Е.В. Зайцев о богослужении Ветхого Завета

Е.В. Зайцев о богослужении Ветхого Завета


Учитывая особенности еврейской антропологии, согласно которой человек представляет собой неразделимое целое, некое единство, именно все человеческое существо, а не одна лишь его нематериальная составляющая, призвано благословлять в поклонении святое имя Господне. (Пс 102:1).

Богослужение вовлекает в себя целостного человека, в том числе и его тело. Годовые праздники, ритуальные «пища и питие», жертвоприношения, падение ниц, воздевание рук и многие другие проявления так называемой телесной активности — все это придавало особую динамику богослужебному опыту древнеизраильского народа.

Поклоняющиеся Богу не просто сидели неподвижно во время богослужения, молчаливо наблюдая за происходящим, или, находясь в застывшей позе, предавались медитации, они двигались, играя активно свою роль в драме-таинстве богослужебного священнодействия.

Можно сказать, что в процессе богослужебного поклонения задействованы были все органы чувств молящегося: запах благовонного курения и священного елея, вкус различной пищи, вкушаемой по тому или иному поводу, созерцание красок священнических одежд, его священнодействий, впечатляющей архитектуры храма, прикосновения во время обрядов помазания или ритуального очищения, восприятие звуков музыки, слов, восклицаний, и вместе с тем многозначительных моментов святого молчания, — все это, вместе взятое, способствовало вовлеченности всего человеческого естества в священный акт богопоклонения, создавая целостность восприятия человеком Бога.

Но богослужебный опыт не сводился только лишь к механической активности, заключавшейся в должном поведении во время богослужения, исполнением определенных действий и жестов, автоматического повторения заученных слов в нужное время и т.д.

Богослужение подразумевало определенную. эмоциональную вовлеченность молящегося, которая проявляла себя порой очень ярко, выражаясь в шумных славословиях, восторженных восклицаниях, танцах, в слезах радости, покаяния и умиления. Эмоциональный настрой поклоняющихся многократно усиливался звучанием различных музыкальных инструментов (Пс. 150).

Разумеется, такой опыт богопоклонения — и это важно понять — был обусловлен особенностями культуры еврейского народа, его менталитетом и мировоззрением.

Евгений Зайцев. Богослужение в перспективе ветхозаветного опыта богопоклонения. ЗДА, 2002 год.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: