Превращение обращенных
Недавно в церкви я упомянул, что иногда смотрю телевизор и хожу в кино. Я очень люблю ходить в кино, потому что там я отдыхаю и отвлекаюсь от моих достаточно напряженных занятий. Позже в разговоре я сказал об эпизоде из популярного фильма, который был снят в Штатах. Христианам, пожалуй, трудновато признать, что они смотрели этот фильм. Когда я спросил, кто из присутствовавших видел этот фильм, только двое человек из двух сотен подняли руки.
Позже пастор церкви сказал мне, что он лично знает несколько своих прихожан, которые тоже смотрели фильм, но не хотели признаваться в этом в присутствии своих друзей!
Очень часто христиане путают понятия святости и нетерпимости. Такой наивный подход к следованию за Богом делает христианскую жизнь на первый взгляд легкой — просто исключи из своего круга общения всех тех, кто нарушает созданный нами образ христианской жизни. Часто в церквях устанавливают правила поведения и следования за Богом, а ученики их угадывают. Такой взгляд на христианство позволяет нам давать морально-нравственную оценку по внешнему поведению человека.
Наш краткий моральный кодекс сводится к следующим запретам: «Не танцуй, не пей, не кури, не жуй жвачку и не дружи с девочками, которые ведут себя плохо». В теологических терминах все это называется посвящением.
Но такой подход к святости приводит к следующей проблеме: мы совершенно забываем об очень важном грехе, о котором говорил Иисус в притче о милосердном Самарянине, о грехе упущения. Мы служим не божеству, ориентированному на дела, но Богу милостивому и прощающему. Если мы не можем проявить милость в тех ситуациях, с которыми мы по Его воле сталкиваемся на своем пути, мы проявим непослушание и согрешим.
Можно только догадываться, какой была прежняя жизнь священника и левита. Может быть, они пережили драматическое обращение, а может, они воспитывались в традиционном окружении с самого рождения. Независимо от их прошлого, в этот момент они продемонстрировали свою явную изоляцию от мира. Иисус использовал священника и левита в качестве примера, потому что мы все в какой-то степени рассуждаем так же, как они, оправдывая свое нежелание помочь страждущему.
Дональд Макгавран, профессор Фуллеровской семинарии, изобрел термин «искупление и возвышение», который очень точно выражает менталитет левита. Поработав какое-то время в Индии, Макгавран обратил внимание на естественное улучшение уровня жизни индуистов, которые приняли Христа. Как только новообращенные начинали жить жизнью по библейским стандартам, они приобретали более стабильный социальный и финансовый статус, и их взаимоотношения с людьми также улучшались. Как последователи Иисуса, они начинали иначе тратить деньги и вообще проявляли склонность жить более мудро. Короче, они начинали выглядеть как христиане.
Макгавран увидел в этом как позитивные, так и негативные стороны.
Когда люди обретали духовное искупление и уровень их жизни повышался, они проявляли тенденцию уклоняться от прежних привязанностей к людям вне церкви и начинали жить исключительно в новом кругу подобных им верующих. Искупленные чувствовали дискомфорт, общаясь со своими бывшими друзьями, которые придерживались другой системы ценностей.
Со временем они становились легкой жертвой такого смещения в мышлении, которое очень часто даже не осознается верующими: «Эти бедные люди вокруг не испытывали бы столько боли в своей жизни, если бы были такими же мудрыми, как я, и объединились бы с нами».
Если мы не вникнем в этот феномен искупления и возвышения, мы тоже будем спотыкаться о раненых, которых Господь уложит у наших ног в качестве испытания. Чем дальше мы отойдем от наших дней «до Христа», тем меньше мы будем осознавать, что такое жизнь без Христа. Духовное высокомерие «освященной потери памяти» завладевает умами святых очень быстро.
Чем дольше мы будем общаться с другими христианами в отрыве от реалий окружающего нас мира, тем больше мы будем преувеличивать тьму вне стен нашей церкви. Мы так сильно наслаждаемся Господом, что уже не помним, что это такое — жить без Бога. Мы забываем сбалансированный подход, который выразил псалмопевец: «Если бы не Господь был с нами…» (Пс. 123:1, 2). Другими словами, помним ли мы, что «ходим исключительно лишь по благодати Божьей»?
Стив Шогрен «Заговор доброты»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой