ИНОГДА ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ БОГ БЫЛ ТИРАНОМ
ИНОГДА ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ БОГ БЫЛ ТИРАНОМ
Глядя на то, что происходит, все чаще задаешь себе вопрос: почему Бог остается безучастным.
Этот вопрос особенно мучителен, если нет сомнений в существовании Бога. Как всесильный, милосердный и любящий Отец может терпеть то, что происходит? Почему Он не ограничивает злую волю людей? Почему, держа в руке жизнь каждого человека, Он не забирает ее у тех, кто десятками тысяч уничтожает своих братьев и сестер? Почему Он не вмешивается, когда мучают, пытают, издеваются над беспомощными?
Эти вопросы особенно остро возникают в моменты великих потрясений, когда среди людей появляется некто, способный ради своих прихотей наполнить злобой и ненавистью если не весь мир, то весьма значительную его часть.
В этом такие личности подобны Христу, но с прямо противоположным знаком: как Христос принес в мир любовь и этим дал возможность ему измениться, так и анти-Христы меняют мир и сердца людей ненавистью. Но это не отвечает на вопрос: как Бог может это допускать?
Невозможно понять логику чьих-то действий, не познав самого делателя. Это справедливо в отношении и личности (человека), и Сверхличности (Бога). Но что мы знаем о Боге? Только то, что открыто в Христе.
Мог ли Иисус творить чудеса? Да, безусловно. Если Он мог накормить пятью хлебами пять тысяч человек, мог ли Он накормить всех голодных на земле? Несомненно.
Если Он мог словом остановить бурю, мог ли Он тем же словом остановить Ирода? Пилата? Палачей? Думаю, и в этом мы не можем усомниться. Весьма справедлив был призыв иудеев: «Если Ты — Сын Божий, сойди с креста!» Как странно он перекликается с другим призывом: «Если Ты — Сын Божий, бросься вниз!» Почему же Христос не делает этого?
Почему Он не останавливает Ирода, отдавшего приказ об уничтожении вифлеемских младенцев? Зачем Ему бежать в Египет, подвергая опасностям дальнего пути мать и Иосифа? Какой во всем этом смысл?
Почему Христос постоянно уклоняется от открытого силового противостояния злу? Имея силу, не использует ее?
Мы задаем этот вопрос так же, как задавал его Христу сатана. Почему любовью, а не силой?
Ведь это куда быстрее и проще: принудить к добру, навязать его, выжечь зло каленым железом, стереть с лица земли, как Содом и Гоморру, обратить камни в хлеб, хлыстом загнать человека в рай. Это так просто и очевидно, что если Ты не хочешь сделать этого Сам, мы сделаем это за Тебя!
Только в голливудских фильмах «Доктор Зло» признается в своем желании уничтожить мир, наполнить его ненавистью. В реальной жизни любой диктатор или мелкий злодей — всего лишь восстанавливает справедливость, принуждает людей к миру, просвещает отсталые и заблудшие народы. Делает то, что не захотел сделать Бог.
Разница между Божественной силой и силой сатаны именно в этом. Христос мог сделать так, чтобы основой христианского мира стали не четыре сомнительных Евангелия и не преданный всеми человек, прибитый к кресту. Он мог править миром железной рукой: дать людям хлеб и безопасность, мгновенно награждать за добродетель и наказывать за зло. Этот принцип использовали римские кесари, раздававшие бесплатный хлеб и создавшие систему права. Это обещали людям коммунисты. Хлеб и безопасность были основой и нынешней российской власти.
Только почему-то оказывается, что платить за это всегда нужно свободой, а принуждение к добродетели умножает количество беззакония и зла.
Бог выбрал медленный и длинный путь. Он отказался как от силы вызывать веру чудом, так и от силы принуждать людей к добру. «Бог не нацист» — точно и лаконично заметил когда-то Томас Мертон. Добро не может быть навязано со стороны, оно должно вырастать изнутри и по доброй воле.
Нам тяжело с этим смириться. Мы склонны видеть в этом слабость или даже жестокость. Но все события человеческой истории, каждая попытка принести людям добро на кончике автомата или меча показывают, что иного пути нет. Зло не порождает добро. Сила и принуждение не меняют человеческую душу.
Уничтожение Содома и Гоморры не заставило жителей всех остальных городов стать праведниками. И даже потоп не уничтожил все зло на земле. Эти события прямого Божественного вмешательства в начале человеческой истории как будто допущены Богом как мягкий и ненавязчивый намек: этот путь бесполезен.
Путь, выбранный Богом, кажется нам не менее бесполезным. «Нельзя править людьми при помощи любви. Когда вы найдете вашего царя, скажите ему об этом. Только три вещи позволяют управлять людьми: страх, жадность и обещание безопасности», — говорит волхвам царь Ирод в пьесе Дороти Сейерс «Человек, рожденный на царство».
Однако Христос отвергает этот совет. Повелитель Вселенной делает Себя бессильным и слабым. Он дарит нам способность жить так, как будто Он не существует, плевать Ему в лицо, распинать Его на кресте. Дает нам возможность самим принять свободное решение, как с Ним поступить. Он показывает нам Свою любовь во всей полноте: Он готов быть самым нищим и гонимым из нас, не требуя благодарности, кормить и исцелять, быть нам слугой. Взамен Он ждет от нас не повиновения, а любви. Ему нужны не слуги, а друзья. И это единственная причина, по которой Он нас создал.
Может ли любовь быть силой? Если под силой понимать способность достигать заранее ожидаемого результата, то — нет. Любовь и свобода неразделимы. А свобода — всегда возможность выбора: «Родители и влюбленные знают, что любовь бессильна, если ее отвергают» (Ф. Янси).
…Иногда нам хочется, чтобы Бог был тираном. Чтобы Он миловал и карал (само собой, миловал нас и карал тех, кто нам неприятен). А Бог приходит к нам со Своей любовью, хотя мы ждем от Него безопасности и хлеба…
Иоанн Бурдин
Сопротивление злу насилием — путь Христа… Но мы люди. И, к сожалению, насильник воспринимает доброе отношение к себе за слабость. Можно ли безучастно смотреть, как кто-то душит человека и говорить последнем:»Потерпи, может всё обойдётся»?