12 урок от ПА: ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ
12 урок по посланиям Петра: ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ
Урок коснется первой половины заключительной главы письма Петра, в которой мы посмотрим на причины потери веры у христиан.
Проблемы проведения урока:
Как вы можете заметить, мы выбрали для проведения этого урока лишь половину предложенных нам текстов. Дело в том, что автор урочника посвящает все следующее, 13е занятие, уже не последовательному изучению текста Библии. Он выберет «главные» темы посланий, то есть те темы, по которым он может хоть чем-то наполнить недостающие страницы. Например, это будет тема о «порядке в церкви и обществе». Ясное дело, что любой человек с неповрежденным умом, прочитавший два письма Петра, скажет, что этой темы и близко нет среди главных. В письме есть упоминание о послушании (в теме о копировании Иисуса), но никогда Петр и не планировал хвалить власть, тем более власть церковную. Нафантазировать, что Петр ставит одной из главных целей нас научить нас подчинению власти, можно лишь имея печальные предпосылки. А сравнить в одной теме власть государственную и власть церковную может только человек, никогда не читавший в Евангелии слова Иисуса «а у вас да не будет так». Это, конечно, нормально для тех, кто считает себя властью в церкви, но мы солжем нашим слушателям, продвигая им такие идеи.
Поэтому мы обезопасим наших слушателей от лжеучений, если посвятим следующий урок тоже изучению текста Библии, а не идей, предлагаемых нам «гарантами церковной безопасности». Последнюю главу письма легко поделить на две части, потому что в первой ее части (до 10 текста) рассказывается о проблеме, которая существует в церкви, а вторая часть (с 11 до конца главы) касается довольно практического описания поведения верующих. Первую часть мы разберем сегодня, а вторую часть – в 13 уроке.
И в этом отрывке мы посмотрим на практическое применение слов Петра, касаясь трех основных вещей, которые приводят верующего к потере его веры.
Главный вопрос: Что может привести нас к потере веры? Что нужно сделать, чтобы не оказаться среди отказавшихся от христианства?
Ломка льда: Когда вы в последний раз забыли о каком-то важном деле? Что это было? Почему так произошло? Что (или кто) вам помешал?
- Смещение акцента с главного. Текст 2 Петра 3:1-2 (с. 179 НЗ)
Первые тексты главы показывают причину, из-за которой Петр обращается к верующим. Существует трудность, которая решается этим письмом, и эта проблема заключается в том, что верующие постепенно теряют «чистый смысл», или адекватное мировоззрение. Автор скорее дает здесь рецепт, чем разъясняет суть трудности, но мы отлично знаем, о чем он говорит.
Нужно отметить, что статистически большинство людей, отказывающихся от регулярной христианской жизни (мы имеем в виду нормальную активность верующего – Слово, общение с Богом и верующими, поклонение и тп), делают это не «идеологически», то есть, не осознанно. Это происходит не из-за обид и не из-за разногласий с какими-то особенностями вероучения, а из-за постепенного погружения в другие интересы, суету и достижение важных для них на данный момент целей. Павел упоминает о людях, «возлюбивших нынешний век», Иисус говорит о постепенном росте сорняков — житейских забот и суеты, которые забивают человеку мозг практически полностью. Вместо того, чтобы четко представлять предназначение, данное ему Богом, христианин занят тем, что от него требуют другие. Эта деятельность благополучно поглощает то, во что он когда то верил, и бег в беличьем колесе не оставляет человеку возможности уделять достаточно времени отношениям с Богом. Так бывает, когда чувства в семейной паре разбиваются о быт, работу, кредиты и прочее, саму по себе неплохую деятельность. Она плоха лишь тогда, когда встает на место главного – отношений любви друг ко другу.
Рецепт, который предлагает Петр для того, чтобы христианин не был поражен этим недугом, заключается в регулярном возвращении к чистому смыслу, усилиям, при которых главное вновь становится главным. Петр видит хорошим лекарством для этого слова Иисуса и апостолов, то есть, Евангелие, и все Писание (пророков) (2). Похоже, что чтение Слова становится «настройкой» на главное, возвращением к Тому, Кто должен бы быть смыслом нашей жизни. В этом нет идеи заработка спасения делами, это всего лишь выделение времени для встречи с Иисусом. Здесь работают и другие методы, лишь бы они вели к чистому Слову, а не к идеям лжепророков из предыдущей главы.
Практика: Был ли у меня опыт забывания главного в жизни? Когда такое было в последний раз? Или я до сих пор не определился со своим предназначением? Что я делаю, чтобы суета не убила мое христианство? Помогает ли мне Библия или нет?
- Игры разума. Текст 2 Петра 3:3-7 (с. 179 НЗ)
Второй пункт «перехода в неверие» весьма интересно показан новыми переводами Писания. Хотя обычно мы пользуемся Синодальным переводом, но здесь хотим привести центральный, пятый, текст отрывка в переводе РБО: «они забывают, что некогда Божьим Словом были созданы…», Кулакова «В угоду себе они забывают, что словом…» или NIV «but they deliberately forget..» то есть, «они осознанно забывают». Как вы уже заметили, смысл выражения Петра становится гораздо яснее. Люди не просто не знают о действиях Божьих (синодальный). Они сознательно сделали так, чтобы об этом не знать. Они специально исключили кое-что из своей памяти.
В этом заключается второй принцип потери веры, ругатели имеют право заявить о том, что Бог не вмешивается в жизнь (4) на основании собственного опыта. Но этот опыт очень субъективен – ведь человек имеет прекрасный механизм для того, чтобы «подделать» реальность под свои желания. Поссорившись с другом, я забуду все хорошее, что было в течение 20 лет дружбы с ним, и в моей памяти он будет только лишь предателем. Так легче для моего мирка, который я себе создаю. О церкви, в которую я не хожу, я буду рассказывать лишь гадости, да и видеть в ней тоже только нечистоплотных священников; почитание не Бога, а важной женщины, знакомой с Иисусом лучше других; и исполнение не Слова, а традиций. В церкви, в которую я хожу, я не замечу этого даже днем с фонариком. Это особенность наших мозгов – мы избираем, что замечать, а что нет. Благодаря этому Каин может уйти от лица вездесущего Бога, а иудеи воспринимают ясные слова с неба как гром.
В каком бы эмоциональном состоянии мы не находились, если нам в данный момент неудобны отношения с Иисусом, мы применим этот прием. Если я счастлив, то я интерпретирую все события моей жизни, как мои заслуги, не заметив Его. Если мне плохо, я придумаю, что Бог никогда не помогал мне, и христианство принесло мне лишь неудобства. Так, поиграв с воображением, я могу полностью убрать свидетельства о действиях Бога из своей жизни. Так я, сам себе Бог, создаю свой «волшебный» мир, в котором реальность заменяется удобными мне представлениями. И большинство из нас живут сегодня в таких нечестных мирках.
Практика: Я убираю из памяти события, которые мне не выгодны? Это касается людей, которых надо выставить хорошими или плохими? Или это касается и религии? Что о Боге я умалчиваю перед собой? Как стать честным и помнить все?
- Столкновение интересов. Текст 2 Петра 3:8-10 (с. 179 НЗ)
Последнее дело, которое может развить в нас неверие, описано как конфликт интересов Бога и верующего человека. Здесь приводится пример с днем Господним (9-10), то есть, с возвращением Иисуса на землю. Главная проблема с ним – задержка, которая была чувствительна даже для слушателей Петра, живших в первом веке, и тем более чувствительна для нас, спустя 2 тысячелетия! Ясно, что интерес верующих, полюбивших Бога и доверившихся Ему, заключается в быстрейшем Его возвращении и избавлении христиан от проблем. Для первых христиан эти проблемы заключались в гонениях и страданиях, для нас они не такие острые, но все же нельзя сказать, что мы не устали Его ждать и не подрастеряли веру.
Все дело здесь в том, что кроме наших интересов существует еще и воля Божья. Он, оказывается, хочет спасения и других людей, свивая кружева провидения для того, чтобы и они раскаялись (9). Поэтому Он пока не может исполнить наши желания. Это же касается и прочих, более актуальных для нас сегодня вещей, ведь второе пришествие уже не является мечтой для большинства из нас, — мы не мечтаем о возвращении Возлюбленного. Мы мечтаем о власти (как апостолы, так и современные АСД, мечтающие залезть в общественные палаты и парламенты – см. восхищенные новости), но воля Бога в том, чтобы мы служили. Мы мечтаем о признании и восхищении нашей статистикой и добрыми делами АДРЫ, а Христос хочет того, чтобы это даже не упоминалось, и правая рука не знала о левой.
И то же самое, но более чувствительное для нашей веры, касается нашей личной жизни. В мои планы входит исцеление от болезни, достижение комфорта, избавление от врагов, послушные дети, любящие супруги, Бог же, похоже, проявляет другую волю. И это становится причиной конфликта (явного или произошедшего в подсознании), и обиды, которая заканчивается расстройством отношений и постепенным признанием веры в Бога делом бесполезным. Конечно, это можно вылечить здоровой долей смирения и признания того, что все-таки Бог не ты, а Он; но в большинстве случаев верующий так никогда и не слазит с трона.
Практика: Что последнее из моих желаний Бог не выполнил? За что я обижаюсь на Него сегодня (или за что недопонимаю Его)? Если я обижен на Него, как мне Его простить? Что делать, если я не хочу признать то, что Он – главный и знает и умеет все лучше?
Вывод. Чтобы мы не потеряли хорошие отношения с Богом, нам нужно:
— регулярно общаться с Тем, кто вернет нам правильный взгляд на мир;
— быть честными в том, чтобы замечать Божьи дела в жизни (и хорошие дела других);
— не переживать, если что-то из наших мечтаний любящий Бог не исполнит.
2 Петра глава 3 Слово может убить, слово может спасти, слово может овец за собой повести…
1. Друзья мои, я пишу вам уже второе письмо, и в обоих письмах пытаюсь напоминанием пробудить в вас способность мыслить здраво;2. чтобы вы помнили предсказания святых пророков и заповедь, которую Господь и Избавитель дал через ваших посланников. (предсказания (букв. «слова, произнесённые прежде») святых пророков).
1-2 стихи. Третью главу Пётр посвящает слову. Как известно из-за слов, вернее стоящих за ними концепций, возникают конфликты и споры, которые Пётр пытается заблаговременно не допустить или вовремя погасить. Первое слово, которое упоминает здесь Пётр это слово пророков/апостолов, которые оставили для нас заповедь Господню. Причина спора: что подразумевает Пётр под заповедью Господней? Повеление любить друг друга? Включает ли эта заповедь о любви все десять заповедей Декалога и 613 Танаха? Межконфессиональные споры о роли закона (детоводителя) в жизни верующего после Голгофы не утихают до сих пор, несмотря на то, что сломано уже не мало копий и наломано не мало дров.
3. Прежде всего, поймите вот что: в Последние Дни появятся насмешники, следующие собственным страстям
4. и спрашивающие: «Ну и где же его обещанное ‘пришествие’? Ведь отцы наши умерли, и ничто не меняется от самого начала творения».
3-4 стихи. Затем Пётр приводит слова насмешников (наглых ругателей), которые приводят свой житейский довод: что-то пришествие слишком затянулось (20 столетий прошло ребята, а вы говорите на каждой евангельской компании, что вот-вот). Причина спора: довод Екклесиаста «нет ничего нового под солнцем» и такой стремительный рывок НТПрогресса во всех областях жизни. Можно ли считать компьютер, спутник, космич.корабль чем-то новым или в древнем мире был их аналог? Стал ли человек 21 века более гуманнее, чем 20 столетий назад или ему присущи всё те же моральные изъяны? Где вольнее дышится человеку при римской монархии или при диктатуре пролетариата?
5. При этом, стремясь показать свою правоту, они упускают из виду тот факт, что именно Божьим Словом, очень давно, возникли небеса и из воды возникла земля, находившаяся между водами,
6. и потому тот мир погиб, будучи потоплен водой.
7. Нынешние небеса и земля, хранимые тем же самым Словом, сберегаются огню до Дня Суда, когда будут истреблены нечестивые.
5-7 стихи. Божье Слово стало первопричиной появления этой земли, и Оно же хранит её от окончательного разрушения. Причина разногласий: кто прав эволюционисты с их теорией большого взрыва или креационисты, верящие в то, что вначале было Слово? Был ли потоп локальным или всемирным событием? Можем ли мы доверять Библии как достоверному источнику?
8. Более того, дорогие друзья, не забывайте вот о чём: у Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день.
9. Господь не медлит исполнить обещание, хотя некоторые считают это промедлением; напротив, Он терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов.
10. И всё же День Господа придёт, «как вор». В тот День небеса с шумом исчезнут, стихии расплавятся и распадутся, сгорит земля и всё, что в ней.
8-10 стихи Пётр цитирует псалом (слово) Моисея. Причина споров: были ли дни творения буквальными днями, или промежутками времени неизвестной продолжительности (один день как тысяча лет)?Что положит конец этому миру: падение метеорита, разрушение озонового слоя, Божье личное вмешательство? Уничтожит ли человечество себя само?
11. Итак, если всё будет уничтожено подобным образом, то какими нужно быть вам? Вы должны вести святую и благочестивую жизнь,
12. ожидая Божьего Дня и делая всё, чтобы ускорить его наступление. В тот День небеса разрушатся в огне, а разгоревшиеся стихии расплавятся;
13. но мы, следуя Его обещанию, ожидаем новые небеса и новую землю, на которых будет царить праведность.
14. Поэтому, дорогие мои друзья, находясь в ожидании этого, делайте всё возможное, чтобы предстать перед Ним без пятна и порока мирно.
11-14 стихи пасторское слово Петра (напутствие ко дню Божьему) . Причина споров: можем ли мы ускорить Пришествие Иисуса или у Бога есть назначенная дата? Если да то как? Почему Иисус говорил ученикам, что не знает этой даты? Смогут ли верующие стать ко дню пришествия безгрешными и жить без Посредника после окончания времени благодати?
15. Терпение Господа считайте избавлением, как писал вам и наш дорогой брат Шауль, по мудрости, данной ему Богом.
16. По сути, он говорит об этом во всех своих письмах. В них есть нечто такое, что трудно понять и что невежественные и неутверждённые люди искажают к собственной погибели, как и остальные Писания.
17. Вы же, дорогие друзья, заранее узнав обо всём, остерегайтесь, чтобы не увлечься заблуждениями нечестивых и не упасть со своей надёжной опоры.
18. Также возрастайте в благодати и познании нашего Господа и Избавителя, Мессии Йешуа. Ему да будет слава, сейчас и вовеки! Амен.
15-18 стихи Пётр приводит слова Павла. Павел апостол благодати. Причина споров: можно ли говорить верующим, что все их грехи прощены на Голгофе, что их принятие Отцом никак не зависит
от их добрых дел и послушания? Не станет ли это поводом грешить и нарушать закон, не потеряют ли руководители такой рычаг как вина, для давления на свою паству? Или лучше всё-таки воздержаться от этого, под благовидным предлогом? Научить читать Петра и Павла «как надо»!?
Вывод : Имеющий уши да слышит! Пётр приводит слова:пророков/апостолов, насмешников, Божьи, Моисея, свои и ап.Павла и говорит, что эти слова призваны были созидать, а не разрушать отношения человека с человеком.
Своё послание Пётр завешает гимном Слову ( у Павла есть гимн Любви). Слово передаётся из поколения в поколение, ставится под сомнение молодыми, творит и сохраняет жизнь, ожидает терпеливо , предостерегает и убеждает в непреложности сказанного.