СОМНЕНИЯ: ПОЛЕЗНЫ ИЛИ ВРЕДНЫ  ДЛЯ ВЕРЫ

СОМНЕНИЯ: ПОЛЕЗНЫ ИЛИ ВРЕДНЫ  ДЛЯ ВЕРЫ


СОМНЕНИЯ: ПОЛЕЗНЫ ИЛИ ВРЕДНЫ  ДЛЯ ВЕРЫ

 

Современный человек почти ни в чем и ни в ком не уверен и всегда сомневается. Вера как спокойное и абсолютное доверие кажется ему немыслимой даже не потому, что он считает ее наивной, а потому, что он просто не способен на такое доверие. Может ли сомневающийся человек верить, можно ли вообще испытывать сомнения, если ты верующий? Церковь давно задавалась этими важными вопросами.

 

Ранние христиане считали сомнение антонимом веры. Климент Римский (I век), ученик апостола Петра, сравнивал сомневающихся с женой Лота, которая превратилась в соляной столб (см.: Быт 19:26). Дидахе, сборник правил ранних христиан, императивно велело не сомневаться в Божьем суде. «Сомнение это есть дочь диавола», был уверен автор раннехристианского памятника «Пастырь» Ерма» (III век). Философ Климент Александрийский (150–215) указывал, что сомнение — это слабость, потому что оно только отрицает, а не утверждает; истинная свобода — это вера, потому что она что-то предполагает и предлагает. Но как же бороться с сомнениями, если они уже возникли? Епископ Киприан Карфагенский (III век) считал, что когда Божья благодать делает нас новым человеком, то терзающие душу сомнения отходят сами собой.

 

Вера и сомнения — важная тема христианских мыслителей Поздней Античности и Раннего Средневековья. Епископ Василий Великий (IV век) писал, что «совет нечестивых», куда не до´лжно ходить праведнику (см.: Пс 1:1), — это наша готовность рассматривать сомнения и прислушиваться к ним. Духовный писатель Исаак Сирин (VII век) указывал, что сомнения, поселившиеся в нашем сердце, вселяют в душу страх и неуверенность, противоположные вере. Впрочем, не всякое сомнение плохо: яркий пример того, как из сомнений и терзаний рождается вера, это «Исповедь» Блаженного Августина (354–430).

 

Кроме того, уверенность в Боге вовсе не означает уверенности в нас самих: так, христианский мыслитель Антоний Великий (251–356) призывал подвергать сомнению нашу уверенность, что мы — с Богом и поступаем правильно, равно как и случающиеся с нами откровения, которые могут быть обманом демонических сил. Его младший современник Ефрем Сирин (IV век) призывал не бояться сомневаться, если у нас не хватает знаний или опыта. Впрочем, как указывал духовный писатель Иоанн Лествичник (579–649), нужно в определенный момент пресекать и такие сомнения, приняв како е-то определенное решение.

 

Высокое Средневековье — время окончательного формирования философии на христианском Западе. Она стремилась ответить на все вопросы и разрешить все сомнения думающих людей. Яркий представитель такой философии — Фома Аквинский (XIII век), выстраивающий свои произведения как ответы на вопросы, уверенно и спокойно противопоставлял всем сомнениям стройную богословскую аргументацию. Для людей эмоциональных и неуверенных этого было недостаточно: младший современник Фомы Бонавентура, человек страстный и горячий, постоянно мучился, считая себя недостойным общаться с Богом, и его, по его свидетельству, спасала переживаемая Божья милость.

 

В Позднее Средневековье христианские наставники стремились уходить от философской аргументации и искать опору во внутренней жизни. Немецкий писатель Майстер Экхарт призывал предать себя Богу, не бояться быть в отношениях с Ним только ожидающей и принимающей стороной. Проповедник Иоганн Таулер указывал, что проверка на верность Богу — это отсутствие беспокойства, когда у нас появляются сомнения, исчезает радость и легкость, дарованные Богом в начале нашего христианского пути.

 

В эпоху Реформации обретение веры и борьба с сомнениями становятся важнейшим делом. Молодой Мартин Лютер, страдая сомнениями по поводу того, что он не сможет заслужить Божью благодать, приходил с этими вопросами к своему наставнику Иоганну фон Штаупицу, который посоветовал Лютеру прийти к Богу и честно сказать, что быть настоящим христианином не может, но уповает на милость Бога, который делает невозможное. Слова Штаупица впечатлили Лютера, он обратился к изучению Писания и, убедившись в правоте этих слов, отринул сомнения и впоследствии стал твердым и бескомпромиссным проповедником идеи, что человек спасается только верой в Иисуса Христа.

 

Крупный пуританский богослов Уиль­ям Перкинс указывал, что внутреннее изменение человека и укрепление в нем веры — это не одномоментный акт. Осознание греховности — это начало пути, а дальше человеку предстоит долгий и сложный путь, во время которого нужно быть готовым и к сомнениям, и к упадку сил, при этом твердо надеясь на Бога и Его помощь. Созвучен Перкинсу был испанский поэт Хуан де ла Крус, который говорил о том, что христианин переживает периоды, когда он не слышит и не чувствует Бога. В этом случае для него главное — продолжать идти дальше, не сомневаться и не отчаиваться. Об этом же писали лютеранский пастор Иоганн Арндт и квиетист Мигель де Молинос. В аллегорической форме эту обычную для христианина ситуацию представил Джон Баньян. В его книге «Путешествие пилигрима в Небесную Страну» путешественники, соблазнившись хорошей дорогой, зашли не в ту сторону и попали в плен к великану Отчаяние, владельцу замка Сомнение, который по наущению своей жены Недоверие избивал своих пленников и склонял их к самоубийству. Выйти из темницы удалось только благодаря найденному у Христианина ключу Обетование, то есть, согласно мысли Баньяна, спасение от сомнений заключено в том, что человек полагается на Божии обещания.

 

В XVIII–XIX веках сомневающихся людей, в том числе и верующих, стало еще больше. Нидерландский писатель Вильгельм а Бракель указывал, что сомнение — это нежелание и отказ положиться на Христа, а такое недоверие и есть противоположность веры. Сомнения необходимо пресекать тут же, не входя в какие-либо рассуждения, которые только еще больше затягивают в духовное болото, были уверены российские духовные писатели Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Преодолеть сомнения в Боге и Его промысле великому американскому философу и богослову Джонатану Эдвардсу помогли наблюдаемые им в качестве ученого стройность и красота мироздания, которые говорили о мудром и все предусмотревшем Архитекторе.

 

Другие христианские мыслители, в традициях предыдущей эпохи, указывали на то, что сомнения могут быть полезными: епископ Альфонсо Лигуори считал, что они помогают ново­обращенным и неопытным христианам не увлекаться своими чувствами и переживаниями, а реформатский проповедник Герхард Терстеген полагал, что сомнения могут проистекать из-за неудовлетворенности души внешними церковными обрядами и правилами, а значит, такие сомнения — это шаг вперед, это обострение стремления к Богу и личным отношениям с Ним, углубление внутренней духовной жизни. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сомнения в том, так ли мы хороши и хорош ли мир вокруг нас, ведут к отчаянию, а отчаяние как остро осознаваемый тупик может привести нас к вере

 

ХХ век, период масштабного кризиса, в том числе и кризиса веры, сказался и на выдающихся христианах. Эван Робертс, деятель Уэльского пробуждения, который привел к Богу многих людей, пережил нервный срыв и долгое время пребывал в сомнениях, думая, правильно ли он действует и нужно ли это кому-нибудь; преодоление кризиса заняло у проповедника много лет. Греческий духовный писатель Иосиф Исихаст во время болезни также подверг сомнению всю свою жизнь и свою деятельность; в период отчаяния ему все казалось пустым и бессмысленным. Длительные периоды «духовной сухости», богооставленности, испытывала, судя по ее дневникам, и одна из самых известных христианок ХХ века Тереза Калькут­тская. Хотя и Иосиф, и Тереза преодолели этот период, очень показательно, что он оказался затяжным и мучительным.

 

Такие кризисы не только следствие личных внутренних причин и трансформации некогда христианского мира, это еще и результат культа разума и требования доказательств того, что принципиально недоказуемо. Верующий христианин американский писатель Джон Апдайк в романе «Россказни Роджера» рассказывает историю молодого ученого, который берется доказать существование Бога с помощью компьютера и терпит в этом неудачу; для писателя в этом нет разочарования, а напротив, есть радость и надежда: в мире остается тайна, в которой можно сомневаться, и, рискуя, преодолевать эти сомнения. Кроме того, как указывал известный проповедник митрополит Антоний (Блум), наши сомнения вообще полезны для нашего развития: «…каждый раз, когда в нас рождается какой-либо вопрос, связанный с нашим мировоззрением, связанный с нашей верой, с нашим представлением о Боге, о человеке, о себе, мы должны радоваться и благодарить за это Бога. Это значит, что мы переросли какую-то предыдущую стадию нашего развития, когда вопроса не существовало, потому что мы еще не доросли до него». В любом случае, как много раз говорил Билли Грэм, вера в этом смятенном и не имеющем опоры мире остается надежным и твердым якорем.

 

Таким образом, опыт христиан предшествующих эпох говорит нам, что сомнения постоянно сопровождают духовную жизнь христианина; нужно не поддаваться отчаянию, а оставаться верным Богу и надеяться на Его обещания; сомнения же в нас и наших представлениях могут оказаться полезными, помогая нам избавиться от иллюзий и обрести более глубокую веру.

 

Оксана Куропаткина

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: