РОЖДЕСТВО И КРАСНАЯ ШАПОЧКА

РОЖДЕСТВО И КРАСНАЯ ШАПОЧКА


РОЖДЕСТВО И КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Рождество! Откуда оно? Откуда пришла к нам традиция одаривать друг друга подарками, собирать детей, семьи вместе? Откуда взялась эта добрая, по моим представлениям, традиция? Ведь если бы не было Евангелия, мы с вами ничего бы не знали об Иисусе Христе.
Если посмотреть вглубь истории человечества, вплоть до рождения Иисуса Христа, то с момента Его рождения Он сам, как Личность, должен был быть просто уничтожен. Когда в Иерусалим пришли волхвы с Востока и стали спрашивать, где родившийся Царь Иудейский, то, как повествуют Евангелия, весь Иерусалим встревожился. И царь Ирод – Иерусалим был его столицей – тоже встревожился. Родился Царь Иудейский! Казалось бы, зачем тревожиться, ведь родился Младенец. До Его совершеннолетия, до претензий на престол, до власти, было ещё очень далеко. Но таковы мы, люди. Мы, скорее, заражаемся страхом, нежели радостью.

Давайте немного отвлечемся от нашей темы и вспомним известные сказки, на которых мы выросли, которые нам читали, пока мы сами не умели читать, а потом уже и сами их читали, и детям нашим читали, и внукам тоже. Давайте вспомним сказку о Красной Шапочке. Какой персонаж этой сказки — положительный герой? Может, вначале стоит спросить, какой персонаж воплощает в себе зло? Волк! Однозначно! А бабушка, как мне кажется, прототип боженьки, эта-кого сидящего на облачке старичка, доброго дедушки. Разновидность Деда Мороза, исполняющего все пожелания малышей. Наверное, поэтому мы о Боге чаще всего вспоминаем тогда, когда нам чего-то не хватает. После того, как мы исчерпали все наши способности и возможности решить какую-либо проблему. Тогда мы идём к Богу, как в детстве – к дедушке или бабушке.

Так вот, в этой сказке волк глотает бабушку, символ чего-то очень доброго, милого, нас понимающего и беззаветно любящего. Я испытал в детстве настоящий шок, впервые услышав эту сказку. Собственно сказка эта показывает глубочайший пессимизм, который испытывает человечество. Так кто же позитивная фигура в этой сказке? Отвечая на этот вопрос, большинство скажет – Красная Шапочка. Но это неправильно. Антипод волка – охотник. Он играет роль спасителя в этой сказке. Давайте приглядимся к этому положительному персонажу. Охотник в этой сказке является воплощением человеческих чаяний, извечной мечты людей о добре.
Мы настолько слепо следуем нашим внутренним инстинктам в вопросе насаждения справедливости и правды, что даже не замечаем, каким абсурдным принципом руководствуемся. В этой сказке, как впрочем и во многих других, проблема зла решается злом. Волк проглотил бабушку и внучку, а охотник изловил волка, распорол ему живот, туда наложили камней и бросили в омут. Убили! Чем же, спрашивается, охотник лучше волка?! Только тем, что сильнее. А кто может гарантировать, что, убив волка, охотник не станет мучить бабушку и внучку, а потом и родителей девочки? Гарантии никакой!
Между прочим, дорогие друзья, идея любой революции базируется на принципе Красной Шапочки. Нет никакой гарантии тому, что «хорошие» красные, убив «плохих» белых, будут лучше их. История человечества, почти без исключения, разочаровывала всех, строивших свои надежды на освободителе, убивавшем «волков». Эти освободители или основанные ими системы очень быстро сами превращались в волков.
А мы, люди, не можем мыслить вне категорий зла и насилия. Умы наших детей, через сказки и так называемые поучительные истории, мы заселяем верой в насилие, оправдывая его благородными мотивами. Но это ложная, тупиковая перспектива. Мы не замечаем подлога. Более того, удивляемся, почему наши дети пакостничают, применяя насилие в «наведении справедливости». Да потому, что мы им внушили, что прав тот, кто сильнее. Правы большевики! И это слово не в политическом смысле, а в смысле наших правовых представлений о том, что демократия, большинство всегда право. Потому что, кого больше, те и правы! И хотя жизнь, логика подсказывают другое, мы, тем не менее, свято следуем этим принципам. И знаете, о чём это говорит? Что мы все, по природе нашей, скверные существа! Внутри нас, самых добрых, живёт зло, которое мы воспринимаем, трактуем как добро. И избавить самих себя от этого мы не в состоянии. Но избавление необходимо.
