О протестантском богослужении
На мой взгляд, когда мы говорим о богослужении, толкование Слова не может по определению быть доминантным, ибо оно является частью целостного действа богопоклонения. Но это не значит, что оно второстепенно. Напротив, без него нет и не может быть богослужения.
Но проповедь может и должна быть органичной частью всех элементов богослужения, которые в совокупности придают случившейся конкретной богослужебной практике именно то, чем оно и должно быть.
Все компоненты богослужения — молитва ли это, пение, музыка, не должны быть формальным элементами, служебная роль которых сводится только к тому, чтобы вслед за ними вышел служитель за кафедру и произнес свой богословский манифест или назидание. Такая модель ничем не отличается от катехезического урока или субботней школы, банальной аудиторной библейской лекции, где доминирует интерпретатор, его ум, эрудиция, его умение вразумительно толковать Слово Божье.
Вот почему богослужение как удвоение субботней школы — это, на мой взгляд, не богослужение, а еще одна субботняя школа: члены церкви молчат, а проповедник продолжает просвещать паству. В таком богослужении доминирует все тот же пресловутый человек -проповедник, оратор, который обладает монологичной автономной властью, и слово которого очень часто звучит самодостаточно.
Такое богослужение, как мне кажется, ограничивает влияние Духа Святого. Опять-таки, обратите внимание, я говорю ограничивает, но не упраздняет.
В истинном же богослужении, центром которого является не пастор и где задействованы все остальные компоненты, торжествует Бог Отец и Бог Дух Святой, и богопоклонение становится христоцентричным, а не антропоцентричным, и человек — интерпретатор играет второстепенную, служебную роль.
Поэтому, чтобы это колоссальное событие теофании, то есть, богоявления, состоялось, все компоненты богослужения должны быть продуманы, включены, и вести к единой цели.
К сожалению, мы пока еще этого не достигли, отдельные компоненты не только формальны, но и нарушают, на мой взгляд, целостное единство богослужения.
Вместе с тем идеальное богослужение, о котором мы говорим как о некоторой мечте, имеет место в нашей общинной жизни, правда, редко и, главным образом, на Вечере Господней. Это то богослужение — обряд, где все слагаемые играют не формальную, эксплуатационную, а смыслообразующую роль.
Виктор Степанович Ляху. «К вопросу о протестантском богослужении» ЗДА, 2002 год
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой