Труды Е.Уайт и Solo Scriptura

Труды Е.Уайт и Solo Scriptura


#уайт #перемена_взглядов

Труды Е.Уайт и Solo Scriptura

Хочу поговорить о животрепещущем для адвентизма — роли Е.Уайт.

Только не мыслящий или тот, кто в церкви недавно никогда не задумывались над фигурой и ролью Е.Уайт и ее работ в формировании стиля жизни и мышления верующих.

Итак, какие вопросы возникают у вас в связи с ней?

К сожалению, не могу услышать ваш ответ, поэтому приведу самые распространенные: это вопрос пророческого авторитета ее трудов, и вопрос исторической достоверности написанного в ее книгах, связанных с историей (Великая борьба, в частности).

Конечно, вопросов намного больше, и практически всех их мы коснемся по ходу разговора.

Итак, давайте разберемся, какое значение имеет то, что написала Е. Уайт. Как можно судить об этом? По каким меркам?

Лучшее решение — это привести слова самой Е.Уайт и ее отношение к своим словам! Что мы сейчас и сделаем.

Для многих сюрпризом явится то, что как Елена Уайт, так и пионеры адвентизма отвергали выше приведенную трактовку её трудов. Елена Уайт объясняла своё понимание и свои обычные труды такими словами:

«Библия сама по себе рассказывает, как человек через Святого Духа получает предупреждение, обличение, совет и наставление в вопросах, которые никоим образом не относятся к тому, как была написана Библия».

Елена Уайт сделала две вещи. Она не разрешила, чтобы её труды использовались в качестве богодухновенного и непогрешимого толкования Библии. Также она дала указание:

«Больше не смейте говорить: „сестра Уайт сказала“ и одновременно требовать, чтобы Библия была единственным доктринальным авторитетом» (Великая борьба, стр. 10).

«Многие из наших людей пишут мне, с горячей решимостью прося о преимущественном использовании моих трудов для того, чтобы подчеркнуть некоторые моменты, которые они желают преподать людям, чтобы произвести на них глубокое впечатление. Действительно, есть причина для того, почему некоторые из этих моментов должны быть преподаны; но я не отважусь одобрить использование „Свидетельств для церкви“ таким образом или санкционировать помещение предмета, хорошего самого по себе, предлагаемым ими способом» (Письмо Елена Уайт брату Литтлджону, 3 августа 1894 г.)

«Отложите сестру Уайт в сторону: отложите её. Никогда больше до конца своих дней не цитируйте мои слова до тех пор, пока вы не научитесь подчиняться Библии. Когда вы возьмёте Библию и сделаете её своей пищей и своим питьём, сделаете её составной частью своего характера, когда вы сделаете это, тогда вы узнаете, как получить наставление от Бога. Но вот Слово, драгоценное Слово превознесено перед вами сегодня. И хватит твердить „сестра Уайт сказала“, „сестра Уайт сказала так“, „сестра Уайт сказала эдак“ и „сестра Уайт сказала ещё так-то“. Но говорите: „Так говорит Господь Бог Израилев“, а потом делайте то, что Господь Бог Израилев говорит и делает» (Собрание Сполдинга и Мэгана, стр. 167, абзац 2).

«В проповеди и публичных выступлениях не делайте заметным и не цитируйте написанное сестрой Уайт в качестве авторитета, поддерживающего вашу позицию. Если поступать так, то это не прибавит веры в свидетельства. Приводите свои доказательства, ясные и чёткие, из Слова Божия» (Письмо Е.Уайт N 11, 1984 г.)

«Библия и только Библия должна быть нашим исповеданием веры» (Избранные вести, том 1, стр. 416).

Отношение пионеров адвентизма к трудам Елены Уайт в огромной степени отличается от того, которого сегодня придерживаются консервативные адвентисты. По меньшей мере, в течение первых 40 лет истории адвентизма любой, кто заявил бы, что её труды представляют собой «богодухновенный комментарий» к Библии, получил бы суровый упрёк от самой Елены Уайт и от тех, кто близко общался с ней. Джеймс Уайт приводит пример мышления пионеров и определяет отношение ранних адвентистов к обычным трудам Елены Уайт. Пионеры проводили различие между божественным откровением, содержащимся в её свидетельствах, посланных конкретным людям, в которых давались личные указания, и книгами, написанными для широкой публики. Непосредственно по отношению к её толкованиям Библии, представленным в её обычных трудах, Джеймс Уайт писал:

«Каждый христианин имеет обязательство считать Библию совершенным мерилом веры и долга. Он должен горячо и ревностно молиться, чтобы ему в его служении при исследовании Писания в поисках истины помог Святой Дух. Он не может произвольно отвернуться от Писания, чтобы узнать о своих обязанностях через какой-то из даров. В тот самый момент, как он это делает, он ставит дар на неподобающее место и попадает в очень опасное положение» (Джеймс Уайт, Ревью энд Геральд, 3 октября 1854 г.).

«Есть группа людей, которые полны решимости в том, чтобы «Ревью» и его руководители сделали взгляды миссис Уайт мерилом доктрин и членства в церкви. Какое отношение имеет «Ревью» к взглядам миссис Уайт? Мнения, публикуемые на его страницах, почерпнуты из Священного Писания. Ни один из авторов «Ревью» никогда ни в коей мере не относился к взглядам миссис Уайт как к авторитету. «Ревью» пять лет не публиковал ни одного из них. Его девизом всегда было: «Библия и только одна лишь Библия, единственный критерий веры и долга» (Джеймс Уайт, Ревью энд Геральд, 16 октября 1855 г.).

«Здесь нужно понять, что все эти взгляды, которых придерживается церковь соблюдающих субботу, были вынесены из Писаний прежде, чем миссис У. имела какое-либо мнение по их поводу. Эти мнения основаны на Священном Писании как на их единственном основании» (Джеймс Уайт, Ревью энд Геральд, 16 октября 1855 г.).

«Теперь мы должны продолжать верить и учить Слову Господа. Это наше дело. Если мы предпочтём верить взглядам миссис У., которые согласуются со Словом, это наше дело и ничьё больше. Но если же мы отставим Слово и будем искать мерило веры и долга в каком-то новом откровении, тогда церковь должна будет заткнуть мне рот как преподавателю религии». (Джеймс Уайт, «Дары церкви Евангелия», стр. 14).

Следующие утверждения Джеймса Уайта представляют собой позицию исторического адвентизма и настраивают церковь на принципы протестантизма. В 1871 г. Джеймс Уайт с согласия Элен Уайт писал:

«Они (АСД) верят в продолжительность духовных даров. Они верят, что дух пророчества почил на миссис Уайт, и что она призвана к особой работе в своё время среди этих людей. Они, однако, не делают веру в эту работу тестом на членство в церкви» («Ревью энд Геральд», 13 июня 1871 г.).

Ф.М. Уилкокс утверждал ту же самую позицию:

«Когда мы обсуждаем тему духовных даров и их проявлений в церкви, естественно возникает вопрос: „Должна ли вера в эту доктрину являться критерием членства в церкви? Кандидаты в члены церкви должны познакомиться с божественным служением, к которому она была призвана, и влиянием, оказываемым её книгами и работой, проделанной ею на протяжении многих лет. Им нужно предоставить возможность читать опубликованные книги. Когда такое указание было кандидатам дано, не должно возникать вопросов о том, должна ли вера в доктрину духовных даров служить критерием членства в церкви“ (Артур Уайт. „Биография Элен Уайт“. Том 2, стр. 491, 492).

Джордж Батлер в 1883 г. писал в Приложении к „Ревью энд Геральд“ (14 августа), что

„многие из нас, кто не верит в видения, находятся в нашей церкви, и их не исключают“.

Пионеры адвентизма спорили о том, принимать ли видения Элен Уайт как богодухновенные, но они отказывались узаконивать их принудительное принятие (По поводу позиции Элен Уайт в вопросе видений и членства в церкви см. „Свидетельства для церкви“, том 1, стр. 328).

Все пионеры адвентизма, включая Элен Уайт, опровергли бы следующее утверждение:

„Мы верим, что откровение и богодухновенность как Библии, так и трудов Элен Уайт, равны по качеству. Руководство Святого Духа было таким же тщательным и глубоким как в одном случае, как и в другом“ (Журнал „Служение“, октябрь 1981).

А что сейчас???
А сейчас очень интересно, что бы сказала Е.Уайт на следующие утверждения:

Современные утверждения АСД
«Её (Елены Уайт) обильные литературные произведения включают десятки тысяч библейских текстов, нередко сочетающихся с их детальным толкованием. Тщательное изучение показывает, что её труды последовательны, точны и находятся в полном согласии с Писанием» («Адвентисты седьмого дня верят… Библейское истолкование 27 основных доктрин», Ревью энд Геральд, 1988, стр. 224, 225).

«Мы верим, что откровение и богодухновение как Библии, так и трудов Елены Уайт, равны по качеству. Руководство Святого Духа было таким же тщательным и глубоким как в одном случае, так и в другом» (Журнал «Служение», октябрь 1981 г.).

«У всякого верующего церкви остатка, порой чувствующего себя сбитым с толку, запутавшимся среди множества разнообразных взглядов разных исследователей и комментаторов Библии, сегодня есть надежда. У нас есть то, что дано с целью улаживания разногласий между небогодухновенными комментариями. Что вам делать, когда исследователи Библии расходятся во мнениях? Нужно ли вам стать ещё лучшим исследователем, чем лучшие, для того, чтобы разрешить противоречия в вашем собственном разуме? Нет, и ещё раз нет. Бог дал нашей церкви богодухновенный комментарий, чтобы разрешать противоречия между небогодухновенными комментариями» (Моррис Венден, «Столпы», стр. 30).

«Библия и труды Елены Уайт являются непогрешимыми» (!!!)
(Урочник субботней школы, февраль, 1978, пособие для учителей, стр. 112).

«Принять ли нам такой взгляд, что богословы-адвентисты седьмого дня более надёжны, чем пророк-адвентист седьмого дня? Я высоко ценю и уважаю многих наших богословов-адвентистов. Я учился у их ног. Я ими восхищаюсь и глубоко их почитаю. Хотел бы вам напомнить, однако, что вы можете исследовать Библию от Бытия до Откровения и не найдёте ни одного текста, который указывал бы на то, что богословы являются обладателями дара Святого Духа. Писание, однако, отмечает, что пророки имеют дар Святого Духа. Елена Уайт имела этот дар, и она является канонической в смысле её доктринальных толкований» (Письмо от Д.Л.Делафилд, попечителя наследия Елены Уайт, к П.С. Дрюэру от 24 июня 1981 г.).

Труды Е.Уайт и Solo Scriptura*

Коммантариев: 10

Добавьте свой
  1. 1
    владимир

    Да… первое, что приходит на ум — «не знал и проще было жить»… Но, если Бог допускает знать правду, то основание веры нужно пересматривать. Сегодня, требование веры в Уайт, как пророка — дверь в церковь. И очень многие из крещаемых клянуться в «вере и доверии» к откровениям У.Уайт, хотя в душе до конца не осознают последствий «такой»веры.
    Вопрос: «зачем это делается руководством Церкви?» Ведь те, кто составлял список основных доктрин, наверняка знакомы с представленными выше историческими фактами…

  2. 2
    владимир

    «Когда-то знаменитый изобретатель Томас Эдисон сказал: «Пять процентов людей думают. Десять процентов людей думают, что они думают. И остальные восемьдесят пять процентов скорее умрут, чем начнут думать.» Скорее всего, он был прав. Ведь в Евангелии именно словами «и не думали» описаны люди перед Пришествием».
    Думаю это верно и для комиссии по определению основных доктрин ЦАСД.

  3. 3
    Сергей

    Думаю, Уайт выступала и в роли богослова (высказывая свое понимание Писания) и в роли пророка (передавая вести от Бога). Пока нигде не встретил, чтобы она учила тому, что противоречит ясным истинам Библии. Специально не искал, чтобы опровергнуть или доказать. Господь дает каждому ищущему Духа Святого, чтобы разобраться с пониманием Писания и других Его откровений.

  4. 4
    Сергей

    18й пункт вероучений АСД: Дар пророчества
    Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар явля-
    ется отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился
    в служении Елены Уайт, вестницы Господней, письменные тру-
    ды которой продолжают оставаться авторитетным источником
    истины, служа для Церкви утешением, руководством, наставле-
    нием и обличением для исправления. В этих трудах также чет-
    ко определено, что Библия есть критерий для всякого учения и
    опыта (Иоил. 2:28, 29; Деян. 2:14—21; Евр. 1:1—3; Откр. 12:17;
    19:10).
    Не нашёл противоречия с изложенным в статье. А во фразе «письменные труды которой» нет слова «все».

    • 5
      владимир

      Формально — как-то похоже на то, как вы пишете… На деле вера в Уайт является условием быть членом церкви. Против такого была бы и сама Уайт…

      • 6
        Сергей

        Это всегда проявляется только в тех общинах и служителях, которые любят обосновать свои действия и решения цитатами из её трудов, а не Писанием.

  5. 7
    владимир

    «Господь дает каждому ищущему Духа Святого, чтобы разобраться с пониманием Писания и других Его откровений». Согласен на сто процентов, но зачем «делать» из Уайт образец понимания Писания и видения?.

    • 8
      Сергей

      Имхо, это пытаются делать люди, не получающие откровения от Господа или те, кто хочет использовать авторитет и влияние Уайт в собственных целях.

  6. 9
    Аноним

    «Больше не смейте говорить: „сестра Уайт сказала“ и одновременно требовать, чтобы Библия была единственным доктринальным авторитетом» (Великая борьба, стр. 10).
    В книге «Великая борьба» нет этих слов. Проверьте, пожалуйста.

  7. 10
    Артур

    Лжепророчества Е. Уайт

    Можно привести следующие примеры ложных пророчеств Елены Уайт:

    «В 1847 году она увидела в видении, что Христос придет до отмены рабства, и оно будет отменено с Его пришествием.
    Но рабство было отменено, а Христос так и не пришел.
    В видении от 4 января 1862 г. ей было открыто, что рабство «оставлено для того, чтобы вызвать новое восстание».
    Но рабство перестало существовать, так и не вызвав еще одного восстания».
    Bederwolf Y. Seventh-day adventism: the Result of a Predicament. Grand Rapidz, 1950. С. 9.

    В 1849, когда в США вспыхнула эпидемия моровой язвы, г-жа Уайт вдохновенно написала:»What we have seen and heard of the pestilence [of 1849], is but the beginning of what we shall see and hear. Soon the dead and dying will be all around us.» (Издание Present Truth, Sept. 1849). То есть:
    «Все, что мы видели и слышали о моровой язве — это только начало того, что мы увидим и услышим. Скоро смертью и умирающими будет всё окружающее нас».
    Этого не случилось, данная эпидемия была последней в США.

    1850 год. Ранние письма. Эллен пишет: «My accompanying angel said, ‘Time is almost finished. Get ready, get ready, get ready.’ . . . now time is almost finished. . . and what we have been years learning, they will have to learn in a few months .» ( Early Writings, pp. 64-67).
    То есть: «Ангел, сопровождающий меня, говорил: «Время почти закончилось. Будьте готовы, будьте готовы, будьте готовы… сейчас времени почти не осталось… и то, что мы изучали годами, нам придётся выучить в несколько месяцев.»
    Новый всплеск ожидания конца света через несколько месяцев. Ничего подобного не произошло.

    1856 год. Конференция адвентистов. Г-жа Уайт с жаром заявляет: «I was shown the company present at the Conference. Said the angel: ‘Some food for worms, some subjects of the seven last plagues, some will be alive and remain upon the earth to be translated at the coming of Jesus.’ » (Свидетельства, Т.1, стр 131).
    То есть: «Мне были показаны присутствующие на конференции. Некоторые пойдут на пищу червям, некоторых настигнут семь язв, а некоторые будут живы и останутся на земле до вознесения на небеса во время пришествия Христа».
    Однако, все присутствующие на данной конференции пошли на корм червям. Ни один не дожил до наших дней.

    1864 год. Эллен пишет: «The human family was presented before me, enfeebled. Every generation has been growing weaker, and disease of every form visits the human race…. Satan’s power upon the human family increases. If the Lord should not soon come and destroy his power, the earth would soon be depopulated .» Testimony #8, p.94, in Spiritual Gifts III-IV» –
    «Человечество, бывшее до меня, ослаблено. Каждое поколение растет более слабым и разные виды болезней посещают человеческую расу. Если бы Господь вскоре не должен был прийти и разрушить своей властью землю, она вскоре бы обезлюдела» (Свидетельства, т. 8, в Духовных Дарах III-IV).
    Однако продолжительность жизни увеличивается, лекарства от многих болезней найдены или идёт их активный поиск, да и сами люди не изменились по сравнению с теми, что были «до Эллен Уайт», равно как и с теми, кто был после неё.

    В 1873 году редактор шведского издания «Advent Herald» К. Карлстедт заболел брюшным тифом. Эллен молилась за его здоровья, а после молитвы сказала, что Господь своей властью исцелит Карлстедта, болезнь которого не к смерти, а к Славе Божией.. (Charles Lee, Three Important Questions for Seventh-Day Adventists to Consider).
    Через несколько недель Карлстедт скончался

    В 1846 у Эллен было видение солнечной системы. Миссис Трусдейл, искренняя адвентистка, присутствовала при этом. Вот ее свидетельство: «Sister White was in very feeble health, and while prayers were offered in her behalf, the Spirit of God rested upon us. We soon noticed that she was insensible to earthly things. This was her first view of the planetary world. After counting aloud the moons of Jupiter, and soon after those of Saturn, she gave a beautiful description of the rings of the latter. She then said, ‘The inhabitants are a tall, majestic people, so unlike the inhabitants of earth. Sin has never entered here.'» (Taken from Mrs. Truesdail’s letter, Jan 27, 1891).
    То есть: «У сестры Уайт было очень слабое здоровье, когда мы молились за нее, Дух Божий почил на нас. Вскоре мы заметили, что она впала в транс. Она впервые увидела мир планет. Подсчитав луны Юпитера, а затем Сатурна, она прекрасно описала кольца последнего. Потом она сказала: «‘Жители — высокие, величественные люди, в отличие от жителей земли. Грех никогда не вступал здесь».
    Однако ни на Юпитере, ни на Сатурне никаких жителей нету и БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! (научный и общеизвестный факт). Кстати и число спутников Юпитера она назвала неправильно.

    Кроме того, Эллен пророчествовала о том, что Иерусалим никогда не будет отстроен:
    Затем мне было указано на некоторых людей, которые впали в заблуждение, считая своим долгом отправиться в старый Иерусалим… Я также видела, что старый Иерусалим никогда не будет восстановлен… ( Уайт, Елена Г., Ранние произведения, Заокский: Источник Жизни, 1998, стр. 109-110)

    Однако Иерусалим не лежит в руинах! Иерусалим отстроен. Часто защитники «дара» госпожи Уайт говорят о том, что, дескать, на самом-то деле Иерусалим не отстроен, т.к. древние здания (интересно, кстати, насколько древние?) не были восстановлены в том же виде, в каком они существовали. Но тогда можно с уверенностью утверждать, что вообще ни один город никогда не был отстроен! И какова цена такому пророчеству? Стал бы Господь открывать госпоже Уайт то, что и так общеизвестно? Разве это пророчество? А если всё же госпожа Уайт это представляла как пророчество, то несомненно подразумевала под этим нечто, что людям ещё не было открыто.
    Но, Иерусалим отстроен. Пророчество не сбылось.

    А этот отрывок, рассказывающей о путешествии Е. Уайт на небо и её изменении, можно оставить без комментариев:
    Когда Иисус стал спускаться на облаке, окруженный огненными языками, зазвучала Его серебряная труба. Он пристально посмотрел на могилы спящих святых, затем поднял глаза и руки к небу и возгласил: «Пробудитесь, пробудитесь, пробудитесь спящие во прахе, и восстаньте!» Вслед за этим произошло сильное землетрясение. Могилы отверзлись, и мертвые вышли, облеченные в бессмертие. 144 000 воскликнули: «Аллилуйя!», ибо узнали своих друзей, с которыми их разлучила смерть. И в тот же миг мы изменились и вместе с ними были восхищены ввысь в сретенье Господу на воздухе. ( Уайт, Елена Г., Ранние произведения, Заокский: Источник Жизни, 1998, стр. 44)

    Ну и напоследок:

    Эллен Г. Уайт учила что:
    — цветные люди не должны поклонятся Богу в тех же зданиях, что и белые
    Свидетельства, т.9, стр. 206, 214.
    — посохи волшебников фараона из Исход 7:10-13 не становились реальными змеями
    Духовные дары, т.3, стр. 205-206.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: