7 урок от ПА: ПУТЬ К ВЕРЕ
7 урок по письму Галатам: ПУТЬ К ВЕРЕ
Урок по очередному отрывку письма Галатам поможет нам увидеть, какие преимущества дает нам усыновление Богом.
Проблемы проведения урока:
В прошлый раз мы взяли больше текста, чем было предложено урочником, чтобы полнее раскрыть то, что Павел хочет сказать о законе Божьем. Мы оговорили, что закон не привносит в спасение Христом никаких условий, и что он усугубляет ситуацию, чтобы показать человеку, у Кого он может спастись. Поэтому те, кто следуют тексту пособий, могут обратиться к нашему прошлому уроку. Мы же не следуем за его планом в этом месте письма Галатам, потому что считаем, что тему закона стоит брать целиком, как она написана, чтобы понять сказанное автором.
Мы же пройдем сегодня всего лишь 4 завершающие текста этой главы, которые открывают другую тему – о том, какие преимущества человек получает, становясь сыном Божьим (26). Павел пришел к этому вопросу, пытаясь описать блага нахождения не под законом, но во взаимоотношениях доверия Иисусу. Возможно, это один из аргументов – «пряник», который он дает, как следует отругав до этого своих слушателей в начале главы.
Наш текст хорошо структурирован, поэтому нам не принесет больших проблем то, что он достаточно краток. В отрывке есть вступление (26 текст), где автор говорит о том, что все христиане входят в Божью семью, становясь Его детьми. И в последующих трех текстах объясняется, что это дает – какие именно перемены это приносит в жизнь верующего. Авторы урочника толком и не будут рассматривать эти тексты в следующем уроке, потому что им будет важно подчеркнуть не мысль Павла, а традицию нашей церкви – день, выделенный на тексты 26-29 (вс) будет потрачен в 8 уроке на обряд крещения. Павел использует упоминание об этом обряде мимоходом, ну а в нашей среде это – чудодейственное средство, делающее тебя остатком и повышающее статистику, поэтому о нем скажут как о центре отрывка.
Главный вопрос: Какие преимущества дает христианам статус «Божьего ребенка»? Какую пользу от усыновления Богом вы уже получили?
Ломка льда: Когда вы в последний раз в кого-то переодевались? Что это было – маскарад, сценка, спецодежда? Как вы себя чувствовали не в своей одежде?
- Христос внутри. Текст Галатам 3:27 (с. 231 НЗ)
В первом тексте, описывающем первую особенность «сынов Божьих» (26), говорится о необычной метафоре. Человек, ставший христианином (крестившийся во Христа), по словам Павла, «облекается», или одевается во Христа. Это не символ, а нечто более мистическое, что практикует редко кто из христиан. Это особенные отношения, когда ты допускаешь Иисуса войти в тебя.
Как ни странно, легче всего это состояние представить на примере, который одновременно страшен, может быть, неправилен, но более знаком всем нам – на примере евангельской одержимости, когда бесы подчиняют себе мысли и желания человека, находящегося под их влиянием. Вспомнив героев из страны Гадаринской или из многочисленных современных фильмов, мы можем представить, как это работает. В какой-то степени, при «одевании во Христа» происходит то же самое, но не со знаком минус, а со знаком плюс. Иисус становится частью тебя, ты больше чем на словах, становишься Его родственником – ты на самом деле получаешь родство с Ним – Он входит, наполняет, включает Себя в твои мысли, желания, мечты, Он управляет тобой. Ты реально становишься близким Иисуса.
И в этом же заключается главная опасность, по которой мы не идем на столь близкие отношения. Нам не хочется полного подчинения перед Богом, мы опасаемся, что Он сделает с нами что-нибудь опасное, фанатичное, то, что нам не понравится. Мы боимся, что Бог не пожалеет то, что мы любим, что является частью нас, и поэтому впускаем Его внутрь только до определенной отметки. Или же вообще не впускаем, говоря, что все это – символизм, а нам надо «стараться, работать над своим характером, исполнять заповеди и совершенствоваться» самим. Так наивысшее проявление любви к Богу, которое прекрасно описано в 1 Кор 15 (о покорении всего Богу), отвергается нами. Возможно, главная причина здесь больше в недоверии Христу, в том, что мы побаиваемся Его и не считаем, что Он желает нам благ, чем в том, что мы не знаем, как впустить Его поглубже в нашу жизнь.
Поэтому рецепт от того, что мы еще не оделись в Иисуса, став Его «продолжением», заключается в отказе от нашего самоуправления в пользу подчинения настоящему Богу. Себе мы пока что доверяем больше, чем Ему, а это неправильно.
Практика: Я боюсь одержимости? Я не хочу, чтобы кто-то управлял мной? Мной не манипулируют окружающие? Я бы согласился, чтобы с этого момента мной полностью руководил Бог? Почему я, скорее всего, опасаюсь этого?
- Все люди — близкие. Текст Галатам 3:28 (с. 231 НЗ)
Следующий текст письма – это не какой-то патетический лозунг, а описание того, что Бог делает с человечеством, став людям родственником. Причина того, что рабы и господа, женщины (не считавшиеся людьми как в то время, так и оставшиеся в ущербном положении в адвентистской церкви даже в 21 веке) и мужчины стали равными, описана в конце текста. Это то, что мы все – во Христе Иисусе. Бог создал новое человечество, Он присутствует во всех христианах (и, кстати, и в нехристианах, действуя через их совесть). Поэтому одевшийся в Него вместо вражды и соперничества с другими людьми будет видеть в них проявление Того, Кто живет в нем. Это, опять же, несколько мистическое описание, среднему адвентисту легче даже не думать ни о чем подобном, для него церковь – это крестившиеся в адвентизм, а не во Христа, и даже очень близкие по духу христиане других конфессий – это соперники, если не враги. Иисус же создает другую атмосферу.
Что-то похожее случилось с Петром, когда он вместо ненависти к язычникам и отвращения к ним вдруг на примере семьи Корнилия увидел, что это – такие же встретившиеся с Богом люди, как и он. Они не второго сорта, в то время как мы – первого, они не большие грешники, чем мы, и совести они следуют не хуже нас. К сожалению, по прошествии 2 тысяч лет, немногие готовы сделать такое же. Причина именно в том, что мы не узнаем в них Христа, потому что сами мало знакомы с Его почерком, Он не живет в нас. Ну а «охранники» церковных идентичностей отпугивают подчиненных прихожан страшилками о том, что они, в других сообществах веры, поклоняются не Богу, а сатане, приносят в жертву детей и сочиняют подобные безумные вещи ради того, чтобы одни верующие люди случайно не подружились с другими верующими людьми, знающими Иисуса.
Кстати, именно из-за незнания Иисуса замечательные руководители церкви до сих пор не могут увидеть проявление Иисуса в пасторских дарах женщин. Будь Он им знаком, это давно бы произошло, и «свой» узнал бы «своего», Иисус внутри них давно бы помог увидеть Иисуса внутри других. В какой то мере это тест на знание Христа, который показывает, что кому-то важнее политика, а не Его другие дети.
Практика: Кого я считаю «братьями и сестрами»? АСД? Протестантов? Всех верующих? Разделение на конфессии создает для меня христиан разных сортов? К какому сорту принадлежу я? Узнавал ли я хоть раз близкого мне по духу верующего?
- Наследники. Текст Галатам 3:29 (с. 231 НЗ)
В заключительном тексте главы открывается интереснейший элемент нашей христианской жизни, который изначально кажется нам неважным. Здесь говорится о том, что «сыны Божьи» становятся настоящими потомками Авраама и наследниками Царства. Не стоит отрицать того, что это – маловажная и неактуальная для нас вещь.
Большинство споров, в которые вовлечены христиане – это споры о том, кто является «настоящим» наследником. Государственные церкви заявляют о том, что они сохранили апостольское рукоположение, и поэтому настоящие дети Божьи – именно они. Мы, в свою очередь, спорим, что субботу соблюдали и пророки, и Иисус, и апостолы, и всякие вальденцы (???), и вот мы. Значит дети Божьи – мы. Другие основываются на дарах Святого Духа, на водном крещении, на чем-то еще. Но идея за всеми этими спорами одна – нам не хватает ощущения того, что мы – настоящие наследники, настоящие дети Божьи. Нам нужно обоснование, и эти споры ведутся прежде всего для нас самих, а не для наших врагов – мы сами внутри не уверенны, что мы – Его наследники, его настоящие дети. Внутри нас чувство сиротства, и поэтому мы заняты доказательствами того, что мы – Его настоящие дети.
Тут есть одна загвоздка. Божье наследство не передается так, как мы надеемся. Оно не в принадлежности к какой-то земной организации, как бы мы ее не любили, и насколько бы близкой к Библии или к первым обрядам она не была. Божьим ребенком ты становишься, согласившись наполниться Им, лично с Ним встретившись, и никак иначе. Это делается напрямую, без посредников. И тогда у тебя теряется ощущение сиротства, и страха, что надо срочно приткнуться к какой – то самой правильной семье, которую я выбираю по своим представлениям о религии. Это совсем не значит, что все церкви одинаково полезны, сообщества бывают и худые, это значит лишь, что наследство (сыновство) получается не через них.
Поэтому отсутствие уверенности – это такое же свидетельство того, что мы еще не стали детьми Божьими, как и вражда с людьми из п. 2 и отказ подчиниться Ему из п.1
Практика: Зачем мне доказательства того, что моя церковь «делает все, как первые христиане»? Как я убеждаю себя в этом? У меня есть чувство неуверенности в том, что я – Божий наследник? Что я могу сделать, чтобы расстаться с неуверенностью?
Вывод. Для того, чтобы стать Божьим ребенком, нам нужно:
— позволить Иисусу занять больше места в жизни, вплоть до полного подчинения Ему;
— научиться видеть в других верующих, как Бог действует в их жизни;
— заметить в себе ощущении сиротства, из-за которого мы воюем с непохожими на нас.
Урок № 7 Мы продолжаем читать 3 главу послания апостола Павла к галатам с 21 по 29 стих. Ап.Павел упоминает четыре назначения Закона: обличать, охранять, надзирать и привести ко Христу. Благодаря чему получаем 4 категории, которыми может быть охарактеризована жизнь любого человека. Закон в силу своей природы делает человека пленником греха (жизнь под грехом), закона (жизнь под законом), учителя (жизнь под надзором), или другом Иисуса Христа.
Стихи 21-22 Первое предназначение закона — обличать. Павел пишет, что все люди узники греха. Закон всех, когда-либо живших, живущих и будущих жить заключил в темницу, отметил позорным клеймом грешника и преступника, (так как законом познаётся грех) и приговорил к смерти. Кто-то, узнав свой диагноз, старается найти лекарство, выход из создавшегося положения. Ну а кому-то такой образ жизни кажется приемлемым и он всё своё свободное время отдается тому, чтобы погружаться в пучину греха, даже узнав про существование лучшего сценария жизни. Пётр писал своим подопечным, что и они когда-то были такими: «делали то, что делают язычники: предавались распутству, похотям, пьянству, разгулу, оргиям и мерзкому идолопоклонству.» (1Пет.4:3). В иудее в эту категорию попадали мытари, блудницы, язычники (варвары) и простой народ, т.е. все, кто жил не по закону. Грех тоже действует «по закону», определенному алгоритму (украл, выпил в тюрьму; зачатие, вынашивание и роды) и чтобы избавиться от него, выйти из порочного круга, нужна вера и помощь свыше. Павел пишет, что у Бога, для всех этих людей есть особое обещание. Таким образом, первая категория людей это люди живущие «под грехом», которыми управляет (властвует) их низшая животная природа (инстинкты), люди-животные, варвары (как называли все нецивилизованные народы римляне).
23. А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до ‘времени’, когда вера должна была открыться.
Стих 23 Второе назначение Закона – охранять, оградить от плохого влияния (от всего нечистого, языческого), взять под карантин, посадить в темницу (как говорили в народе про милицию: «моя милиция меня бережёт, сначала посадит, потом стережёт!»). Под законом жили иудеи, им была дана Тора и всё отведённое Всевышним время они изучали тщательнейшим образом Закон и Пророков,подсчитали количество букв в Торе, заповедей, разделили их на группы и выработали правила их соблюдения. Вся жизнь ортодоксального иудея вращалась вокруг храма (синагоги)- праздники, жертвы, обряды, традиции, омовения, ритуалы и т.д. и т.п. Язычники этим похвастаться не могли. Павел называл такую жизнь «тяжким бременем», сами иудеи называли это несением ига заповедей. Освободить от этого ига могла только вера (Христос). Вторая категория людей может быть охарактеризована как живущие «под законом», это люди набожные, религиозные(сюда входят представители любой религии, которые строго выполняют все правила и предписания). Здесь наблюдается некоторая эволюция, если в первой люди просто плывут по течению, то для соблюдения всего, что было записано Моисеем и придумано отцами, необходима была огромная сила воли. За что и пользовались фарисеи в народе уважением и любовью.
Стих 24-25 Третье назначение закона: контроль и надзор и жизнь соответственно будет под надзором (слуги).
Мы видим, что не все люди в мире попадают в первые две категории, не все «варвары-грешники» и не все люди религиозные фанатики (придавленные скрижалями закона). Практику детоводителя ввели у себя (для детей) впервые просвещённые эллины, которые могли себе позволить содержать слуг. Эллинизм подарил миру греческую философию, культуру, спортивные состязания, образование, стиль жизни. Когда церковь потеряла свой авторитет в мире, а, как известно свято место пусто не бывает, ей на смену пришли дома культуры, театры, музеи, библиотеки, дома искусств, творческие мастерские. Там где человек мог прикоснуться хоть на миг к прекрасному. В наше время роль детоводителя выполняет наш неспокойный ум, который ведёт нас (как раб-слуга ребёнка от одного учителя к другому) от одной теории (концепции, открытия, проповеди, семинара, лекции) к другой. И вот уже мы учимся по Ленину, питаемся по Синельникову, голодаем по Брэггу, закаливаемся по П.Иванову, тренируемся по Шварценеггеру, лечимся по Болотову и Неумывакину, проповедуем слово по Болотникову, мыслим по «духу пророчества» равняемся по ГК.Т.е. живём и шагаем в духе времени. Но одна теория сменяет собой другую и то, что казалось правильным вчера, уже сегодня подвергается сомнению и опровержению (особенно быстро это происходит в эпоху Интернета). С течением времени, пережив не одно разочарование в своих учителях, мы понимаем, что они тоже всего лишь люди, а мы равнявшиеся на них всего лишь дети, так и не повзрослевшие сами. И это понимание по идее должно привести нас к стопам Иисуса.
Стихи 26-29 Четвёртое назначение закона, после того как он нас объявил грешниками, осудил и заключил в темницу, а потом поводил от одного авторитета (светила,учителя, врача) к другому в попытке исправить наше поведение (характер и недостатки), ввести нас (погрузить) во Христа. Апостол говорит, что это погружение, а потом и крещение и облачение во Христа совершается благодаря вере. И как результат ум освобождается от оков, которые держали его в тисках и мешали увидеть в ближнем брата и сестру, как членов одной семьи, потомков Авраама. Как это происходит и как этого добиться? У каждого по-своему, тут никто не даст совета и не скажет, что его опыт это эталон на пути к вере. Поэтому лучше один раз испытать, чем сто раз про это прочитать!!!Кого можно поместить в эту группу? Мартина Лютера, Сперджена, М.Финли? Иисус говорил: будьте как дети.
На этом мы с вами и остановимся в своих рассуждениях.
Подводя итог, получаем следующую картину: Закон поставил нам диагноз: виновен, так как заражён проказой греха, потом заключил нас в карантин, водил к врачам (в надежде на выздоровление) и когда мы отчаялись, и всё имение своё «истратили на врачей», привёл (ввёл, облёк) в Иисуса.