Размышления адвентиста в 4-м поколении о проблеме духа осуждения. Часть 1
#осуждающий_остаток #церковь
Размышления адвентиста в 4-м поколении о проблеме духа осуждения. Часть 1
Терри Пулер, доктор богословия
Вчера я имел удовольствие отобедать вместе с учителем-адвентистом седьмого дня, который горит желанием оказывать влияние на молодые умы. Он попросил меня определить кардинальное различие между церковью Sabbath Grace Fellowship, пастором которой я являюсь и типичной церковью адвентистов седьмого дня.
(Sabbath Grace Fellowship – недоминационная христианская церковь в г. Орландо (штат Флорида). Эта церковь чтит субботу, не судит и ориентирована на благодать. Её девизом является: “Безопасное место для того, чтобы возрастать и ходить вместе с Богом”. Активисты церкви, основавшие её в 2004 г., попросили меня стать пастором этой церкви. Все эти активисты – выходцы из адвентизма).
Когда я закончил объяснение, он покачал головой и сказал: “Мудро! Я никогда раньше не смотрел на это таким образом. Тебе надо написать статью на эту тему”. Я почти не спал прошлой ночью, всё думал о предложении моего друга. Последующие размышления представляют собой результат его призыва и потребности моего разума в обретении покоя.
Прежде всего, расскажу немного о себе. Я – адвентист по меньшей мере в четвертом поколении (говорю “по меньшей мере” по той причине, что не уверен в религиозных убеждениях моей пра-пра-бабушки). Мои родители, дедушки и бабушки считались “консервативными”. Я посещал адвентистские школы, начиная с первого класса и заканчивая семинарией, хотя докторскую степень я получил в богословском институте Эндовер Ньютон в Бостоне. Деревенская церковь, состоявшая из 150 членов, была моей первой общиной. Во время моей учебы в старших классах последовали большие церкви в пригородах, затем церкви в колледже и университете.
Мне довелось послужить пастором пяти церквей в сельской местности, также в пригородах, в церкви адвентистской школы и церкви адвентистского института. Так что я считаю, что познакомился с культурой адвентизма в довольно широком масштабе.
Я обнаружил, что стремление судить и дух осуждения в разной степени присутствует в большинстве адвентистских общин, особенно стремящихся оставаться “верными нашему адвентистскому наследию и вере”. Насколько мне известно, установка судить и осуждать не входит в состав “28 основных доктрин” или “основных положений вероучения адвентистов седьмого дня”. Фактически любовь Христа является общепринятой темой в большинстве адвентистских общин. Так откуда же дух осуждения?
Богословские корни адвентизма уходят в пророчества книги Откровения, особенно в трехангельскую весть из 14 главы. Исторически церковь адвентистов седьмого дня смотрит на себя как на “выходящую” из других отступивших церквей и считает себя не такой, как другие. Большинство адвентистов могут определить свою церковь как “более чистую” по сравнению с другими христианскими церквями.Исходя из пророческих и исторических основ церкви, воспользовавшись трудами Елены Уайт, давайте припомним фразы и понятия, являющиеся основополагающими для исторического и современного адвентизма:
”Мы – остаток”.”У нас есть истина”.
“Католическая церковь – антихрист, а соблюдение воскресения представляет собой начертание зверя”.
“Все неадвентистские церкви, соблюдающие воскресение, являются “отступившими протестантами”.
“Выйди от нее, народ мой” (имеется в виду, что христианам, соблюдающим воскресный день, следует принять субботу, т.е. стать адвентистами).
“Все неадвентисты – это “внешние” (посторонние), а все неадвентистские книги, университеты или церкви, проводящие христианские семинары – “разбитые водоемы” – загрязненные источники истины”.
Примеры подобного мышления можно слышать в беседах: “Кое-кто из посторонних выступал сегодня на субботней школе”. “Почему наш пастор поехал на этот семинар в Уиллоу Крик и пил из разбитого водоема? (Церковь Willow Creek – одна из крупнейших и быстро растущих протестантский церквей в Северной Америке. В ней нередко проводятся семинары на различные темы, в частности, креационизма и происхождения жизни, роста церкви) Всё, что нам нужно, это Библия и труды сестры Уайт, если бы наш пастор только нашел время для их изучения!”
Этот список можно продолжить, но, думаю, вы ухватили основную идею.
Пророческое и историческое богословие адвентизма ясно учит, что адвентистская деноминация является единственной истинной церковью – “остатком”. Адвентисты верят, что хотя их церковь всё еще несовершенна, она всё же превосходит все остальные христианские церкви. Она сидит на верху пирамиды христианских деноминацией с “отступившими протестантами” этажом ниже и антихристами-католиками в самом низу. Нельзя посчитать странным для адвентистов мнение о себе как о единственной истинной церкви. Многие деноминации учат такому. Другие деноминации также борются с духом осуждения, исключающим других. Кто-то однажды сказал: “Каждый человек считает свое мнение самым лучшим, иначе он бы его изменил”. Но сколько деноминаций называют себя “остатком”?
Такая основополагающая теология превосходства среди традиционных адвентистов в результате ведет к нескольким печальным последствиям.
Во-первых, посредством традиционных подходов к евангелизму, основанному на пророчествах книги Откровение “суббота в противовес воскресению”, адвентизм нередко привлекал новообращенных, склонных с самого начала судить других и спорить. Такие люди имеют странное пристрастие учить о подрывных элементах в правительстве, в крупных церквях и мировых банках. Они нередко являются сепаратистами, которые “всегда знали” о том, что наверху что-то неладно и держится в секрете, а открывающие глаза адвентистские занятия по изучению пророчеств помогли подтвердить их подозрения. “Будь осторожен; не доверяй никому из тех, кто не верит в то же самое, что и ты”.
Во-вторых, многие адвентисты колеблются в вопросе посещения неадвентистских церквей. Почему? Потому что эти церкви – “водоемы разбитые”, где человек может быть обманут. Внутренний страх таков: “А вдруг, если я расслаблюсь во время богослужения или захочу что-то узнать от них, дьявол незаметно введет меня в заблуждение?” Но если спросить этих адвентистов, верят ли они в то, что члены неадвентистских церквей могут попасть в Царствие небесное, они, вероятнее всего, допустят такую возможность.
Итак, адвентистская дилемма какова: как Бог может благословлять и приводить людей к спасению в отступивших церквях, где дьявол также производит свою работу, обманывая людей? Молиться ли мне за успех такой общины или же за её кончину? Это противоречие находит не слишком много ответов в теологии “Выйди от нее, народ мой”.
Наконец, самый печальный, на мой взгляд, результат традиционного адвентистского мышления таков: это мышление производит коллективный дух осуждения даже среди своих собственных членов. Деноминация, которая учит, что “все другие христианские церкви хуже нас, не такие хорошие, как мы, уступают нам в библейском отношении, находятся вне истины”, будет склонна взращивать членов, которые не только судят других и подозрительно относятся к другим христианам, НО также и к своим собственным членам.
Иначе говоря, деноминация, создающая осуждающую духовную шкалу сравнительной ценности деноминаций, создает также шкалу сравнительной ценности среди своих собственных членов, внутри самой себя.
Многие члены церкви, поклоняющиеся вместе, а особенно те, которые работают бок о бок в адвентистских учреждениях, научились жить двойной жизнью. Их основная жизнь подвержена влиянию страха “Что обо мне подумают другие члены церкви?”. Такая жизнь превращается в жизнь позерства и притворства, скрывания личных слабостей и проблем. Их вторая жизнь часто настолько личная, что они не исследуют ее сознательно. Она наполнена страхами и ощущением небезопасности по поводу своего духовного состояния и спасения. Или она может стать тайной жизнью запретных удовольствий. Они становятся экспертами притворства – а это может вести к сравнению себя с другими и соревнованию с другими членами в попытке поднять свой собственный хрупкий уровень духовности.
…Это представление традиционно ведет к очень консервативной религии, основанной на внешнем поведении: “Не ходи в кино и на танцы, не кури, не пей, не пользуйся макияжем и не носи ювелирные украшения. Не ешь мяса и не ходи в кафе или ресторан в субботу. Побольше занимайся изучением духовной литературы, литературным евангелизмом, приноси побольше пожертвований, приготовься к излитию позднего дождя и готовься ко времени скорби!”
Многие адвентисты нервничают по поводу следственного суда. Они встревожены тем, что их имя может в любой момент предстать пред судным престолом Бога, и горе тому человеку, у которого имеется хотя бы один неисповеданный грех. Этот страх усиливается за счет мысли о том, что, вдруг они действительно не исповедали какой-то грех в своем сердце, но не знают об этом8, потому что они заглушили обличающий голос Святого Духа…
Действительно, неудивительно, что адвентистская теология породила ощущение небезопасности и менталитет осуждения.
Некоторые читатели думают: “Адвентизм, о котором вы говорите, вовсе не тот адвентизм, в который я верю”. Надеюсь, что так. Но я предлагаю вам поговорить с теми, у кого настолько же глубокие адвентистские корни, как у меня. Верит ли человек в такую картину по поводу адвентизма или нет, не отрицает существования проблемы. Склонность судить и дух осуждения – основополагающая адвентистская реальность.
Да, сейчас возникают авентистские общины, которые намеренно не судят, потому что сосредоточены больше на благодати, чем на поведении. Однако, имеются другие более консервативные церковные функционеры и общины, испытывающие страх за деноминацию, которая отходит от своих корней и становится слишком похожей на отступившие церкви, слишком сосредоточена на “любви и благодати”, а не на послушании, слишком охотно компрометирует свои устои. Они призывают деноминацию возвратиться к своим историческим пророческим корням.
Я предвижу, что консервативно настроенные члены адвентистской деноминации будут все более и более считать идущими на компромисс и “теплыми” те адвентистские церкви, которые стремятся отойти от ориентированных на внешнее поведение и осуждение корней адвентизма. В конечном итоге консервативные элементы будут контролировать финансы, администрацию и направление деноминации, потому что ориентированные на благодать церкви будут всё более и более предпочитать не поддаваться их контролю и влиянию.
Я не утверждаю, что адвентистские проповедники и учителя не выступают на тему необходимости любящего сообщества. Но на деле важность любящего сообщества, во свете молитвы Христа, не слишком хорошо осознается и не подчеркивается с такой же силой, как приоритеты 1 и 3. Отсюда соответствующий результат.
Продолжение завтра.
Перевод с английского Татьяны Ноэль-Цигульской © Copyright 2007
Благодать — это то лучшее, что христианство подарило миру, нечто новое в области духа, порождающее в нас силу более могущественную, чем жажда мести, более могущественную, чем расизм, более могущественную, чем ненависть. Печально, но церковь иногда приносит в мир, отчаявшийся в ожидании благодати, только еще одну форму не-благодати. Слишком часто мы больше напоминаем угрюмых людей, собравшихся поесть разваренного хлеба чем тех, кто принимал участие в пиршестве, устроенном Бабеттой.. Я вырос в лоне церкви, которая проводила четкое разграничение между «эпохой Закона» и «эпохой Благодати». Игнорируя многие моральные запреты Ветхого Завета, мы установили свой, достаточно агрессивный, порядок, который соперничал с ортодоксальным еврейским порядком. Самыми страшными грехами считались курение и распитие спиртных напитков.Кинофильмы числились следующим пороком в этом списке. Многие члены общины не принимали даже такие фильмы, как «Звуки музыки». Рок-музыка, которая тогда еще находилась в зачаточном состоянии, воспринималась как что-то отвратительное, весьма вероятно, чисто демонического происхождения.Запреты на макияж, ношение ювелирных украшений, чтение воскресной газеты, на занятия спортом, а также на просмотр спортивных телепередач в воскресные дни, совместное плавание (странным образом названное совместным купанием), короткие юбки для девушек, длинные волосы для мальчиков налагались или не налагались в зависимости от духовного уровня личности. В детстве у меня сложилось четкое впечатление, что человек становится духовно богатым, живя по этим аскетическим правилам. Что касается моей собственной жизни, я не видел большой разницы между милостью Закона и милостью Благодати.Мои посещения других церквей убедили меня, что подобный подход к духовности, как к чему-то ступенчатому, практически универсален. Католики, меннониты, Церковь Христа, лютеране, южные баптисты — все они имеют свое традиционное представление о законничестве. Достичь благосклонности церкви и, по-видимому, Бога, можно только следуя предписанным правилам. Ф.Янси «Что удивительного в благодати».
Благодатью нельзя пользоваться тем что, расслабляешься и думаешь что мы под благодатью и Бог видит всё и понимает все наши слабые стороны. Но где строгость, там и дисциплина. Господь не хочет чтобы мы угождали себе больше чем Ему, в этом наша слабость ссылаться на благодать, забывая о том, что Бог каждый день строго взыскивает. Мы должны очень внимательно изучить характер Бога и Его волю, и как нам поступить в той или иной ситуации не огорчая Бога. Ведь наш характер должен быть похожим на Христа и мы должны поступать так как поступал Христос. Только тогда мы сможем открывать любовь Христа.