Семья Божья
Семья Божья
Притча о блудном сыне
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин. 17:21)
Одна из первых притч Иисуса Христа, Слова Божьего, была притча о блудном сыне… а вернее о потрясающем отце. Сюжет мы все помним и главное, о чём хочет сказать Иисус, — это о возвращении сына домой к отцу. А что такое дом отца? Ну это семья и есть. Не просто место жилья, а именно семья, где только и может быть настоящее единство. Так что же это за семья, о возвращении в которую говорит Христос, а значит и Бог? Вот и давайте разберёмся.
Образ
«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11)
В начале стоит отметить очень важный момент: всё происходившее на земле с Израилем — это образы для нас того, как оно есть у Бога. А значит и в Его семье.
Более того, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим 1:20) Как мы видим и всё тварное свидетельствует о Нём, а значит также является Его образом. Поэтому давайте смотреть на всё как на отражение того, что есть Бог, что и как происходит в Нём.
Увидеть Бога в себе, в Его творении, — очень ценно. Особенно, если думаем о возвращении в семью и хотим понять что это за семья, глава которой — это отец, ждущий своего блудного сына.
В начале
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)
Итак,
Иоанн начинает евангелие со слов «В начале было Слово…» То есть отсылает нас к самому началу. И это правильно — чтобы разобраться с семьей надо идти в начало. Вот идём и слушаем:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» (Быт 1:1-5)
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин 1:1-5)
Пролог Евангелия от Иоанна по сути повторяет историю творения. Но берём самое начало и видим, что именно слова Иоанна раскрывают перед нами в словах Бытия. С самого начала во всем участвует Бог. Но через Иоанна подчёркивается то, что можно не услышать в Бытии: присутствие в творении Слова. «В начале сотворил Бог» и «в начале» же «было Слово» — как видим, Бог творит через Своё Слово. Ну а слово Божие может не быть Богом? Нет, конечно, ведь Оно Божие, из Него исходящее, Им говоримое, Его. Поэтому «Слово было Бог».
Итак, «В начале было Слово» — Семья Божья пополняется Словом. Но кто же Оно в семье?
Слово — это Сын
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:3)
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин 1:9-10)
На примере первого дня творения видим ровно то, о чем говорит Иоанн: видим Бога и Слово.
«И сказал Бог» — что Бог говорит? Мы все говорим слова. Говоря слова, мы выражаем себя и становимся понятными окружающим, открываем им то, что у нас внутри. Но мы же по образу Божию и по подобию сотворены. Значит у нас всё как у Них. Вот Бог и говорит Слово, которое просвещает, то есть, будучи сказанным, открывает Бога. И каждый день творения начинается со Слова. То есть фигурируют Бог и Слово. Иными словами — Бог и Его Сын. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил», или рассказал, показывал, изъяснил, разъяснил. Сын, рождённый Богом, и есть Слово.
Итак, «Единородный Сын, сущий в недре отчем, Он явил» — в Семье Божьей есть Отец и Его Сын, невидимого Бесконечного являющий всему конечному. Сын — Слово Божие, через которое мы видим и познаём Отца. Ведь произнесённое слово едино с говорящим, полностью подобно и открывает Его мысли, чувства, планы, Его суть.
Да, «каково дерево, таков и клин; каков отец, таков и сын».
Сын явил
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3)
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18)
Христос, Слово Божие, назван светом истинным, просвещающим всякого человека, приходящего в мир. То есть, как видим, Сын является прообразом света, появившегося в первый день творения. Ведь Сын — истинный свет, появляется свет — исчезает тьма, произносится Слово — проявляется Бог.
Поэтому словосочетанием «И сказал Бог» начинается каждый из шести дней творения. То есть всё творится через Слово — как и написано «всё через него начало быть», через Слово Божие, которое освещает мир, являя Божий замысел, проявляя Автора слова.
Вот почему пролог Евангелия от Иоанна и заканчивается словами о Сыне, который явил. Значит творение земли и человека — это явление Бога вселенной через Сына, Слово Божие. Бог говорит Слово — является то, что Бог задумал, что хочет. Слово у Бога действенно — оно глагол. Как действует? Увидим дальше.
И если в описании творения мы видим Сына как Слово Божие, как «и сказал Бог», то в конце, в заключении, впервые Христос, Иешуа, Слово, появляется в Бытии иначе: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт 2:4).
«Сказал Бог» из семи дней творения здесь звучит как «Господь Бог». Слово «Господь» — это перевод «Адонай», которым заменяют тетраграмматон «Иегова», то Имя, которым Христос не раз называл себя Сам: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58).
То есть Иисус Христос, Сын Бога живого, и есть Иегова, начало и конец, Слово Божие. Что написано пером, не вырубить топором — что сказано Христом, действенно и острее меча обоюдоострого. Вот в заключительных словах творения «Господь Бог создал землю и небо» и слышим «Сын и Бог», а значит Семья. С самого начала истории проявляется Семья Божья.
Семья — это Бог и Божий Сын?
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1-3)
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18)
Итак, в начале, в творении нашего мира мы видим Бога: видим Отца и Сына, которые часть одной Семьи. Ведь Сын, Слово, как сказано, единороден Отцу. А значит также божественен. Поэтому и сказано «Слово было Бог». Но кто и что в Семье делает?
Берём один день творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.» (Быт 1:6-7)
«И сказал Бог» звучит в начале каждого дня творения. Бог говорит Слово. Слово, Сын, Иегова, являет то, что Бог задумал, участвует в творении — всё через Него начинает быть. То есть мы видим Инженера Бога и Слово, выражающее Его задумку. Слово выходит и действие делается. Но кто же Слово принимает к исполнению, кто реализует? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять кто же есть Бог, каков Он.
Слушаем дальше: «И создал Бог». То есть после того, как Бог говорит через Сына, Бог и создаёт, и становится так. Вроде как всё логично, слово государево и есть его дело, но «В начале сотворил Бог небо и землю… и Дух Божий носился над водою.» (Быт 1:1-2). Видим, что в самом начале упоминается ещё один участник творения — Дух Божий, Руах.
Слово, Сын Божий, Иегова, проявляет божественное действие — произнесённое, оно запускается, через Него творение творится. Но кроме Него в описании творения мы находим более тридцати раз слово «Бог» и единственный раз слово «Дух», Дух Божий. Держим в голове то, что у Бога не бывает случайных слов и движемся дальше.
И вот тут для нашего греческого ума, считающего что один плюс один равно два, начинается полный диссонанс: с самого начала, в творении слово «Бог» всегда представлен во множественном числе: אֱלֹהִים, элоhим, боги… причём глаголы действий «сказал», «сотворил», «увидел», да все глаголы, они в единственном числе, а о том, кто производит эти действия, говорится во множественном…
Что делать? Ну, как говорил Павел, «мы ходим верою, а не видением». Поэтому для начала прочитаем ничтоже сумняшеся именно так, как написано: «И сказал Бог(и): да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог(и) твердь, и отделил (Боги) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью…» (Быт 1:6-7)
Нет смысла цитировать всё — ничто не изменится: в описании творения нет единственного числа слово «Бог» нигде. Ни эль, ни элоа, никаких других имён — только «Элохим», Боги. Но нас интересует семья. Наша человеческая семья — это муж и жена, мужчина и женщина, соединённые узами. Вот и будем исходить из слова «СемьЯ» — домочадцы, семья, муж, жена, супруг, супруга… בַּיִת, байит, дом — в общем, те самые семейство и род, где ждут нашего возвращения.
Сотворение человека
Как говорили, нас, блудных детей, хотят вернуть в Семью, где есть Бог, и Его Сын, Слово Бога. «И сказал Бог» — Бог говорит Слово, всё начинает быть через Слово. «И создал Бог» — Бог творит. Знаем, что Бог есть Отец. Но Он не один: как видим творят Элохим, Боги: «В начале сотворил Бог(и) небо и землю… и Дух Божий носился над водою» — помимо Отца и Слова, в самом начале проявляется и Дух Божий. Бог являет через Слово задуманное и Бог же делает… так кто есть кто и что делает в Семье, что это за Семья?
Мы сотворены по образу и подобию Божьему, как сказано. Значит, смотря на семью человеческую как на образ небесной, мы можем понять, что такое Божья Семья. Поэтому идём во вторую половину шестого дня творения и смотрим, что там происходит: «И сказал Бог(и): сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт 1:26) — здесь единственный раз в описании творения, когда местоимение «Нашему» полностью соответствует множественному числу Элохим, Боги. Да, специально выделено и подчёркнуто два раза. Почему? Потому что это очень важно, ведь творится, рождается человек: «И сотворил Бог(и) человека». Но не просто творение, а, его венец, итог, последний аккорд — ведь человек, не много не мало, а копия Элохим: «по образу Своему, по образу Божию (Богов) сотворил его». И при этом творится не одно бесполое существо, а «по образу Нашему» сотворил «мужчину и женщину» (Быт 1:27).
Мужчина и женщина
Как видим, мы сотворены по образу! Мы — Их копии. «Яблоко от яблони недалеко падает», а значит, как есть у нас, так устроено и у Них. Так кто такие Они? Ну раз по Их образу сотворены и мужчина, и женщина, то значит в Элохим есть образ мужчины и образ женщины. Как понять кто есть кто? А давайте по роду и посмотрим. Отец Небесный, Всевышний — мужской род. Выходит, что мужчина — образ Отца Небесного, тут вариантов нет. Но что делать с женщиной? Надо обратиться к оригиналу: видим, что слово «Руах», Дух по-русски, оно женского рода. Вот и выходит, что женщина — это образ Святого Духа, которая «носилась над водою». По своей сути, по месту в семье, по функциям мужчина такой, как Отец, женщина такая, как Дух Святой, Руах Га Кодеш. Ну а наши дети — образ Сына, Слова, первенца Иисуса Христа.
Отец и Мать
Итак:
Мужчина — образ Отца Небесного,
Женщина — это образ Святого Духа, Руах, образ Матери,
Отец Небесный — Отец,
Святой Дух — Мать,
Отец и Мать — Родители,
Иисус, Слово Родителей — Сын,
Отец, Мать и Сын — Небесная Семья, по образу которой сотворена семья земная.
Отец — Глава всему и про Его силу, мощь, защиту, про всё мужское в Нём, мы знаем очень много. А вот про женское в Боге знаем гораздо меньше. Но прочитаем, например, это: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис 49:15) — видим, насколько Руах женственна, нежна и жизненна. Поэтому Ева, женщина, сотворенная по образу Руах, Матери, названа источником жизни, матерью всех живущих. Если увеличить фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», с которой начали, то мы увидим, что у Отца одна рука мужская, а другая женская. Но почему же мы так мало о Матери в Библии? Потому что женское начало находится в мужском: как Ева взята из Адама, как жене глава муж, так и Мать сокрыта в Отце. Отец открывает Мать тому, кому хочет открыть.
Небесная Семья
Мы говорили раньше, что видим Инженера Бога Отца и Слово, выражающее, являющее Его задумку, Иисуса. А вот реализует задумку, строит, воплощает в жизнь — Святой Дух, Мать. По первой главе Бытия, по творению, можно с уверенностью сказать, что Небесная Семья — супертворческая. И раз мы Её образ, то ещё уверенней можно сказать, что каждый день творения — это зачатие, вынашивание и роды. Мы видим Родителей и Семью, которая творит: «И сказал Бог» — зачатие, Слово Отца принимается Матерью, «И создал Бог» — вынашивание, положение, «И стало так» — роды, разрешение, выход из положения. Поэтому Руах — Мать, дарующая жизнь всему живущему.
Небесная Семья — та самая, о которой Иисус, как Слово Божие, говорит нам в притче о блудном сыне. Отец символизирует Семью, ждущую своих детей назад. В Отце сокрыта Мать. Отец и Мать — они и есть Элохим, которые день за днём творения рожают наш мир через Слово, делающее невидимое видимым, сокрытое явным, являя действие божественного.
Вот и образ земной семьи, где двое становятся одной плотью, то есть едиными и неделимыми, эхад, взят от Божьего. При этом Отец, Га Эльйон, — образ земного мужского начала, а Мать, Святой Дух, Руах Га Кодеш, — образ земного женского начала. И эти образы очень оживают, становятся ближе, когда начинаешь смотреть на Бога, на небесную Семью через призму земной: на Отца Небесного, как на мужа, главу семьи, на Святой Дух, как на жену и мать, на Сына Божьего, как на ребёнка в земной семье, как на первенца.
Ну вот давайте и будем читать о Боге, как о Семье: Отце, Матери и Сыне — Они везде вместе, от творения и вплоть до креста.
Спросите, а как же мы попадаем в небесную Семью, как у нас появляются Папа, Мама и старший Брат? Ну это отдельная тема, продолжим дальше…
Илья Тоцкий
vk.com/@mefolk-semya-bozhya
Получается Мария родила Христа от Мамы Руах?
Идеи не новы — изложены еще многие века назад в апокрифе «Евангелие от Марии». Вот только если так фантазировать и раскладывать Бога по атомам — далеко зайти можно, имхо. Все те термины, что мы используем: «отец», «сын», «мать», применительно к Богу имеют ограничения, т.к. в первую очередь они созданы для описания человека. Например, сын всегда младше отца и ему подчинен.