8 урок от ПА: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК…
8 урок от ПА: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК…
В девятой главе письма Римлянам мы посмотрим на проявления власти Бога, которые влияют на наше понимание спасения.
Проблемы проведения урока:
Урочник пока что остановился на 7 главе послания, которую мы прошли две недели назад, и главной своей задачей для этого отрывка Писания автор считает защиту устоявшихся взглядов. Для того, чтобы в миллионный раз заявить, что закон соблюдать просто необходимо для спасения, ясные цитаты из 10 заповедей (не пожелай) там представляются не как закон Божий, а как «ветхозаветная система поклонения». Для того, чтобы представить спасение по делам, завет Бога с иудеями представляется как обязанность исполнять Закон Божий в качестве его условия. Ну и внутренняя борьба верующего из конца главы показана как желание исполнять десятисловный закон. Похоже, некоторые доктрины не позволяют нам читать Писание так, как оно написано, нам просто необходимо подгонять его под свое учение, и именно таким образом урочники программируют нас не слышать Слово.
Мы изучаем Римлянам не в броуновском движении, а последовательно, и поэтому нам предстоит 9 глава послания. Трудность, с которой вы можете столкнуться при его проведении (а наш комментарий всегда печатался больше как пособие для проводящих занятия, чтобы облегчить им подготовку) заключается в том, что 9-11 главы слушатели могут не воспринять на свой счет. Как в урочнике с легкостью заявляют, что «это попытка Павла убедить евреев», и эти слова сразу посылают сигнал слушателям, что к ним написанное не относится, так и 9-11 главы Римлянам после такого «обучения» в церкви могут показаться слушателям не актуальными для их жизни. Поэтому следует основательно подумать, как актуализировать то, о чем говорит Писание, чтобы увидеть в этих темах параллели с нашей современной христианской жизнью. Разобрав все подтемы главы, мы обнаружили, что больше всего отрывков связаны с суверенностью и властью Бога, именно эту тему мы и избрали в качестве основной для изучения.
Главный вопрос: С какими из граней Божьей власти, которые поднимает Павел, мне сложнее всего согласиться? Что я могу сделать, чтобы подчиниться этой власти?
Ломка льда: Как вы считаете, какая система власти лучше – монархия или демократия? Почему? В какой стране с любимой вами системой вы хотели бы жить?
- Бог выбирает людей, которых пожелает. Текст Римлянам 9:6(Б)-14 (с. 196 НЗ)
В начале главы тема о власти Бога показывается на примере семей с несколькими детьми. Это Авраам и его Измаил и Исаак (6-9) и дети Исаака – Исав и Иаков (10-13). В обоих случаях проявляется некоторая несправедливость, которую легко заметить. Бог выбирает в качестве «Своих детей» не всех детей Араама, которых он нарожал, а только одного, которого Сам выбрал. (Адвентисты обычно считают Исаака «законнорожденным» из-за современных взглядов на христианский брак одного мужчины и одной женщины, хотя это не относится к законам того времени, вопрос не в законе, а в выборе Бога, Он мог выбрать хоть Агарь, хоть Хеттуру). То же самое происходит в другой семье – там вообще рождаются близнецы, и по всем законам все должно было принадлежать старшему. Но Бог по Своему желанию выбирает младшего.
При этом главное в том, что вы не можете сказать, что этих людей своими детьми Бог избрал за их послушание, положительность и выполнение каких-то Божьих правил. Если Исаака Библия вырисовывает не так ярко, то Иаков – однозначно худший персонаж, чем Исав. Он делает больше проблем, зла и неправильных поступков. Он не заслуживает ничем своего избрания. Ни до, ни после избрания отношения Бога с ним строятся не на его заслугах и не на его повиновении.
Вот в этом и заключается наша проблема, потому что это верующим кажется несправедливым. Мы считаем: если Бог избрал кого-то, то сделал это, предвидя что человек потом станет ему послушным. Послушайте, как современные христиане «свидетельствуют»: Он спас меня от болезни в 6 лет, зная, что я приду и стану хранить Его закон, крещусь и буду верующим. В нашем понимании отношения Бога с Его детьми строятся на их заслугах – которые Бог предвидит. Истории же, приведенные Павлом, говорят о том, что заслуги и послушание тут ни при чем, Бог выбирает нас просто потому, что имеет на это полное право, а мы при этом ни капельки Ему не послушны, как бы мы ни засчитывали себе в цену крещение, знание истинных доктрин и неедение свинины. Нам нужно убрать языческое покупание Бога своими жертвами, Он независим от нас, и отношения с нами – полностью Его инициатива любви, в которой мы играем нулевую роль. Он любит нас и делает детьми не за наши качества, без условий. Не надо зарабатывать любовь.
Практика: Почему Бог решил спасти меня? Что хорошее во мне Он заметил? Чем сегодня я зарабатываю Его хорошее отношение и благословения?
- Бог милует тех, кого хочет. Текст Римлянам 9:18-24 (с. 196 НЗ)
Все три отрывка несколько схожи, хотя и говорят о разных гранях Божьей суверенности в отношениях с нами. В этой истории описан гончар, который сам решает, какой сосуд слепить и куда поставить его в своем доме – кормить Тузика или украсить им сервант. Ясно, что под гончаром подразумевается Бог, а под горшками – люди. В данном случае несколько раз делается акцент на то, что Бог не выбрасывает те чашки, которые уже давно пора бы выбросить, как некрасивые или не очень удобные. Он Сам решает, кого прощать, щадить и не наказывать (18, 22) и даже раскрасить и послать на выставку в Париж (23).
В этой части Писания открывается другое несоответствие Бога нашим ожиданиям. Если в 1 части мы надеемся, что мы – Его дети потому, что мы такие замечательные и распрекрасные, то здесь, во 2 пункте, мы видим другую грань неудобного Бога. Он не наказывает и не судит тех, кого должен бы осудить! Конечно же, под этими людьми мы подразумеваем наших врагов, неудобных нам людей. Для Иудеев это были язычники (24), которые столько времени вредили и мозолили им глаза и никак не должны были быть прощены. Для нас это другие конфессии, в особенности католики, верящие не так собратья и те, кто «преследуют нас за веру», а больше всего наши враги из повседневной мирской жизни. Мы придумываем про них совершенно не соответствующие Писанию истории о том, что не все погибнут сразу, а «будут мучиться много дней, в соответствии со своим вредом, что они нам причинили», выдумывая адвентистский ад, без которого мы не сможем спокойно заснуть, ведь он так греет душу! Или ждем их наказания прямо сейчас, не отходя от кассы.
Проблема с мстительностью была не только у сыновей грома по отношению к негостеприимным самарянам и не только у Давида, который называл своих недоброжелателей врагами Бога, чтобы у него было полное право их «ненавидеть заодно». Она есть и у нас, мы хотим сделать Бога восстановителем справедливости. Проблема тут только в том, что мы не хотим, чтобы эту справедливость восстанавливали у нас, нам нужен Бог на поводке, который будет кусать врагов только по нашей команде. А Бог, к счастью, не такой.
Практика: Когда я в последний раз переживал, что Бог не восстанавливает справедливость? Будь на Его месте, с чего бы я начал? С политики? Работы? В своей жизни я допускаю несправедливость сам? Какую? Я хочу наказания за это?
- Бог делает то, что нам неудобно. Текст Римлянам 9:30-33 (с. 197 НЗ)
Завершающий отрывок тоже содержит историю, но это сравнение не о семье и не о гончарном круге, нам рисуют лежащий на дороге камень (33). Ясно, что так представлен Бог, и принцип, о котором говорит Павел, в том, что Бог может стать неудобным, это препятствие на твоем пути, через которое ты спотыкаешься, и разбиваешь нос. Он не ручной, у Него есть Свои условия. Даже в этой главе видно наше шаткое богословие о великой борьбе, в которой Бог вынужден что-то там доказывать сатане или кому-то там еще, чтобы никто не подумал про него плохого. Бог, представленный Павлом, другой, Он делает, что хочет, не сильно считаясь с недовольными, возомнившими о себе невесть что (20). Это в наших традициях Бог зависит от нашего свободного выбора, того, насколько мы припрем Его к стене обетованиями и выйдем ли проповедовать, чтобы исполнить признаки Пришествия.
Библейский Бог не такой, Он от нас не зависит и под нас не подстраивается. Он ни во что ставит свободный выбор Ионы или Осии, заставляя их сделать что Он хочет. Ему не важно, что Павел хочет вылечиться, а Иисус в Гефсимании — не идти на крест. Он огромный камень, который не будет подвигаться с пути. Это ты должен подстроиться под Его правила, признав Его главным. Поэтому не получится угодить ему делами закона (32-Б), потому что они – о тебе, что ты – замечательный парень, выполняющий правила. В Божьей религии главный не ты – а Он, и спасение заключается не в тебе, а в Нем. Доверься Ему (32-А), и Он все сделает Сам. Язычники принимают спасение легче (30) потому, что у них нет опыта отношений с Богом, где ты доказываешь Ему свою праведность, они доверяют Ему и получают всё.
К сожалению, многие верующие так и не выходят на честную картину Бога и не знают, чего Он от них хочет. Урочники и многочисленные проповеди успокаивают их, что Бог полностью соответствует нашему учению, сглаживают углы, чтобы у них никогда не возникало и подозрения о том, что Бог может быть другим. Например, вообще не превозносящим тот же закон, а превозносящим Христа, как это говорят письма Галатам и Римлянам. Но зачем читать Его слово, когда у нас есть книжечки?
Практика: Когда в последний раз Бог причинял мне неудобства? Что это было? Чем все закончилось? Я забыл этот случай или подчинился Ему? В чем сегодня у меня происходит конфликт с Богом? Как согласиться с Ним?
Вывод. Чтобы признать Божью власть над собой и подчиниться ей, нам нужно:
— согласиться, что Он делает нас Своими детьми не за послушание; — разрешить Богу не воевать в наших конфликтах с окружающими; — честно признаться в том, о чем у нас с Богом разные взгляды на жизнь – и довериться Его мнению.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой