МИР ЗА СЧЁТ ОТКАЗА ОТ СВОИХ ПРАВ
#смирение #отказ_от_прав #миротворцы
МИР ЗА СЧЁТ ОТКАЗА ОТ СВОИХ ПРАВ
Я думаю о проблеме войны и мира. Я ежедневно слежу за событиями в мире в средствах массовой информации. В течение десятилетий казалось невозможным установить мир в сердце Европы, на Ближнем или Дальнем Востоке. Почему? Потому что «другая сторона» не хочет — так объясняли обе стороны.
Но проблема лежит глубже: как правило, обе враждующие стороны претендуют на одни и те же территории (раньше это были Саар или восточные территории Германии, сегодня — Палестина или Кашмир) и могут обосновать свои претензии историческими, экономическими, культурными, политическими аргументами. А правительства, следуя своим конституциям, считают своим долгом защищать права своего государства. Старые образы врага и предубеждения по отношению к другим странам, народам, культурам поддерживают атмосферу страха и коллективной подозрительности.
Поэтому спираль взаимного насилия не может быть сломлена и мир не может быть восстановлен, поскольку каждая сторона не видит, почему она, а не противник, должна отказаться от претензий.
Что говорит мне об этом христианское послание? Конечно, я знаю, что с помощью Нагорной проповеди государства не создашь. Из нее нельзя вывести конкретных правил и предложений: как вести себя в случае пограничных конфликтов, как проводить конференции по разоружению. Но из нее мы можем почерпнуть нечто, чего не могут потребовать от своих народов государственные деятели, зато религиозные лидеры, епископы, богословы, пасторы могут высказать широкой общественности — что отказ от прав без какойлибо компенсации не обязательно означает позор и может служить миру! «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:41).
Разумеется, отказ от своих прав ни в коем случае не должен привести к ситуации, когда «прав сильнейший». Христианская весть не стремится отменить правовой порядок. Но она хочет показать относительность права во имя человека и мира. Это требование к политикам отказаться в определенных ситуациях от отстаивания своих прав методами насилия. После Второй мировой войны христиане–политики, поддерживаемые церковью, успешно применили этот принцип ради примирения Франции и Германии, а позднее Германии — и Польши и Чехословакии. Личность Иисуса повлияла на идеи и практику ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, что серьезно изменило соотношение сил в мире.
Все, что касается большой политики, касается и мелких повседневных «войн». Повсюду, где отдельный человек или группа вспоминают, что не обязательно всегда жестко и воинственно настаивать на своем праве, становится возможным мир, прощение, примирение. Скольких конфликтов в семье, между соседями, на предприятиях, в городе можно было бы избежать или по крайней мере позже отрегулировать, если бы как раз в области права вместо буквалистской верности закону и справедливости конкретно проявлять человечность между людьми и группами и таким образом взращивать дух истинной справедливости. К счастью, уже несколько лет как снова вошли в практику посредничество и мирное урегулирование, и это помогает избежать многих правовых конфликтов. Не случайно в Нагорной проповеди обещано «кротким»: «они наследуют землю» (Мф 5:5).
Ганс Кюнг «Во что я верю»
Государства под названием «Палестина» — сегодня НЕ существует.