ЛОЖНЫЕ СЛОВА

ЛОЖНЫЕ СЛОВА


#борисов #ложь #девятая_заповедь #виды_лжи

ЛОЖНЫЕ СЛОВА

Девятая заповедь говорит о том, чтобы мы не произносили ложного свидетельства на другого человека. Лжесвидетельство — это не просто обман, это нечто более тяжелое, более серьезное.

Есть такая история в Ветхом Завете о некоем человеке по имени Навуфей. Этот человек имел несчастье обладать участком земли, который непосредственно примыкал к владениям царя Ахава. И Ахав захотел расширить свое владение, выровнять границы своего участка, но этому мешал виноградник Навуфея. И он послал к Навуфею слуг своих с тем, чтобы Навуфей продал ему свою землю. Но Навуфею очень не хотелось этого делать: в Израиле было не принято продавать земли своих предков.

Ахав очень расстроился. Он приходит в свои покои, его встречает царица Иезавель и спрашивает, отчего царь так печален. Ахав ей рассказывает, в чем дело. Она удивилась: как это можно, как можно царствовать в стране, если царь не властен у своего подданного взять то, что ему понравилось. Естественно, ханаанской принцессе и язычнице это было совершенно непонятно. У Ахава, как мы видим, еще были какие-то остатки совести, но весьма небольшие. И когда Иезавель ему предложила способ, как этот виноградник, этот участок земли захватить, он на него сразу согласился.

Иезавель предложила созвать нескольких людей негодного поведения и за довольно крупную сумму денег заставить лжесвидетельствовать на Навуфея, владельца этого участка земли, который был рядом с царским дворцом. И они стали говорить о том, что Навуфей произносил хулу на царя и на Бога. А за хулу на Бога побивали камнями. Навуфей был приговорен к побитию камнями, и его побили. Его земля, естественно, должна была после этого отойти царю. Иезавель вошла к Ахаву и говорит: «Встань, умой лицо свое и будь радостен и весел. Вот земля, которую ты можешь забрать».

Ахав отправился осматривать эту землю, и уже в сердце своем трепетал от радости, как будет хорошо и приятно немного увеличить свой и без того огромный сад. Но кого же он встречает в этом винограднике? Он встречает пророка Илию, который говорит ему: «Ты убил! И теперь приходишь осматривать имение!» Затрепетало сердце Ахава. Он говорит: «Да, настиг ты меня, враг мой!» И слышит от пророка Илии: «Не я твой враг, а ты стал врагом Бога в Израиле и порочишь Имя Божие!» Вот как пророк Илия противостоял такой несправедливости.

Мы знаем, что лжесвидетельства произносились и в Новом Завете. На Иисуса Христа собирали лжесвидетелей, чтобы осудить Его, говорили, что Он призывал к разрушению Храма, хотя Иисус говорил о Храме Своего Тела; что Он запрещал платить подать кесарю, что тоже было неправдой. Иисус говорил: «Отдайте кесарю то, что принадлежит кесарю, но Богу отдавайте то, что принадлежит Богу». Это лжесвидетельство тоже сыграло свою роль в Голгофской драме.

Ложные свидетельства, мы знаем, имели место и на протяжении всей нашей истории: и во времена репрессий, и при Сталине, и при Хрущеве, и дальше. Люди, чтобы выгородить себя, спасти себя, или чтобы захватить квартиру соседа или комнату в общей квартире, писали доносы на человека, что в его жизни есть какие-то противоправные действия, или что он рассказал какой-то анекдот, или какую-то газету с портретом Сталина уронил на пол и тем самым попрал образ вождя. Этого было вполне достаточно для того, чтобы человека приговорить к десяти, пятнадцати или даже двадцати пяти годам тюремного заключения, а тому, кто донес, нередко доставалась желанная квартира. Так что польза в доносе была явной. «Но что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Нередко лжесвидетельства принимают и другие странные формы — историческая ложь, например. Учебники по истории, где явно искажаются и древние события, и события новейшего времени, где слава или какие-то достоинства приписываются совсем не тем людям, которые этого заслуживают, где евангельские события преподносятся под заголовком «Легенды о Христе». Но это ведь не легенды, это — рассказы о Христе. Легенды — это то, чего, скорее всего, не происходило, то, что рождено народной фантазией, принадлежит жанру фольклора, эпоса.

Но следует заметить, что не только такие очевидные вещи являются лжесвидетельством. Нередко бывает так: мы передаем какие-то слухи о человеке, даже не будучи уверены, что это правда, передаем эти слухи кому-то еще, и вот слух, клевета пошли, пошли дальше, дальше и дальше и в результате приносят явный вред и тому человеку, о котором мы говорили, и нашей собственной душе. Потому что мы участвуем в распространении неправды.

Но даже если мы передаем правду о том, что человек сделал что-то плохое, то это тоже является неполной правдой, потому что мы искажаем образ этого человека. И эти сплетни, это так называемое перемывание косточек тоже лжесвидетельства, потому что мы говорим не о полноте жизни этого человека, а начинаем его с удовольствием осуждать, как бы превозносясь сами: вот мы-то не такие, мы заведомо лучше, а вот он так-то и так-то поступил. Поэтому, конечно, сердце человеческое всегда должно уклоняться от такого рода обсуждения, сплетен и всего прочего.

Александр Борисов «Добро и зло»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: