Урок 11 от ПА. Чувства наблюдателя
11 урок по книге Иова (главы 31-33): Чувства наблюдателя
Мы читаем текст, в котором в разговор вмешивается сторонний наблюдатель, и здесь мы попробуем понять, почему и у нас возникают такие же эмоции, как у него.
Проблемы проведения урока:
Содержание отрывка, который нам предстоит разобрать, следующее: 31 глава – это последняя глава оправдания Иова. Он не виноват в преступлениях в области пола (1-12), он не мучил тех, кто слабее (13-23) и не скрывал никаких тайных вещей (24-40). В общем-то, на основе этой естественной структуры главы можно провести альтернативный урок или использовать это для проповеди в будущем – в каждом из отрывков есть Слово, которое коснется слушателей.
Мы выбрали другой вариант проведения урока, по следующей, 32 главе. В ней из числа зевак, наблюдавших за спором, появляется новый персонаж, достаточно наглый и злой на всех. Вся глава посвящена объяснению того, почему он вмешался – и именно это мы положим в основу нашего сегодняшнего урока. Ведь в нас тоже сидит нечто, заставляющее испытывать страннейшие чувства при столкновении с событиями, которые нас, кажется, совершенно не касаются. Об этом чуть позже – в самом уроке.
Ну и завершающая, 33 глава – это новое нападение на Иова. Хотя в прошлой главе досталось и его друзьям, их ругали за то, что они Иова «не добили». Здесь представитель верующей общественности пытается указать на то, что Иов просто не хочет слушать Бога, который обычно разговаривает с людьми на языке снов и страданий. Если Бог будет им услышан, Иову вернут все потерянное.
Главная сложность отрывка, который нм предстоит прочитать, заключается в том, что он содержит слишком большое разнообразие тем. Нужно не бояться оставить в стороне полезные и красивые тексты, чтобы в уроке прослеживалась лишь одна тема. Это вечная трудность учителей нашей конфессии–в любом пособии вы увидите кучу текстов, которые не имеют отношения к Иову, но «их же надо прочитать!»
Главный вопрос: Знакомы ли вам чувства, которые испытывал наблюдавший за спором герой нашего отрывка? Что эти чувства говорят о нас самих?
Ломка льда: Когда в последний раз вы не смогли пройти мимо дела, которое вас не касалось? Что побудило вас вмешаться? Чем все закончилось?
1. Непрактичный интерес. Текст Иов 32:1-6 (с. 560 ВЗ)
В этом отрывке, пожалуйста, не трогайте гнев – он будет разобран в третьем пункте. Началось все у нашего сегодняшнего героя, конечно же, не с гнева – он возник позже, когда все практически закончилось и все серьезные люди, знакомые с ситуацией, оставили свои попытки обличений Иова. Наш герой присутствовал при всем разговоре, от начала и до конца и анализировал все – у него есть целое досье на сказанное всеми четверыми верующими. Что-то заставило его прийти, оставив свои обычные дела, и стать зрителем этой драмы. Что-то заставило его выбрать самым главным при этом, стимулом – оценку людей, основанную на том, что они между собой говорят, где неправы, как выглядят, в чем, возможно, виноваты, и тп.
Конечно же, за всем этим стоит интерес. И это не интерес, который толкает нас на сочувствие тому, насколько Иову плохо. Или на то, чтобы подойти и покормить его или сменить его повязки (если они были). Это другая, очень теоретическая вещь, за ней не будет полезной христианской практической помощи. Но она очень нужна нам, так как работает на нашу пользу, которую мы разберем во втором пункте.
С теми же мыслями в Евангелиях фарисеи спорят с учениками о том, почему не лечится бесноватый отрок и кто в этом виноват. Сами они и не могут исцелить, и никак не собираются помогать, но это – прецедент, достойный их интереса. Фарисеи так следят за словами Христа, сказанными при всех исцелениях. Та же идея прослеживается в действиях толпы вокруг Иисуса, не пускающей за исцелением ни женщину, ни опущенного в дом через крышу, ни дочь Иаира. Настроенные на помощь, они бы создали другую атмосферу, но их интерес был в другом.
Ну а про нас, следящих за тем, что в интернете кто–то не прав, с открытым ртом слушающих, что сестра с братом разводятся, впитывающих как губка слухи, речь даже не идет. За интересом стоит что-то непонятное. Точно не желание помочь заставляет нас лезть в первые ряды проходящих вокруг нас драм. Для нас это другой спектакль.
В общем-то, всегда стоит задавать себе вопрос – почему мне это интересно и так меня привлекает? И пытаться корректировать наклонности греховной природы обращением к Богу о том, чтобы Он дал принести пользу в данной ситуации.
Практика: Я подмечаю, что мне интересны вещи, которые меня не касаются, и в которых я даже не собираюсь помогать? Когда в последний раз я вел себя как Елиуй? Как мне заметить за происходящим вызов к моему милосердию?
2. Презрение. Текст Иов 32:6-15 (с. 560 ВЗ)
Следующая часть главы гораздо лучше открывает происходящее внутри нашего сегодняшнего героя. В тексте он перечисляет свои наблюдения за уважаемыми людьми, в которых нельзя заметить ничего положительного. Иов ужасен по определению, превозношение над ним будет видно во всей речи (замолчи и слушай 33:31, я тебе расскажу вместо Бога 33:6). Мы же прочитали, как он ставит на место друзей Иова. Они не мудры и не говорят правду (9), они испугались и не знают, что придумать (15), они говорят не то (14), и поэтому должны подвинуться в сторону, чтобы уступить место самому умному, правильному и защищающему Бога.
Мы видим явное превосходство не только над Иовом, но и всеми остальными. Весь чистенький, белый и пушистый здесь только один персонаж – сам Елиуй, который сейчас всех научит жизни. Эта явление в нашей душе называется презрением. Мы по определению выше кого – то, кто говорит, живет или имеет другие привычки, чем мы. Мы без образования умнее и мудрее любых атеистов, нравственнее католиков и православных, а тем более проживающих на западе «развратившихся» собратьев, книжки нашей сестры лучше всех томов мира, те и читать не стоит, а наши телепередачи о Боге сняты величайшими двадцатилетними специалистами, мы превосходим всех без подготовки, просто потому, что живем правильно.
Вероятно, в Елиуе говорила молодость, которая придает человеку нездоровый максимализм – ты еще не видел жизни и считаешь, что у тебя есть ответы на все вопросы. В нас же при подобных чувствах говорит духовная молодость, или незрелость – это означает, что мы не выросли, не узнали, что и Бог и жизнь гораздо сложнее того, что написано в уроках «Так говорит Библия» и урочниках. Это придает нам убежденности о собственном превосходстве и фанатичности в этом. И презрение просто необходимо нам – ведь без него мы увидим свои недостатки и грехи. А когда ты самый лучший – тебе не надо ни каяться, ни вообще допускать, что ты испорчен.
Избежать этого можно здоровой долей сомнений в себе и серьезным уважением к окружающим людям, которые могут иметь большее или равное нам понимание Бога.
Практика: Кто из людей, что я знаю, бестолковее меня? Безнравственней? Бессовестней? Я прячу грехи за превосходством? Церковь убеждает меня, что я лучше? Или учит уважать людей и быть на равных с другими Божьими детьми?
3. Гнев. Текст Иов 32:16-22 (с. 560 ВЗ)
Последний текст главы – это концентрация всего того, что уже было рассыпано по предыдущим отрывкам. Здесь показана крайняя форма происходившего в душе героя, которая и толкнула его на выступление. Тот нездоровый интерес (не настроенный помогать) и неадекватное нахваливание себя на фоне плохих спорщиков (обратите внимание на то, сколько раз в его речи встречается слово «я») выражаются в пузыре, который готов лопнуть. Мы наблюдаем за возникновением и излитием на окружающих гнева.
Посмотрите, насколько праведным и правильным при этом считает себя этот человек, и как он уверен, что обязан вылить на других образовавшееся в глубинах его испорченного разума. И каким кристально честным и нелицемерным он себе кажется. Хотя потом окажется, что он повторяет ту же самую ложь и безумные предположения. Похоже, при гневе мы получаем ампутацию здравого смысла и наша совесть отключается, и мы готовы кидаться на других под лозунгом «я защищаю справедливость!» Или, в данном случае, «я защищаю Бога!» Не надо строить иллюзий, правды там может не быть вообще. Так Навуходоносор собирался уничтожать волхвов и юношей, Иезавель – Илию и Аман – всех евреев. Несправедливость там как бы была, но это была надуманная ими несправедливость.
Возможно, самым лучшим (и более-менее христианским) выходом из ситуации для Елиуя было уйти домой сразу. Не лезть в дела, которые его не касаются (если Бог не побудил тебя помочь страдающему делом, а не обличениями). Не сравнивать так нагло себя с другими, если уж ты и остался. Гнев – это желание восстановить справедливость, и до этого чувства поруганной справедливости Елиуй «дозрел», это был долгий многочасовой путь. Если говорить о нас, то вспышки гнева, так часто происходящие с нами – это тоже результат чего-то, что с нами тянется уже долго. Это свидетельство повреждений в нашей жизни, и самая идеальная реакция здесь – попросить Бога показать, что на самом деле со мной происходит и чем я недоволен.
Практика: Когда в последний раз я разгневался? Почему я это сделал? Был виноват тот, на кого я вылил гнев или я уже давно носил напряжение в себе? Чем я на самом деле сейчас недоволен в жизни? Кого я считаю несправедливыми ко мне?
Вывод.
Чтобы я не стал человеком, который приносит другим людям вред, нужно:
— интересоваться происходящим вокруг с желанием принести туда милосердие;
— ни в коем случае не переходить черту, где я стану выше другого человека;
— просить Бога о том, чтобы я признавал то, что портит мою жизнь.
Спасибо за отличное пособие по изучению Библии.Не устаю изумляться «урокам».Так и только так называют часто в церкви первую часть богослужения,отведенную исследованию библейских текстов.Когда робко замечаю,что это беседа по Библии,меня обрывают.Книгу Иова по сути так и не читали ,скакали по цитатам из других книг Библии,и в результате смысл послания Бога в книге Иова остался неясен.Ваши же комментарии возвращают к смыслу Божьего послания.
Замечательный комментарий. Спасибо большое.