ГДЕ ЖЕ НАГРАДА ПРАВЕДНИКУ?

ГДЕ ЖЕ НАГРАДА ПРАВЕДНИКУ?


ГДЕ ЖЕ НАГРАДА ПРАВЕДНИКУ?

Есть очень серьезный вопрос. Ветхий Завет полон благих обещаний людям, исполняющим Божию волю. И тем не менее они страдают не меньше, а зачастую даже больше грешников. Почему так?

Давайте всмотримся в эти обещания. Чаще всего они встречаются в книге Притчей. Часть из них — житейская мудрость (трудолюбие приводит к достатку, исполнение родительских советов способствует успеху и т. д.). С этим все ясно. Но что вообще говорится о праведниках? Иногда, действительно, речь идет об успехе и покровительстве: «не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (10:3).

Но гораздо чаще, подробнее, проникновеннее говорит эта библейская книга об особом отношении Бога к праведнику и об итогах его земного пути: «Господь… сохраняет для праведных спасение» (2:8); «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней» (2:21); «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (3:21); «память праведника пребудет благословенна» (10:7); «труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху» (10:16).

Здесь, как правило, речь не идет о прекрасной, беспечальной жизни, но, скорее, о том, каков будет итог этой жизни. В конечном счете праведники получат то, к чему стремятся, — вот это Библия обещает совершенно твердо.

Но эта победа не дается без борьбы, и тут лучшим примером могут служить истории патриархов — тех самых праведников, которым призваны подражать верующие. Для Авраама все началось с того, что Господь велел оставить ему свой дом, свою родню, родные места и отправиться в дальнее странствие.

Ему было обещано, что его потомки будут владеть прекрасной землей, но до старости он оставался бездетным, а обещанная ему земля при его жизни принадлежала другим людям. Странствия Авраама продолжили его сын Исаак и внук Иаков, их жизнь была полна тревог и опасностей, но она всегда протекала с Богом. Собственно, Библия иногда так и описывает жизнь праведника: он «ходит пред Богом». Не просто помнит о Нем и молится Ему, но каждый свой шаг делает в Его непосредственном присутствии.

А шагов этих может быть очень много, и они могут быть разными и далеко не всегда бесспорными. Праведник — такой же человек, как и мы, только для него безусловная высшая ценность — Бог, и Он же — высшая награда, которая обещана ему.

Мы видим, что жизнь патриархов одинаково далека от двух вещей, с которыми часто путают христианство: от пассивного пораженчества (раз на всё Божия воля, то я буду терпеть скорби и ничего не предпринимать) и от такого же пассивного потребительства (раз Господь мне обещал процветание, буду ждать, пока оно само свалится мне в руки). Нет, жизнь верующего — это риск, и порой очень серьезный, это активное принятие самостоятельных решений, это зачастую и страдание.

В той же книге Иова страдание понимается, скорее, как испытание: человек, у которого всё в порядке, еще и сам толком не знает о своей вере. Именно кризисная ситуация, когда всё знакомое и устоявшееся летит под откос, позволяет ему понять, что в жизни действительно ценно. В конце книги Иов встречается с Богом лицом к лицу, и эта встреча, наверное, не состоялась бы, если бы не крушение всего жизненного уклада праведника Иова.

Итак, христианам не была обещана сытая и безбедная жизнь. Им было обещано другое: конечная и безусловная победа. И даже гонения, которые им предстоит пережить, вовсе не бессмысленны, они откроют возможность творить волю Отца, свидетельствовать о Сыне, исполнятся Духом: «…поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мк 10:18—23).

И не в том дело, что им будет хорошо когда нибудь потом, в загробной жизни. Нет, состояние блаженства — то, что наполняет человека уже здесь и сейчас, что делает его независимым от внешних обстоятельств, позволяет всецело довериться любящему Отцу. А значит — действовать так, чтобы исполнить Его волю. И это в конечном счете Библия и называет блаженством.

Андрей Десницкий

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: