая причина, по которой иудеи были оставлены, а христианская церковь была избрана как народ Божий, и с ней был заключен Новый завет. И этой причиной для него является, неверность иудеев своему собственному завету, кульминацией которой является отвержение Иисуса как Мессии и отвержение проповеди апостолов, в особенности, проповеди апостола Павла. При этом Лука особенно внимателен в том, чтобы не использовать слова о спасительной жертве Иисуса, или об Его божественности.
Иисус никогда не учил людей тому, что больше нет необходимости в соблюдении закона, наоборот, он учил том,у что надо соблюдать весь закон, все поручения Моисея. Да, Он ставил акцент на любви и на соблюдении всего от чистого сердца, но Он никогда не говорил, что все остальное не обязательно. А христианская церковь, которая утверждает, что следует учению Христа, учила наоборот, что закон больше не требуется соблюдать.
Перевод с румынского: Игорь Белый
https://youtu.be/hIsJztqZiPA
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой