В.С. Ляху о богослужении
Проповедь как жанр, доминирующий на наших богослужениях, имеет узкую сферу влияния и не захватывает всего человека, который по замыслу Божьему, представляет собой симфоническую личность.
Слово Божье в звучащей проповеди — это семя, которое прежде всего и чаще всего падает на добрую почву разума; оно живо откликается в нас, но, к сожалению, остается по слову Евангелия, одно, то есть не произрастает и не приносит должного плода.
Семя Божественного Слова должно проникнуть из разума в сердце и там, в этом пространстве, прорасти. Но это событие может состояться только тогда, когда все элементы богослужения соучаствуют и готовят сознание человека к чаемому Богоявлению.
Для этого нужно продумать соответствующий чин богослужения, придать значение форме, например, храмовому пространству и эстетике, музыке и росписи, и все это должно быть библейски обусловлено (без произвола и вкусовых амбиций).
В религиозном опыте все важно, там нет лишних вещей. Каждая деталь (разумеется, в разумных пределах) или культовый предмет содействуют тому, чтобы истина, прозвучавшая вербально с кафедры, укоренилась в сердце. Почему Бог с этим считался, а мы пренебрегаем этим? Как главный архитектор скинии и храма, замыслив сложнейшую теологию богослужения, Он учитывал структуру сознания человека.
Е.В.Зайцев в своем докладе правильно отметил, что «в процессе богослужебного поклонения иудея задействованы были все органы чувств молящегося: запах благовонного курения и священного елея, вкус пищи, вкушаемый по тому или иному поводу, созерцание красок священнических одежд, его священнодействий,впечатляющей архитектуры храма, прикосновения во время обрядов помазания или ритуального очищения, восприятие звуков музыки, слов, восклицаний и вместе с тем многозначительных моментов святого молчания, — все это, вместе взятое, способствовало вовлеченности всего человеческого естества в священный акт богопоклонения, создавая целостность восприятия человеком Бога».
Таким образом, совершенно очевидно, что богослужение — это гораздо более сложный феномен, чем мы понимаем сегодня и на практике по привычке осуществляем… Богослужение — не дискурс слова, а литургия Духа Святого, не только и не столько акт просвещения, сколько освящения, «ибо воля Божия есть освящение ваше» 1 Фес 4:3
Виктор Степанович Ляху. «К вопросу о протестантском богослужении» ЗДА, 2002 год
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой