СОСТЯЗАНИЯ И ПРИЗЫ
#спасение_делами #добрые_дела #дела_в_христианстве
СОСТЯЗАНИЯ И ПРИЗЫ
Вдобавок к предыдущему, я хотел бы знать и о том, куда, например, бежит святой Павел и кого он метко бьёт, переписываясь с коринфянами? Он кстати тоже – о награде… И – о конфликте наград… ***1Кор.9:24-27, Библия РБО-2011 «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ ОДИН? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы — чтобы получить ВЕНОК НЕУВЯДАЕМЫЙ. Так и я бегу — не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую! Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам НЕ БУДУ ДОПУЩЕН К СОСТЯЗАНИЯМ».
Мне очень нравится фраза «ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ ОДИН»… Позволю себе небольшую герменевтическую вольность… Если этот ОДИН – Тот, Кто по словам Исаии «топтал точило один» (см.Ис.63:3), то вполне очевидно, что Он и есть – истинный и по обсуждаемой сути единственный Победитель! Также стопроцентно и то, что победа Христа в полной мере является и нашей победой, которая покрывает все наши бесконечные личные проигрыши… Разве она не принадлежит всем уверовавшим?!
Ведь это наш путь Он прошёл безупречно, а поэтому Его награда является также и нашим благословенным достоянием по вере… И Господь имеет полное право дарить эту победу каждому, ибо Ему на Кресте принадлежало наказание каждого из нас, и Он принял Его с великим достоинством… Потому и мы с восторгом и верой принимаем Его великий подвиг, а с ним – и Его (Христа) безупречную праведность!
Однако, к моему глубокому сожалению, и я сам, и большинство моих единоверцев, неоднократно слышали (и даже говорили) специфические проповеди «о ристалище», где из упомянутого выше отрывка Священного Писания извлекались разные благочестивые нотации о том, насколько же важно прилагать настойчивые усилия для того, чтобы удостоится спасения…
Но, позвольте спросить, – к каким это состязаниям Божий атлет Павел собирается быть допущенным? Может быть он хотел бы получить в управление с десяток областей или городов Небесного Царства, за что ему придётся состязаться с конкурентами? А может нашему консервативному воображению хотелось бы придерживаться иных переводов этого фрагмента, говорящих что-то вроде: «чтобы самому не оказаться недостойным или отвергнутым»? Недостойным чего? Неужели – спасения? Отвергнутым от чего? Неужели – от жизни вечной? Кстати, чуть выше великий апостол язычников кое-что об этом говорит…
О чём это клятвенно зарекается Павел: 1Кор.9:15, Библия РБО-2011 «…Да я скорей умру! Никто не сможет лишить меня того, чем я законно могу похвалиться!»? Чем похвалиться? Не ты ли сам, Павел, в начале этого послания повторил за Иеремией: «…Хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:31)? Нет никакого сомнения в том, что речь идёт о решении Павла возвещать Евангелие Благодати безвозмездно, ничего не ожидая взамен и зарабатывая на жизнь собственными руками (см. ст. 13,14). Похоже, что уже само это бескорыстное провозглашение Радостной Вести и возможность этим законно похвалиться Павел считал своей существенной наградой. Вот, взгляните, что он пишет ниже…
***1Кор.9:16-18, Библия РБО-2011 «Ведь если я возвещаю Радостную Весть, чем мне хвалиться? Это мой долг, меня обязали его исполнять! Горе мне, если я не буду ее возвещать! Если бы я сам, по своей воле делал бы это, ТО ПОЛУЧАЛ БЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. А если не по своей воле, то это служба, которую мне поручили. Так В ЧЁМ СОСТОИТ МОЁ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ? В ТОМ, ЧТО Я БЕЗВОЗМЕЗДНО возвещаю Радостную Весть и НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ ПРАВАМИ, которые она мне предоставляет».
Я полагаю, что состязается Павел никак не за своё спасение и не за свою вечную жизнь (от этого, кстати, он готов был быть отлучённым, если бы это хоть как-то помогло его соплеменникам обрести Христа – см. Рим.9:2,3), его апостольский «забег» посвящён тому, чтобы как можно больше людей приобрести для Христа, обрадовав их Евангелием Благодати. Именно они (обращённые люди, а никак не собственное спасение) – его апостольский «неувядаемый венец»! Неувядаемый потому, что эти уверовавшие люди, приняв от Павла благовестие, уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Такова слава Креста, исповедуемая и возвещаемая Павлом! А всякий, пытающий сказать что-нибудь типа: «Смотрите, сколько усилий прилагал Павел, чтобы достичь Небес…», оскорбляют и Евангелие Благодати и самого Павла!
Люди, которым адресована Радостная Весть – настоящий объект всех усилий Павла, они же и неувядаемый венец его славы! ***1Фес.2:19,20 «Ибо кто, как не вы, наша надежда, наша радость, ВЕНЕЦ НАШЕЙ СЛАВЫ, которым мы будем гордиться перед Господом нашим Иисусом, когда Он вернётся?! Ведь это именно вы — наша слава и радость!»
Именно этот процесс откровения Радостной Вести для всех людей – и есть апостольское поручение Павла и его обязанность от Бога, потому и неудивительно, что собственной наградой он считает и то, что всегда имеет право похвалиться тем, что это поручение он выполняет безвозмездно, не пользуясь своими правами на регулярное жалование…
Итак, усилия Павла направлены НА ВОЗВЕЩЕНИЕ СПАСЕНИЯ, А НЕ НА ЕГО ОБРЕТЕНИЕ. Павел лучше других знал о том, что спасение и жизнь вечная были и всегда будут подарком Господа по Его благодати. Он яснее прочих возвестил человечеству о том, что грешник спасается исключительно по вере (то есть всего лишь доверившись Богу, пришедшему ради нас на Крест) безотносительно к любым собственным делам. Павел также немало знал и о том, что, хотя после принятия нами спасения, наши дела мало-помалу и становятся лучше, в них (делах) всё равно полно разных несовершенств, а потому они никогда не годятся для того, чтобы поставить в зависимость от них наше спасение.
В отличие от большинства своих читателей, святой Павел не имел путаницы в отношении места и роли наших добрых или не очень добрых дел. Вот его шедевр об этом: ***Еф.2:8-10, Заокская Библия «Ведь вы БЛАГОДАТЬЮ СПАСЕНЫ, на ОСНОВАНИИ ВЕРЫ СПАСЕНЫ: не за заслуги ваши сей дар Божий, НЕ ЗА ДЕЛА ВАШИ, чтобы никто не хвалился, потому что мы – творение Божие и созданы во Христе Иисусе ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ, свершать которые нас Бог предуготовил».
Спасены мы исключительно БЛАГОДАТЬЮ, и только на основании веры… Спасены не ЗА ДЕЛА, а ДЛЯ ДЕЛ… «…На добрые дела…» – говорит Синодальный перевод, и это настоящее местоположение дел верующих. Итак, делами никогда не определяется спасение, оно определяется только одной верой. Верой же определяются и сами дела, а никак не делами определяется вера.
На нашей планете миллионы неверующих людей, которые, невзирая на собственное безверие, делают немало добра, однако их добрые дела никак не могут свидетельствовать о вере. Всё, о чём они (дела) говорят – это только о том, что тот или иной человек причастен к этим добрым делам, из которых, в свою очередь, мы можем сделать предположение о том, что данный человек является добрым и не обязательно – верующим. Итак, не все добрые дела свидетельствуют о вере!
Другой вопрос – делают ли верующие люди не очень хорошие дела хотя бы иногда? Конечно же это так! Фразу «хотя бы иногда» я добавил исходя из дипломатических соображений, и это, похоже, – тоже не очень хорошее дело… Чуть приходится хитрить, чтобы не обидеть верующих… А вообще-то нам (верующим) точно также, как и неверующим, свойственны по природе нехорошие дела. Но могут ли они свидетельствовать о нашей вере, перечёркивая её? Конечно же не могут! Они способны испортить репутацию верующего человека, но не являются чем-то, определяющим нашу веру. Итак, сделавший зло не переходит автоматически в разряд безбожников, и к числу носителей «мёртвой» (по Иакову) веры не причисляется!
Бесспорно, хорошо то, что люди, видя наши добрые дела, могут прославить Отца нашего Небесного… Однако правда заключается в том, что как добрые, так и недобрые дела могут быть сделаны как в вере, так и в безверии, а потому они не способны ни загородить, ни открыть нам дорогу к Небесам.
Из-за «винегрета» на этот предмет достаточно часто можно услышать фразу типа: «Да он (и она) ещё лучше нас – верующих!» То есть как это «лучше»? В смысле – добрее или честнее? Вполне возможно! Среди эпитетов, характеризующих личность отдельного человека вполне может быть перечислено следующее: «Честный, искренний, щедрый и добрый человек, исповедующий рациональный атеизм». И если бы целью веры являлась нравственность, тогда это высказывание о том, что кто-то из неверующих «лучше нас – верующих» конечно же было бы верным, ибо в этом случае только делами и могла бы измеряться вера…
Но так как сутью веры всё же являются взаимоотношения с Богом (а возрастание в нравственности – лишь побочный продукт этих взаимоотношений), то заключение о том, что «неверующий ещё лучше нас – верующих» в корне неверно и происходит из некоторой сумятицы, в борьбе с которой в своё время (как треплются об этом знатоки) благословенный Мартин Лютер готов был спровадить в воды Рейна Послание святого апостола Иакова.
Возьмём, к примеру, два отдельных человека, которые одновременно уверовали в Бога, значит ли это, что теперь их дела будут приближаться к совершенству с одинаковой скоростью? Ответ – конечно же «Нет!» Но ведь они мало-помалу всё же будут приближаться к совершенству? Вполне возможно, однако, как мне представляется, – всегда оставаясь на почтительном расстоянии от этого совершенства, ибо и уверовав носят в себе две генетики – как падшего Адама, так и совершенного Христа.
Так зачем нам понадобились два человека? Да затем, дорогой читатель, что люди все разные! Одни из нас получили хорошее воспитание и приятные манеры, а другие выросли на улице среди разнузданной шпаны… Одни из нас с самого детства никогда не допустили себе вольности – над кем-то пошутить, а другие могут благодушно подтрунивать над своими ближними часами… Одежда одних всегда аккуратно сложена по своим местам, а у других – где упала, там и лежит… У одних грязь под ногтями, у других – элитный маникюр… Одни легки на раздражительность, но при этом достаточно беззлобны, другие же вполне уравновешены, но измучены борьбой с собственной злонамеренностью… Однако и одни и другие вполне могут быть обладателями пламенного обращённого сердца, и вера может быть живой, пылкой и преданной как у первых, так и у вторых, и только один Бог знает, с какой скоростью могут преображаться одни и другие.
Я уже не говорю о разных религиозных условностях! Например, упомянутому выше доктору Мартину из Виттенберга никак не мешало пламенно верить и любить Бога, сваренное его женой Катариной, отменное баварское пиво (Куда большей бедой был антисемитизм Лютера). Но, спросят мои единоверцы, разве употребление пива не говорит о том, что человек потерпел крушение в вере? Разве употребление алкоголя не является ясным свидетельством «умершей» или хотя бы «умирающей» веры? Уверяю Вас, будет о чём Лютеру поговорить в Вечности с адвентистами седьмого дня!
Кстати и Дитриху Бонхёфферу будет о чём поговорить с нами на Небесах, ибо он выражал чистосердечную признательность Богу за ниспосланные ему хорошие сигары! К тому ещё и благословенный Клайв Стейплз Льюис, подаривший современному человечеству одни из лучших христианских мыслей, к нашему некоторому огорчению также высоко ценил качественный табак…
Итак, хотя я и закоренелый трезвенник-вегетарианец и верю в то, что даже в умеренном употреблении табака и алкоголя мало хорошего, я всё же вынужден признать, что эти вещи вполне могут уживаться с пламенной верой и потрясающими по глубине озарениями от Бога. Вполне легко мы можем согласиться с тем, что практикуемые упомянутыми здесь известными христианскими богословами «пороки» ни в коем случае нельзя отнести к делам добрым, однако они никак не свидетельствуют о качестве веры этих выдающихся сыновей Всевышнего. Всему же даёт оценку совесть человека. Нередко воспитанная в том числе и на сомнительных условностях, всё же именно она является мерой наших ценностей, личного христианского долга и ответственности, а потому совесть и должна быть всегда свободной от различного давления и манипуляций.
Я ценю хорошие манеры, уважаю здоровый образ жизни и свободу от вредных привычек, люблю общаться с вежливыми и обходительными людьми, однако из моих личных пасторских наблюдений я сделал субъективный вывод ещё и о том, что к проявлению добра и разному светлому созиданию более и чаще способны те из нас, кто меньше всего заботится о своих манерах, диете и о так называемых «христианских» привычках. Это, вероятно, потому происходит, что энергия, которую они могли бы растрачивать на формирование манер, диет и привычек, высвобождается в них для чуткости и внимания к судьбам других, что свидетельствует о том, что и эти «оборванцы Господа Бога» «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).
Что-же, дорогой читатель? Бог безмерно благ, Его Радостная Весть торжествующе чудесна, а мы спасены по благодати через веру, и наши дела этого уже никак не могут отменить, потому что они не способны отменить Крест Голгофы. Будучи спасёнными благодатью Господа, мы уже теперь стали новым творением, созданным во Христе Иисусе «для добрых дел», которые к нашей пущей радости мы можем претворять в жизнь уже не на оценку и не из страха потерять спасение, а от чистого христианского сердца… Да благословит нас Бог!
Александр Степанов КРАТКИЕ ПРОГУЛКИ ПО ИЗВЕСТНЫМ ТЕОРИЯМ
(мои путевые заметки) 6
(мои путевые заметки) 6
Спасибо, Александр. Много доброй радости и недежды в ваших «Кратких прогулках….».