Урок 9 от ПА. Как ценить людей

Урок 9 от ПА. Как ценить людей


Урок 9. Идолы души или Как ценить людей.

 

При изучении трех предложенных глав Евангелия от Матфея (с восемнадцатой по двадцатую) задумаемся над тем, как мы можем научиться ценить людей так же, как это делает Иисус.

 

Чтобы выбрать стратегию проведения этого урока, нужно отметить, что три главы, данные нам для изучения в этом уроке, говорят о двух разных темах. Истории из восемнадцатой и начала девятнадцатой глав – дети, соблазны, овца, согрешивший, прощение талантов, развод – говорят об отношениях с людьми, а точнее, о ценности людей. Другая половина наших глав: конец девятнадцатой и двадцатая – говорят о ценностях Царства, или награде в Царстве. Ее хотят ученики, а Иисус их корректирует. Туда включены истории богатого юноши, ожидание учеников, притча о динарии и вопрос о том, кто больше в Царстве. То есть, мы можем провести два совершенно разных урока – в зависимости от того, что нужнее вашим слушателям, и того, куда вас поведет Дух. Просто нужно выбрать из первой или второй темы три отрывка, сформулировать весть, которую туда поместил Господь, и подобрать практическое применение для вашего класса субботней школы. Мы же пошли по первому пути, но точно так же оправдан и второй вариант проведения, если вы этого желаете. Не оправдано лишь одно: пересказ разных историй, не соединенных никакой общей темой. Именно к этому нас снова зовет урочник, и, поддавшись на его искушение, мы можем снова рассеять достаточно ясное обращение Евангелия к современному человеку. Это, в принципе, не грех и не плохой поступок, но такое проведение – без единой темы – просто бесцельно, поскольку не отложится в памяти и практике слушателей. Поэтому мы рекомендуем ведущим идти по одной, заранее продуманной линии. На наш взгляд, ее создание и является подготовкой к проведению урока, и именно этим стоило бы заниматься на встрече преподавателей субботней школы общины. И еще кое-что: в этот раз можно даже не пытаться понять, что же такое «идолы души» – это ловушка. Вы вряд ли сможете создать осмысленный урок по этой теме. Тем более, что у адвентистов души нет J.

 

Наш сегодняшний главный вопрос такой: Что мне нужно изменить в моих связях с другими людьми? Где я мог бы ценить их больше, чем делаю это сейчас?

 

Ломка льда: Если бы вам пришлось выбрать из своего класса СШ самого ценного человека, то кого бы вы выбрали? Почему? Кого мы считаем стоящим и кого бестолковым?

 

  1. Не позволяй себе превозноситься над людьми.

Текст Мф. 18:1-10

 

В отрывке, с которого начинается наша глава и наш урок, показана интересная картина взаимоотношений. На одной стороне изображены дети и умалившиеся до детей. А на противоположной те, кто и получает предупреждение от Христа, – источники соблазна. Да, в отрывке можно расчленить все тексты и поговорить отдельно чуть ли не каждому из них, но давайте взглянем на общую картину, представленную евангелистом: Иисус говорит о первом принципе того, как нам нужно ценить людей. Есть люди, которых Бог или искреннее христианство сделали доверчивыми и простыми. И есть те люди (судя по обращению, это слушатели Иисуса, то есть, и мы), которые смотрят на других сверху вниз и усложняют их жизнь, пользуются ими и искушают их. Иногда нам кажется, что мы – как святые ангелы, невиновные ни в чем подобном. Но, напрягая память, можно вспомнить множество случаев таких наших отношений. Это бывает не только в Писании, где Иаков вытягивает из доверчивых брата и отца чужое наследство, где Ирод хочет использовать волхвов для того, чтобы уничтожить Того, к кому они пришли как к царю, и где Давид управляет Урией как марионеткой. По большому счету, мы видим здесь превозношение, которое сразу же отключает в нашем мозгу неприкосновенность жизни другого человека. Если я лучше (да хоть в чем – пусть даже в религии), то я уже имею право управлять жизнью другого. Это механизм, который включается, когда я в воображении сажаю себя на трон. И после этого я имею полное право делать с другим, что я хочу. Применять силу, обманывать, манипулировать и заставлять. В христианстве это используется в той же полной мере, как и везде. Мы любим «спасать» других страхом, хотя по факту это – простое манипулирование. Мы беззастенчиво влезаем в детали личной жизни, в их одежду, холодильник и даже постель, потому что мы считаем, что имеем на это право. Почему? Потому что мы выше. Это «право белого человека», как говорили раньше. Сегодня это «право знающего больше» или «право верящего правильнее».

 

Обсуждение: Замечаю ли я за собой, что чувствую право руководить другими? Кто эти люди и в чем именно я лучше их? Когда в последний раз я влезал в чужую жизнь и с какой целью: служить, помогать или управлять? Что я должен сделать, чтобы стать «на равных» с другими?

 

  1. Прикладывай усилия к построению отношений.

Текст Мф. 18:11-20

 

Следующий отрывок тоже является цельным: и овца в начале отрывка, и молитва в конце приведены евангелистом не случайно. История с заблудившейся овцой здесь играет совершенно другую роль, чем, к примеру, у Луки. Овца здесь – это в чем-то провинившийся против тебя человек, которого после неверных шагов и заблуждения надо идти и искать. Потому что он ценен. А молитва вдвоем и втроем – это молитва с теми двумя или тремя (из шестнадцатого текста), которых ты подключил для того, чтобы не потерять связь с согрешившим против тебя. Хотя, чрезвычайно часто этот отрывок вырывают из контекста и применяют к абстрактному усилению любой молитвы, но он рассказывает о том, что за человека, с которым у вас конфликт или недопонимание, нужно молиться, и Бог обещает таким людям Свое вмешательство. В центре же отрывка – история, которую мы, настроенные не на ценность людей, а на чистоту учения, совершенно извратили в современной церкви. И она применяется сегодня по принципу «Набери побольше союзников на свою сторону – сперва двоих-троих, а потом и всю церковь, чтобы заставить другого человека согласиться с тобой. Если он не согласится – раздави его, исключи. И тогда он будет исключен и на небесах, Бог ведь тоже на твоей стороне, раз ты победил в борьбе с человеком.». Истинная же цель всех этих действий – приобретение брата. Принцип, который виден за всеми этими историями, очевиден: проблемный человек исключается нами из круга друзей, круга общения, и даже мыслей. Тем более никто не молится о благе такого человека, скорее о том, чтобы Бог заставил его стать похожим на нас. Евангелие же предлагает нам другой путь. Иисус зовет на трудный путь выстраивания отношений с тем, кто нам неудобен. Похоже, для этого Бог снова намеренно соединяет Иосифа и его виновных братьев, Исава и обманувшего его Иакова, и посылает беглого раба Онисима к его господину Филимону.

 

Обсуждение: Когда я иду к кому-то со свидетелями – я выбираю тех, кто помирят нас или тех, кто помогут одержать победу? Кого последнего я «удалил из списка друзей» и почему я это сделал? Кого из врагов я могу вернуть туда на этой неделе?

 

 

  1. Дай другому право поступить неправильно.

Текст Мф. 18:21-35

 

Этот отрывок есть не что иное, как знаменитая притча Иисуса о прощении. Мы видим, что она стала ответом на проблему, о которой упомянул Петр. А сама проблема заключается в строгом лимите, который мы устанавливаем для людей, а вот у нас самих этого лимита нет: за жизнь нам прощаются бесчисленные миллионы сознательных ошибок и серьезных проступков. Каждый день мы совершаем сотни грехов, но вполне нормально относимся к себе. И Бог тоже относится к нам вполне нормально, несмотря на все это. Когда же мы переводим взгляд с себя на окружающих, наше уменьшительное стекло становится увеличительным: масштабы и лимиты меняются. Другим дать право на ошибки и проступки мы можем лишь один-два раза, и не больше. И другим непозволительно сделать даже мелочь, тогда как нам разрешены любые масштабы ошибок. Здесь показан принцип разного подхода к себе и другому человеку, который, кстати, тоже свидетельствует о том, что мы ценим лишь себя. В отрывке это показано в количественном и качественном аспекте. Нам интересны оба, потому что мы виноваты в обоих. Петр демонстрирует «счетчик», который мы включаем для проступков людей. Для большинства на счетчике стоит цифра «1» – больше зла мы не позволим принести. Для некоторых мы после их просьбы о прощении можем добавить еще единичку, но не больше. Страшные цифры в виде 7х70 там появляются только в виде наших родственников, которых мы когда-то любили. При этом прощения и принятия не происходит, мы просто скованны обстоятельствами и ничего поделать с ними не можем. Иуда хочет сжечь Фамарь за прелюбодеяние, но когда вина оказалась на нем, он с легкостью себя прощает. В притче Иисус показывает масштаб, позволенный себе и другим. Он уже говорил о бревне и сучке, да и в Писании полно примеров, например, когда фарисеи, будучи убийцами, судят Христа просто за Его высказывания.

 

Обсуждение: Кому последнему я не дал права совершать плохое? Как я «наказал» этого человека: лишил общения, стал остерегаться, держусь от него подальше? Делаю ли я это из страха, для безопасности? Когда я сам принес человеку ущерб?

 

Итог. Тяжелый и неподъемный своими силами итог этой темы. Но есть Евангелие, благодаря которому мы имеем простой доступ к истинам этой жизни, и Его автор – Христос, который всех нас одинаково любит, и призывает нас последовать Его примеру. Посмотрите, какие замечательные выводы в своих притчах делает сам Иисус. Нам нужно служить простым людям, самим становиться такими же доверчивыми, уподобляться им, спуститься наконец со своей вавилонской башни, но никак не делать им хуже и не приводить к соблазну. Бог также хочет научить нас, что тот, с кем у нас проблемы – не обязательно на черной стороне, и не обязательно пропащий человек. Перед Ним он так же ценен, как и мы, и его не нужно исключать из своей жизни. Еще один предложенный Им принцип – позволить другим делать то, что мы позволяем себе – именно так можно прочитать стих «возлюби ближнего как самого себя». На человеке нельзя ставить крест из-за его поступков – ведь мы сами делаем точно так же. Давайте изменим наш вектор, и будем изменяться к лучшему вместе с теми людьми, которых недооцениваем, и вместе повернемся к светлому лицу нашего Спасителя.

Коммантариев: 4

Добавьте свой
  1. 1
    Антонина

    урок преподан достойно .просто .мудро .логично. ! Господи благослови приготовивших этот урок и в дальнейшем дай им твоей мудрости !!!

  2. 2
    владимир

    Давно пользуюсь комментами Прогрессивных в СШ. Но очень узко изложение темы, и поэтому часто однообразно. Но всегда остро и насущно, хотя хочется более интересной картинки…

  3. 4
    Сергей

    Позволить другим делать то, что мы позволяем себе… Я думаю, здесь подразумевается, но явно не оговорены определённые условия… Не все люди находятся в равном положении. Например, может быть так, что я не могу позволить себе определённые вещи, которые позволительны другим, например, в силу различия в степени ответственности. Или наоборот…

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: