Спящий христианин
«Когда спящий проснется» — так назывался роман Герберта Уэллса, проглоченный мной в раннем школьном возрасте и оказавший большое влияние на мое воображение.
Пока главный герой спал, мир полностью изменился. Каково это – проснуться в мире будущего, в мире, который вовсе не похож на привычный и в котором у тебя совершенно новая роль?
А каково нам, христианам, оказаться в постхристианском мире, где за Христа никто не готов умереть и никто не намерен убивать; где вопросы смысла, веры, вечности устранены обилием «хлеба и зрелищ»; где никто не думает о завтрашнем дне, растрачивая свою жизнь «здесь и сейчас»; где никто боится Страшного Суда, потому что «все покупается и продается»?
Позаимствовав у писателя-фантаста название своего выступления, я хочу задаться вопросом о сне христианства, о затяжном периоде пассивности и расслабленности, охватившем мировое христианство. Конечно, не везде христиане могут себе позволить спать – в Египте и Сирии, Пакистане и Афганистане за ними идет настоящая охота. Но в странах относительного благополучия народ предается потребительству, а пресытившись отдается власти сны.
«Общество потребления» усыплено изобилием вещей, комфортом, миром и безопасностью, и даже своей богатой христианской истории.
Само христианство может быть снотворным – если мы самоуверенно считаем себя духовно богатыми, исторически состоявшимися, избранными, особенными и проч.
Пока мы спали, мир стремительно менялся. Даже если наблюдать в режиме онлайн, все равно эти перемены понять будет сложно. Тем более сложно понять мир будущего христианину из прошлого.
…Где мы? Что это за мир? Как это могло случиться? Что произошло? Как мы к этому пришли?..
Христиане находят себя в странном мире. Они готовились свидетельствовать о вере – а слушать их некому. Они готовились страдать, а их просто-напросто игнорируют. Все улыбаются и все проходят мимо.
Мир вокруг нас – глобальный супермаркет, где хорошо живет тот, кто не задает лишних вопросов, покупает доступное и получает от этого удовольствие здесь и сейчас. За серьезность можно поплатиться – о своих принципах говорить не принято, это никому не интересно, зато может раздражать носителей иного мировоззрения.
Обязательной стала толерантность – искусственная терпимость к тем, кто не углубляется и не бывает принципиальным, консенсус и принцип жизни потребительского общества.
Пока все спят, все всех терпят. А вот бодрствующих впору считать врагами народа. А пробудившихся от сна – нарушителями общественного порядка, клиентами исправительных изоляторов и психушек.
Всеобщий сон смертельно опасен. Никто не знает, что происходит. Никто не может предупредить, ударить в тревогу. Сон переходит в смерть.
В Священном Писании сон связывается с опасностью от воров и убийц, с нерадением и ленью слуг, с наказанием со стороны хозяина. Напротив, бодрствование одобряется и всячески поощряется. При этом в текстах встречаются ситуации, когда сон одолевает и позитивных героев, но они пробуждаются в состоянии полной готовности.
Слово «пробуждение» может указывать на ответственность человека, но также и на «пробуждающее» действие Бога. Неспроста мощные духовные события, охватывающие многих людей, называются «пробуждениями».
Но пробуждения не происходят сами по себе, должны быть бодрствующие и пробуждающие. Я помню со студенческих лет, что в XVIII-XIX веках в чешских, словацких, болгарских землях распространилось движение «будителей» (буквально — «пробуждающих»). Эти люди мечтали о национальном и духовном возрождении своих народов, и будили их к активной жизни, труду, творчеству, солидарности.
Сегодня народ спит. Кто его разбудит? Кто разбудит христианство, чтобы оно разбудило народ?
Сможет ли христианство, когда решит наконец проснуться, понять происходящее вокруг, дать надежду для мира будущего, разбудить людей к настоящей жизни? И когда же оно проснется?
Я хотел закончить свои мысли на этом вопросе, но пришла еще одна мысль. А что, если спящий – не мы, не христиане, а Он, Христос. Что, если мы – при всей нашей сумбурной миссионерской активности, надсадных усилиях и агитационных кампаниях, — как те ученики в лодке? Мы уже проснулись и видим себя в страшной ситуации – мы среди моря, а лодку заливают волны.
Мы проснулись, мечемся, суетимся, кричим, но спасти себя не можем. Нужно разбудить Христа среди нас, Он может успокоить мятущийся мир и повести нас за Собой.
Разбудить в христианстве Христа – значит пробудить христианство, пробудить христианство – значит пробудить мир. Лишь пробужденное и бодрствующее христианство может разбудить мир, спящий у края пропасти.
Михаил Черенков http://cherenkoff.blogspot.com/2013/11/blog-post.html
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой