РЕЛИГИЯ — ЭТО ОПАСНО
#опасная_религия #будьте_осторожны #предупреждение #темная_сторона
Первое, что нужно знать о религиозной вере — что она опасна.
Подождите кидать в меня камнями. 🙂 Современный мир, помешанный на том, чтобы везде соломки подстелить, считает все опасное по определению дурным — это не так. Религия опасна не так, как наркотики, а, скорее, как альпинизм или экстремальный туризм. Крутые, очень интересные, вполне достойные занятия… но сорвешься — костей не соберешь.
Можно сорваться и разбиться, да — и разбиться очень сильно.
Верующий объяснит это тем, что помимо добрых духов, существуют и злые — и там, где идет борьба за человеческие души, злые духи собираются толпой и становятся особенно агрессивны. Неверующий объяснит тем, что верующие имеют дело не с духами, а с собственной психикой — а в глубинах нашей психики кроется всякое, и отнюдь не только доброе и светлое. Объяснения разные, но итог один.
Верующий рискует. Он вступает в «духовную брань» — а на войне, случается, калечат и убивают. Он идет вслепую по бездорожью, открывается для определенного воздействия — и воздействие это не всегда бывает добрым.
Институциональные и системные религии, предлагающие какую-то систему ориентиров и «дорожных знаков», защищают от некоторых эксцессов (понятно, православные очень вряд ли станут устраивать оргии или приносить человеческие жертвы) — но могут совершенно не защищать от других.
И есть в современном околорелигиозном дискурсе темы, которые прямо-таки толкают в сторону воинствующего атеизма.
Это, во-первых, восприятие религии как «моральной страховки», гарантии хорошего поведения — в самом плоском смысле. «Детишки замучили котеночка — о, это все потому, что в Бога не верят, а вот если бы верили, ни за что не стали бы живодерами! Вот, например, в России XIX века, где в Бога верили почти все, ни живодерства, ни более серьезных преступлений не случалось… oh wait…»
Нет. Это так не работает.
Можно сказать: «У них религия неправильная, а вот у нас…» Увы. Любой, кто соприкасается или соприкасался в прошлом с этой средой, может припомнить примеры, когда не просто верующие, а даже, т.с., профессиональные верующие — священники, монахи, церковные функционеры — ярко демонстрируют разные пороки и совершают порой очень неприглядные дела.
Но это не витаминчик. Это, скорее уж, средство для расширения сознания — сильное и с возможными побочными эффектами.
И во-вторых, это такое, знаете, «православное ницшеанство». Религиозность как повод для гордости и самопревозношения.
«Ерунда это все! Вот я в церкви уже много лет — и у меня все отлично! А у кого не отлично, те неудачники и сами виноваты! Мы круты и высоконравственны, в отличие от!.. А которые не с нами, те наши враги, а врага мы настигнем по его же следу и порвем на клочья!..» — и т.д., в разных вариациях.
Никто здесь не ненавидит верующих, не стремится истребить их или уничтожить религию. Я, по крайней мере, точно не стремлюсь.
Просто… вы ведь не в игрушки играете. Вы зовете людей на войну. Или в опасное путешествие — туда, где легко сорваться в пропасть и погибнуть.
Стоит хотя бы об этом предупреждать. И не говорить, что, кто сорвался — тот сам виноват, туда ему и дорога.
Ой, как это все верно. И это важано: зрелой психики, здравомыслия, трезвости, «внутреннего стержня» и еще смирения, иначе религиозной гордыни не избежать.