Чтобы заявление моё не было голословным, давайте посмотрим на себя из перспективы собственных переживаний, испытываемых нами во время ссор. Кому не приходилось ссориться? Всем! А случалось вам взять всю ответственность ссоры на себя и таким образом прекратить её? Уже исходя из принципа, что когда ссорятся двое, оба в какой-то степени повинны. Кому такая мысль не приходила в голову в пылу ссоры? А кому удалось принять её руководством к действию? Кто из нас, как только мысль о прощении, уступке, примирении появилась, мгновенно покорился ей? Не появляется ли тут же другая мысль? Если я уступлю сейчас, прощу, возьму всю ответственность на себя, то на мне начнут «ездить», мне всегда придётся уступать и прощать…
Мы тут же начинаем заниматься «политикой выгоды». И не решаемся противостать злу и дать место благу. Мы даже чувствуем себя правыми в выбранном решении! Потому что люди именно таковы, и Тот, Кто создал нас, знает об этой нашей проблеме. Надеюсь, что читающий эти строки не исходит из того, что он является продуктом эволюции, от низших, так сказать, к высшим. Наше развитие не идёт по наклонной снизу вверх. Мы не становимся лучше. Ибо, если бы это было так, то любая форма национализма была бы справедлива. А дарвинизм, между прочим, подогревает нацизм. Ибо в основе всякого нацизма лежит представление о том, что предки тех или этих «позже спустились с деревьев», а потому являются отсталой, недоразвитой ветвью человечества.
Священные Писания говорят о том, что мы сотворены Богом. Мы – не продукт слепого случая. Мы желанны. У бытия есть смысл. И Тот, Кто сотворил человека, наделил его свободой выбора. Мы выбираем каждый день. Выбирать приходится, уже когда мы глаза открываем: встать сразу или поваляться в постели ещё минут пять? пойти, вставши, сразу в ванну, или вначале на кухню и поставить чай? одеться в халат и тапочки или уж сразу, как положено, и без завтрака бежать на работу, в магазин, к врачу или ещё куда-нибудь? Мы выбираем. Это вложено в нас Творцом. Мы не можем не выбирать! И даже, когда мы не выби-раем, мы уже выбрали! Мы обречены выбирать!И когда с человеком про-изошла катастрофа, кстати, вследствие его же выбора, когда эгоизм, как спрут, захватил его, когда человек обнаружил, что, борясь против собственного зла, он всегда будет лежать на лопатках, тогда человеку, человечеству на помощь пришёл Бог! Бог пришёл в наш мир вочеловечившись. Повествование об этом мы можем прочитать в Евангелиях.
И одну из таких историй позвольте сегодня напомнить – это Рождественская истории. Тут стоит заметить, что Личность Иисуса Христа исторически более освидетельствована Его современниками, чем, допустим, русского царя Ивана Грозного. Но кто всерьёз сомневается в том, что Иван Грозный когда-то правил древней Русью? По большому счёту, нам это и не важно, является Иван Грозный исторической личностью или нет, от этого ничего не меняется. Но если признать историчность Иисуса Христа, то это чревато последствиями. Если Иисус Христос — историческая Личность и кто-то этот факт принимает, то это меняет личную историю всякого, её принявшего. Ибо принявший Иисуса не может продолжать жить так, как жил до сих пор, если Иисус — не благочестивая выдумка или миф! Если Иисус из Назарета — исторический факт, то к моему ближнему уже нельзя относиться так, как я относился к нему до сих пор. Потому что, если было Рождество Христово и этот мир посетил, вочеловечившись, Бог, умер и воскрес, тогда меняется реальность жизни. Может, поэтому мы пытаемся нагнетать атмосферу неверия, игнорировать факты, чтобы не менять жизни. Ибо более всего боимся перемен. Потому и вопрошаем, утешая самих себя: а есть ли Бог на самом деле? Желая, чтобы нас «утешили» словом: нет, Бога нет!
Если кто-то сомневается в историчности Иисуса, то пусть обратится к историческим записям Плиния Младшего, Плиния Старшего, Тацита, Иосифа Флавия и др. Они свидетельствуют о том, что был Иисус, родившийся в Вифлееме, и Его распял градоначальник Пилат, и Он воскрес. Примерно так гласит одно из свидетельств Иосифа Флавия об Иисусе.Так вот, Иисус Христос родился! Представьте себе, что Бог, возжелавший спасти человека от эгоизма, принимает образ человека. И не просто, вдруг из ниоткуда появляется на сцене истории — в виде зрелого муж-чины, а идёт путём унижения, рождаясь Младенцем от женщины. Он должен был учиться ходить, набивая себе синяки. Вполне возможно, должен был защищаться от насилия уличных товарищей. Тот, Кто сотворил мир, сотворил нас с вами, должен был пройти путь, который прошёл в своё время каждый из нас. Он, вполне возможно, болел корью и другими детскими болезнями. А повзрослев, должен был выдерживать ненависть тех, кому хотел помочь.
Представьте, что вы кого-то безумно любите. Просто готовы умереть за этого человека! И хотите показать свою любовь тем, что стремитесь сделать ему что-либо приятное. Ведь тот, кто любит, не может забыть предмет своей любви, не может не обнаружить по отношению к нему своих чувств. Любимый преследует любящего даже в снах! И вот, вы хотите сделать что-то невероятно приятное предмету вашей любви, ваших снов. Вы стараетесь, мучаетесь в поиске идеи, и наконец вам удалось воплотить её в жизнь. А предмет вашей любви посмотрел на вас презрительно, сверху вниз, и ушёл. Как бы вы себя чувствовали? А род человеческий не только отнёсся пренебрежительно к Тому, Кто пришёл, чтобы помочь ему, он Его возненавидел. Жизнь происходит только от жизни. Но мы, родившись, наследуем и носим в себе смерть. Эгоизм рождает смерть. Эгоизм уничтожает. И чтобы освободить человека от эгоизма, Бог хотел вернуть его, соединить с Источником жизни.
Я вспоминаю историю, написанную одним современным писателем, имя которого не столь важно. Суть ее в том, что сынишка обращается в предрождественские дни к отцу и просит его подарить ему на Рождество лошадь. А папа спрашивает: «Какую — пластмассовую?» — «Да нет!» — «Из дерева?» — спрашивает отец. «Да нет же, нет! — отвечает сын. — Из лошади! Подари мне лошадь из лошади!» Своим детским языком ребёнок хотел сказать, что хочет настоящую лошадь. Получить жизнь там, где её нет, невозможно. Справедливость силой не восстанавливается. В нашем материальном мире нет жизни, она вне нас. Жизнь в Том, Кто лишь один может сказать о себе: «Я есмь Жизнь». Мы постоянно боремся за нашу жизнь, хотя пока ещё носим ее в себе. Мы многого не замечаем — как множество разных механизмов в нашем организме борются за жизнь. И каждый знает, что мы тщательнейшим образом избе-гаем этих мыслей, что прожив день, приближаемся не к жизни, а к концу её. Мы приближаемся к кончине.
Представители прекрасной половины человечества, уже в 18 лет находя морщинки у себя на лице, очень тяготятся ими. С помощью всевозможных средств можно создать иллюзию, будто мы не стареем. Но это лишь обман. История же о Рождестве Христовом – это история о том, что смерть, которой мы так боимся, побеждена. Это история о том, о чём мечтает, в той или иной степени, каждый человек. Рождество — это история о вновь подаренной человеку жизни. Мы не оставлены на произвол судьбы, не отданы на откуп ненависти, гневу, всему тому, что доставляет боль и горечь. Достаточно обратиться к Тому, Кто пришел в этот мир, чтобы протянуть человечеству руку помощи, к Тому, Кто, будучи распинаем на кресте, молился о пригвоздивших Его: прости им, ибо не знают, что делают, они поднимают руку на самих себя. Но даже это — так велика была Божья любовь! — не отвернуло Его от нас. Поэтому мы празднуем Рождество Христово. Потому что Рождество не закончилось могилой. Рождество завершилось воскресением Распятого. Другими словами, Рождество закончилось торжеством жизни над смертью.
И хотя тот отрезок жизни, который нам подарен – 60, 70 или более лет, каким бы он не казался нам долгим, рано или поздно закончится. Но для тех, кто на самом деле решил жить, жизнь никогда не закончится, благодаря Рождеству Христову.И давайте не забудем разницу между тем, как жизнь дарует Бог, и как пытаемся продлить ее мы. Не забудем Красную Шапочку. Мы, защищая жизнь, убиваем. А Он, даря нам жизнь, принимает смерть на себя.Рождество! Эта традиция была передана нам теми, кто доподлинно понял Того, Кто подарил жизнь, не пошёл путём добродетелей-охотников всех веков и не убил мерзкого «волка», а принял смерть на себя, победив смерть смертью. С тех пор и повелась эта дивная традиция — дарить, а не отнимать!Пусть и для нас Рождество станет не праздником ради праздника, а следованием принципу жизни в повсед-невности. Пусть и мы, с помощью Иисуса, начнём одаривать, а не отбирать и, желая приносить мир, будем брать на себя ответственность, желая поддержать, не будем бить — ни словом, ни жестом, ни поведением. Пусть это станет для нас Рождеством Христовым!
Пастор Отто Вендель
http://ottowendel.ru/rozhdestvo-i-krasnaya-shapochka/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: