Урок 8 от ПА. Жизнь лицемера

Урок 8 от ПА. Жизнь лицемера


#субботняя_школа_от_ПА #Иов #лицемерие #отношения

 

Урок 8. Жизнь лицемера.

 

 

Вот уже половина книги осталась позади, и со следующей недели нас ждет некоторое разнообразие: очередную речь друга прервут на полуслове, а затем в дискуссию вступят два новых персонажа. Нас ждет описание Иовом своей достаточно интересной жизни, гневная речь человека «из толпы», наблюдающего за всем со стороны и объяснение происходящего Богом.

Пока же начинается «третий круг» речей, отличающийся от предыдущих лишь большим натиском на страдающего человека и еще тем, что он будет сокращенным. Нас ждут выступление главного идеолога давления на Иова, в котором он обвиняет человека во всех мыслимых грехах, и говорит о сделке, которую Иову следует заключить с Богом, и речь Иова о том, что он никак не может почувствовать, что Бог рядом и найти Его. И наконец, можно будет увидеть, как ведут себя люди, которые не чувствуют Божьего присутствия.

Большинство подтем, которые встречаются в сегодняшнем большом отрывке текста, так или иначе касаются лицемерия, то есть линии поведения, когда ты притворяешься, чтобы достичь своей цели. Это есть и в насильном покаянии, которого ждут друзья; и в самих обвинениях, ни одно из которых не доказано; и в поведении многочисленных людей, о которых рассказывает Иов двадцать четвертой главе. Поэтому мы взяли для проведения именно эту тему. Чтобы не рассеивать внимание слушателей, мы отказываемся от других тем, которые не менее полезны и актуальны, но поразить можно только одну цель, поэтому ни в одном уроке не стоит брать даже две темы, это может все испортить. Лучше иметь один ясный маяк, и все остальное безжалостно отрезать, поговорить и применить одно, чем не успеть поговорить о многом.

 

Сегодня нам предстоит разобраться, в каких сферах нашей жизни можно признать наше лицемерное поведение и как исправить положение к лучшему. В главах с двадцать второй по двадцать четвертую мы с вами коснемся того, как испорченная человеческая природа толкает нас на лицемерие, которым мы заражаем всю свою жизнь.

 

 

Вводный вопрос: Вы когда-нибудь извинялись за то, в чем не были виноваты? Как это получилось? Как вы себя при этом чувствовали? Для чего вы пошли на это? Правильно ли так делать?

 

 

  1. Отношения с Богом.

Текст Иов 22:1-4

 

Суть прочитанного в этом тексте заключается в том, что Богу все равно, что происходит с человеком. Он ни капельки не рад и не счастлив от того, что какой-то человек послушен Ему. Это очень интересное предположение, характерное для героя. В предыдущих речах он уже утверждал, что Бог недоволен даже своими ангелами, не доверяя им, и уж тем более Он не хочет связываться с людьми. То есть, Бог не вступает с людьми в личные отношения, Он не счастлив от твоих успехов и не переживает за твои неудач. И, конечно же, Бог не собирается разбираться с какими-то вещами, о которых у верующего могут возникнуть вопросы. К сожалению, такая религия была не только у Елифаза, она распространена даже чуть больше сегодня, потому что она легче. Авраам не таскался бы по пустыням и не становился эмигрантом у язычников, ему не надо было бы убивать сына или спорить из-за Содома. Все, что бы от него требовалось – безо всяких разговоров делать абстрактное «хорошее» и не делать абстрактное «плохое». Ну, а если что-то не получается, извиняться перед Богом за то, что ты, возможно, сделал не так. Конец главы только издали кажется похожим на христианство, за красивыми словами там ясно показана «цель» религии и Бога. Это стихи 27-30, где Бог становится исполнителем твоих желаний и ты настолько удачлив, что по твоему хотению получаешь успех во всем, и Он скорее бежит выполнять твои заклинания.

Это вечная история лицемерной религии, в которой Бог нужен только лишь для того, чтобы наделить тебя удачей. Он тебе не нужен, не нужен и ты Ему. Но религия – это такой механизм, который «запускает» Бога. Сегодня любая религия пропитана этими вещами, и ты понимаешь, что Бог в жизни – как ковчег или храм у героев Ветхого Завета – для удачи, победы над врагами и исполнения желаний. А молитва – это «запуск» Бога, и вы даже можете черным по белому прочитать об этом в рассказах о ходатайственных мольбах. Нужно признать, что Бог без Его Личности, только для Его Силы очень востребован. Ну а для того, чтобы Он не перестал «благословлять», иногда можно попросить и прощения. К чему и зовут Иова, мол, «Что, с тебя убудет что ли? Извинись».

 

Дискуссия: Если бы мой Бог целый год с этого момента ничем мне не помогал, я бы с Ним разговаривал? Я прихожу к Нему и каюсь, потому что обидел Его или потому, что иначе не получу от него подарочков? Мой Бог испытывает чувства от моей жизни?

 

 

  1. Отношения с людьми.

Текст Иов 22:5-11

 

Второй отрывок более понятен и он касается обрушившегося на Иова шквала обвинений. Мы видим, как один верующий встречается с другим, оказавшимся в беде, и обвиняет его во всех гадостях, которые только можно придумать. От злобных мотивов до замаривания голодных и жаждущих и угождения богачам и начальникам. Самое интересное в этой речи то, что она не имеет абсолютно ни одного доказательства. Позже будут целые главы, где Иов будет свидетельствовать о противоположном, но его, похоже, никто и не соберется слушать. «Я точно знаю, что ты виноват. Да, возможно раньше я бы не посмел сказать такого, – Иов упомянет как вели себя люди, когда у него была власть, – но сейчас ты в канаве, и мне не возразишь.»

Зачем Елифаз делает такое, говоря откровенную ложь? Очень просто: я не могу терпеть людей, которые со мной не согласны. Или у которых другая картина мира. Или которые не подчиняются мне. Что, в принципе, одно и то же. И в отношениях с ними я готов вытворять то, что «друг» делает с Иовом. Я так же прикрываю свою вражду к человеку (по какой бы причине это ни происходило) притворным чистосердечием и добродетелью. Ведь я борюсь с грехом, ну и пусть я все это только что высосал из пальца. Точно так же завистники Иисуса обвиняют его в желании разрушить святыню. Причем, найти лжесвидетелей для этого не кажется чем-то плохим. Ты просто-напросто ненавидишь человека, или он тебе не по душе. И в дело идет твое христианство, которое облагородит тебя, и найдет грехи у него. Война становится священной, а Бог в ней – на твоей стороне. Не совсем понятно, почему друзья так гнобят Иова, в их словах проскальзывает некоторая зависть к его прошлой жизни, но вполне возможно, что к этому привело гораздо более легкое дело: его иной взгляд на Бога или просто его несогласие. За не те мысли можно получить последствия похлеще, чем за умышленную пакость, вспомните хотя бы Иосифа.

Поэтому нам нужно заметить, что на наших отношениях с окружающими лежит печать лицемерия, которая скрывает наш настоящий подход к ним. Вполне возможно, что за желанием найти в них недостатки и уличить их во зле скрыта ненависть и нелюбовь. И ложь тут только наш верный помощник.

 

Дискуссия: Что я чувствую, встретив несогласие или другой взгляд на жизнь, не как у меня? Я когда-нибудь «додумывал» то, что бы доказывало мою точку зрения о человеке? Способен ли я оправдать свою вражду, нападая на грехи человека?

 

 

  1. Личное поведение.

Текст Иов 24:13-17

 

Последний отрывок можно понять двояко, хотя, и в том и в другом случае он говорит об одном и том же. В предыдущей главе Иов делился тем, что он не видит проявлений Божьего присутствия. Возможно, в первом тексте главы он говорит о верующих людях, просто наблюдающих за несправедливостью мира. Или же он говорит о верующих, которые ведут себя без Божьего присутствия не совсем правильно. Это толкование перекликается со словами о «верном и благоразумном рабе, который подумал, что хозяин вернется не скоро» и пустился во все тяжкие. В обоих случаях мы обратим внимание на картину – в ней показаны дела под покровом ночи и сумерек. Все перечисленные Иовом люди ждут момента, когда их не заметят, они названы «врагами света».

Проблема заключается в том, что не только воры, прелюбодеи и убийцы любят темноту. У любого человека найдутся вагон и тележка темных дел, которые он не хотел бы выставить на всеобщее обозрение. Он хотел бы покрыть их ореолом тьмы. Мы делаем эти вещи, это наша неотъемлемая часть, но мы понимаем, что ни упоминать их, ни тем более показывать никому нельзя. Самарянка не хочет разговаривать о мужьях, ей легче рассуждать о деталях учения. Давид, полный праведного гнева, готов убить за овечку, но сразу грустнеет, узнав, что его дела стали известны всем. Такое бывает и в масштабах любой организации, церкви и страны. Арест и суд над Иисусом проводят ночью, втайне, а потом пускают слух о том, что случилось с Его телом. Так «сохраняется лицо» иудейской истинной церкви.

Вещи, которые мы любим, но в которых не хотим признаваться, есть у всех. И во всех трех случаях нам стоило бы признать проблему лицемерия. К Богу мы идем чаще всего не потому, что без ума от Него (да, иногда любовь возникает, но подарочки-то важнее). К другим мы не так уж и добры, скорее, неподчиняющиеся – лишние в нашем мире. Но только мы создаем ореол лжи, который «доказывает» правильность нашего отношения. Ну а то, что мы прячем каждый день – говорит о нашей истинной любви.

 

Дискуссия: Что из сделанного мной сегодня я не хотел бы сделать достоянием общественности? Из того, что я сказал? Хотел бы я, чтобы люди знали, что я про них думаю? Моя церковь прячет какие-то вещи или она честна перед своими членами?

 

 

Вывод. Чтобы жить искренне, без лицемерия, нам нужно научиться приходить к Богу не только за Его подарками; не маскировать враждебность к людям обличением их «грехов»; честно исповедовать перед Богом дела, которые нам стыдно достать на свет.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: