«Модель пирамиды». Жан Ванье
#устройство_общины #место_христианина
«Модель пирамиды». Жан Ванье, основатель общин «Ковчег»
Все общества построены по принципу пирамиды. Наверху — сильные, богатые, умные. Они призваны руководить и направлять. Внизу — беженцы, рабы, слуги, безработные, убогие, инвалиды. Они — исключены, отвержены.
Иисус, омывая ноги, становится на место человека из самого низа, на последнее место, на место раба. Для Петра это невыносимо. Он не может понять, что Иисус пришел изменить модель общества, превратить пирамиду в тело, где у каждого есть свое место, независимо от того, на что он способен, где все связаны друг с другом. Теперь «последнего места» не существует. Иисус, став на место последнего, того, кто исполняет самую грязную работу, того, кто ниже всех, призывает учеников быть внимательными к самым последним в обществе. Бог не далеко на небе, Он живет «в небесах» сердца тех, кто на последнем месте.
Евангельская весть — это мир наоборот. В теле всякий член важен и драгоценен. Всякий нужен для благоденствия всего тела.
Петр реагирует совершенно естественно и нормально. И в этом разница между евангельской вестью и нашим человеческим поведением, нормами, принятыми в нашей культуре, между настоящим Иисусом и нашим человеческим представлением о Нем.
У каждого из нас в голове модель пирамиды, согласно которой миром правят сильные и могущественные. Разве мы не пытаемся завязать дружбу именно с людьми важными, занимающими высокое положение, а не с теми, кто внизу?
Ответ Иисуса: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» значит: «ты больше не будешь Моим учеником», «мы не сможем больше жить одной жизнью».
Сердце у Петра справедливое, доброе, великодушное; он не хочет обидеть Иисуса. Он только думал, что добрый и хороший ученик сам должен умывать Иисусу ноги. Он не понимает, что ответ Иисуса означает, что умывать ноги — это не новый ритуал, который можно исполнять, не исполнять или исполнять в определенный момент. Это суть Его Евангелия любви. Нам надо понять, Кто есть Бог и кем призваны стать мы.
Призывая нас умывать ноги друг другу, Иисус зовет нас любить, служить и прощать. Это не значит, что мы в буквальном смысле должны мыть всем ноги. Омовение ног — это могучий символ. А символы выражают что-то очень важное. Хлеб Евхаристии — это символ. Вода крещения — тоже. Умывать ноги друг другу — это знак присутствия Иисуса.
В общине «Ковчег» есть особые моменты, когда мы умываем друг другу ноги в знак любви. Я всегда испытываю глубокое умиление, когда умственно отсталый человек, инвалид умывает мне ноги или когда я вижу, как кто-то умывает ноги отцу или матери.
Это и есть мир наоборот.
В 1998 году Центральный комитет Всемирного совета церквей в Женеве попросил меня провести день духовных упражнений. Я предложил, чтобы после моего выступления все члены Центрального комитета, представители 230 христианских церквей, во время особой литургии умыли ноги друг другу. Особенно трогательно было видеть, как православный епископ опускается на колени и умывает ноги американке — служительнице баптистской церкви. Иногда язык жестов более убедителен и запоминается лучше, чем слова. Это были минуты благодати и единства.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой