БЛАГОЧЕСТИВОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

БЛАГОЧЕСТИВОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ


БЛАГОЧЕСТИВОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

Граждане должны быть покорны властям, и они же должны быть покорны Богу. Но как быть, если требования властей идут вразрез с Божьими требованиями? Писание дает четкое указание: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам 13:1). То есть, Божья власть бесспорно выше власти Им же установленных «существующих властей». Когда земные власти следуют своему предназначению, тогда то, что «кесарево» находится в согласии с тем, что Божье. В случае же конфликта между этими категориями, нужно следовать требованиям высшей власти, т.е. Божьей.

Но как именно делать это, оставаясь покорным властям «под солнцем»? Уточнение мы находим у апостола Петра: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2: 17). Да, представителей власти следует почитать, но бояться все-таки следует не их, а Бога. И когда требования властей находятся в явном противоречии с Божьими требованиями, необходимо:

1) В страхе Божьем следовать Его воле

2) Со всем почтением к властям проявить неповиновение им,

3) Быть готовыми понести за это ответственность.

В Писании мы можем найти целый ряд случаев подобного почтительного неповиновения властям – как скрытого, так и явного. Например, Христос заповедал апостолам: «идите, научите все народы» (От Матфея 28:19). Представители же местной власти, «призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деяния 4:18-20).

Апостолы поступают в точности со словами своего Учителя, говорившего: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (От Матфея 10:28). Поэтому они снова и снова, проявляя почтение к Синедриону как органу власти, исполняют заповедь Христову и с готовностью несут за это наказание.

«Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам … И, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деяния 5:27-29, 40-41).

Блаженный Августин обосновывает такой подход, утверждая: «несправедливые законы суть беззаконие». Бенджамин Франклин заявляет еще категоричнее: «В непокорности тиранам – послушание Богу». Когда власти явно и постоянно противятся Божьим установлениям, неповиновение праведников обличает их.

Так, Закон гласит: «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (Второзаконие 6:14). И когда царь вавилонский приказал всем подданным поклониться золотому истукану, «отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Даниил 3:16-18).

Важно обратить внимание, что еврейские юноши не только проявляют веру в Божью силу спасти их от раскаленной печи. Друзья Даниила готовы понести наказание и остаться верными Господу, даже если «и не будет того». В итоге не только чудесное спасение, но и их верность перед лицом близкой смерти стали свидетельством перед правителем. «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» (Даниил 3:95/29).

Впоследствии подобное испытание выпадает и на долю самого Даниила. Царь мидян и персов Дарий подписал указ и дал повеление, «чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, … того бросить в львиный ров … Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:7,9-10). За это ослушание Даниил был брошен в львиный ров. Но Господь чудесным образом заградил пасть львам и избавил его от смерти. Это стало не только свидетельством перед правителем, что Бог, Которому поклоняется Даниил, «Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно, Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Даниил 6:26-28), но и залогом того, что «Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Даниил 6:26-28).

Двумя столетиями позже, когда в правление персидского царя Артаксеркса Первого всем иудеям грозило истребление, царица Есфирь решается обратиться к правителю с прошением о помиловании народа, невзирая на запрет под страхом смерти входить к царю без его вызова. «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (Есфирь 4:15,16).

Не стоит забывать, что Бог есть Бог, и в Его власти вмешаться в ход событий или же – позволить им идти своим чередом. Противостав властям ради Господа, мы не можем не уповать на Его помощь и вмешательство, но должны быть готовы сохранять верность Ему «если же и не будет того». Писание с огромным почтением говорит о тех, кто «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евреям 11:35-38).

Главное – чтобы «почтительное неповиновение» властям было проявлением страха Божьего, а не нашего своеволия. Да даст Он нам для этого мудрости и водительства.

Почтительное неповиновение властям из страха Божьего вовсе не обязательно предполагает открытую конфронтацию. Иисус заповедал Своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (От Матфея 10:16). Уже в Ветхом Завете мы можем найти примеры такой «мудрой простоты».

Так, во время египетского рабства «царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исход 1:15-21).

При покорении Ханаана, когда посланные Иисусом Навином разведчики укрывались в доме блудницы Раав, «царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их» (Иисус Навин 2:3-5). В связи с этим Иаков, уже в Новом Завете, пишет: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» (Иакова 2:25).

Подобное «почтительное неповиновение» проявляют и волхвы, пришедшие с Востока поклониться новорожденному Царю Иудейскому. «Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня… Они, выслушав царя, пошли… И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (От Матфея 2:7-9,12).

Но, опять же, главное – чтобы «почтительное неповиновение» властям было проявлением страха Божьего, а не нашего своеволия. Да даст Он нам для этого мудрости и водительства.

Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: