7 урок от ПА про покой: ПОКОЙ В ПРОЩЕНИИ (Покой,..)
7 урок от ПА про покой: ПОКОЙ В ПРОЩЕНИИ (Покой,..)
В завершении истории Иосифа и его братьев мы обнаружим, как теряют покой люди, которые не прощают других, и те, кто сами не принимают прощение.
Проблемы проведения урока:
Крайне интересно, как урочник в последнем абзаце воскресенья внезапно предлагает не держать при себе различные виды насилия и другие семейные проблемы, но вместо их замалчивания нас направляют к постороннему вмешательству. Это все, конечно, интересно. Но вот только когда члены церкви, подвергшиеся насилию от пасторов или администраторов (вспомним гремевший по всему миру случай насилия со стороны преподавателя Христианской Этики и противника рукоположения женщин Самуэля Пипима) пытаются поднять этот вопрос, то представители всемирной «хранящей все заповеди» церкви затыкают им рты. В скольких церковных СМИ вы прочитали о многочисленных случаях такого насилия? Скажем честно: ни в одном. Одной рукой церковь дает вам урочник, который говорит – не оставляйте это дело незамеченным, а другой рукой она прячет все эти случаи под ковер. Ведь так вы бросите тень на всех! Ведь услышат неверующие! То же самое касается не только насилия со стороны уважаемых старших братьев, но и воровства, просаживания десятин на курортах, даже существования межунионных и междивизионных зарплат, которые членам церкви и не снились. Если вы послушаете урочник и сделаете то, как он учит, то вас просто вышвырнут из этой церкви.
В целом же, говоря не о причудах авторов, а о структуре созданного ими урока, мы видим, что у адвентистов есть шаблон на любую доктрину или тему. Если они будут говорить про смертность души, то не обойдутся без стихотворных метафор Псалмов и Екклесиаста. Если они вспомнят про сатану, то будут накладывать фантазии о Люцифере на две главы из Исайи и Иезекииля, говорящие вообще о постороннем. А если им нужно вспомнить про прощение, то любая история не сможет обойтись без притч про 100 динариев и 10 000 талантов, «прости ибо не ведают, что творят», и прочих стандартных текстов. Зачем вы идете по одному шаблону? Иначе никак?
Главный вопрос: Кто теряет покой при непрощении? Что можно сделать, чтобы было легче прощать тех, кто навредил нам?
Ломка льда: Вы хоть раз давали в долг человеку, который не вернул вам прошлые деньги? Почему вы так сделали?
- УСЛОВНОЕ ПРОЩЕНИЕ Текст Бытие 42:11-17 (с. 46 ВЗ)
В первой истории мы обнаруживаем, что узнавший своих братьев Иосиф не торопится их прощать, им открываться и вообще бросаться им на шею с радостными криками. Прежде, чем продолжать с ними отношения, он планирует устроить целую проверку того, стали ли они хорошими, изменились ли или нет. Именно для этого он будет до 45-й главы разными способами проверять, как они относятся друг ко другу, и особенно к его родному младшему брату. В целом мы видим здесь принцип проверки перед прощением. Если бы братья её не прошли и не показали своих хороших качеств, а продолжали придумывать, как в 11 тексте, скорее всего, никакого прощения никто бы не получил.
Нам важно заметить в поведении Иосифа то, как ведем себя мы все, когда кто-то хочет получить у нас прощения своих проступков. Мы, возможно, согласимся на то, чтобы дать ему еще один малюсенький шанс, но для этого он должен доказать нам страшными клятвами, а лучше, своим исправившимся поведением, что «он больше так не будет». Только в этом случае мы позволим ему доступ к своему драгоценному телу, да и то сперва лишь на испытательный срок. Мы не верим людям и мы слишком заботимся о своей безопасности, чтобы прощать так, как учил Иисус, — еще неисправившихся врагов, еще не отдавших нам прошлый долг и еще не вернувших нам верхнюю одежду.
Такое прощение очень похоже на то, что выдумал Соломон для оскорбившего его отца (будешь жить, пока не выйдешь из Иерусалима). То есть, и условно прощеный человек все время думает, как бы не набедокурить, и мы сами освобождения не получаем. Рядом с Соломоновым объектом должна была ходить стража или соглядатаи, то есть, его внимание должно было быть постоянно сосредоточено на его поведении. А когда происходит такая сосредоточенность, очень легко найти очередной ущерб себе, человек склонен выдумывать и то, чего не существует.
Так что самым лучшим видом прощения было бы прощение безусловное, без того, чтобы человек доказывал тебе, что ему можно верить. Ведь все мы слабы, грешны, и раним друг друга своими колючками, гарантии того, что вреда нам принесено не будет, не сможет дать даже сам Бог. Надо учиться обходиться без этих гарантий.
Практика: Кого я простил за последнее время? Это было «условное прощение» с испытательным сроком? Или же мы больше за этим человеком не следили, вычеркнув его из жизни навсегда? Я опасаюсь очередного ущерба с той стороны?
- ГЛАВНЫЙ МОТИВ Текст Бытие 45:4-11 (с. 50 ВЗ)
В этом отрывке мы видим эмоциональную встречу Иосифа со своими обидчиками, обрекшими его на годы рабства и мучений. Кстати, эмоции здесь видны лишь в нём, братья так и не поверят в его слова, мы увидим это в 3 пункте урока. Здесь же нам важно объяснение, которое он предлагает как мотивацию своего поступка.
Оказывается, пойти на их прощение и отказаться от изощренной мести (которую можно было бы все это время детально планировать, как это делал узник замка Иф) Иосифу помог совершенно другой взгляд на происходящее с ним. Дело в том, что главным в своей жизни он считал не плохих братьев. Не они продали его, а Бог его направил для сохранения жизней (5). «Не вы послали меня сюда, но Бог», — прямо заявляет он в т.8. Получается, что наш немстящий герой воспринимал беды, происходящие с ним, не исходящими от братьев – жен Потифаров – забывчивых зеков, а исходящими от Бога с какой-то важной для Него целью.
При таком присутствии Бога в твоей жизни она моментально обретает смысл, и превращается в осмысленное движение к назначенной Богом цели. Это не пустое мотание по тюрьмам, где ты теряешь лучшие годы, это подготовка к владению Египтом и спасению всего Ближнего Востока. Конечно, мы не знаем, когда это сложилось в разуме Иосифа, и как он справлялся, когда картина еще не совсем вырисовалась, но, похоже, он уже тогда мог заметить интересное. Его собирались убить, но пощадили, продав. Его могли казнить за чужую жену, но посадили в тюрьму для ВИП персон. О нем мог бы вообще не вспоминать узник с дырявой памятью или же намеренно не поднимать его историю со снами, но виночерпий все же это сделал. То есть, даже в этих «неслучайностях» можно было найти промысел Божий, чтобы не делать своих недругов главными в своей жизни.
Поэтому нашего героя можно позаимствовать как раз вот это подход жизни «перед лицом Божьим», когда все, происходящее с тобой (именно плохое, с хорошим у нас проблем нет), — случается по воле Бога для чего то. И в случае непонимания общей идеи Божьего промысла для облегчения можно замечать то, что могло быть и хуже.
Практика: У меня есть недруги, о которых я не могу перестать думать? Я могу согласиться, что Бог тоже «виноват» в происходящем со мной? Он делает это для зла мне? Я хоть раз понял, зачем Он это допускает? Я могу спросить у Него напрямую?
- НЕПРОЩЁННЫЕ Текст Бытие 50:15-21 (с. 57 ВЗ)
Как можно увидеть в последнем отрывке, братья так и не поверили в то, что Иосиф их простил. Мы видим, как они прибегают к привычному им способу решения проблем: лжи. Отец дает завещание в двух прошлых главах, но он не упоминал прощения, о котором они привирают в т.17. Этот ход был придуман на случай того, если живой отец сдерживал месть обиженного брата, а теперь он пустится во все тяжкие.
Хотя Иосиф уже доказывал, что не имеет никакого зла за душой, наши герои в это не верят. Поэтому, услышав их задумку, герой снова расстраивается (17). Мы встречаем здесь принцип неприятия прощения: слишком суровы были сами братья, никогда в жизни никому они не давали поблажки, любой поступок – от Дины до Фамари должен был быть наказан, и поэтому они ждут, что Иосиф поступит с ними так же.
Здесь можно коснуться одной духовной темы, которая и затягивает адвентистов в трясину законничества. Дело в том, что не имея привычки прощать других, мы, верующие, лепим Бога по своему образу и подобию. Да, думаем мы, разок он может нас очистить – но не больше. Поэтому чуть только повторив грех, мы выдумываем о Боге, что Он нами недоволен, раз мы бы на Его месте не простили – значит и Он такой же. Иуда не зря полез в петлю, он отлично понимал, что поступил неправильно, но его Бог не был тем, кто прощает, в отличие от Бога Петра. Плюс все наши «добрые дела» — это именно попытка отработать, доказать, заслужить хорошее отношение, проявление того, чего мы сами ждем от других: чтобы они в поте лица пахали, пытаясь нас удовлетворить.
Оказывается, непрощающий человек переносит эти жестокие отношения и на себя – ему надо заплатить, он не верит, что его могут просто так освободить от долгов. Поэтому нам в урочниках и рассказывают о том, как «каждым грехом ты вбиваешь гвозди в руки Иисуса» и прочие истории о «твое дело сейчас разбирается». А после этого Бог уже к тебе не будет относиться как вчера и третьего дня, ты опоздаешь.
Практика: Кто-нибудь не верил в мое прощение? Я сам так делал? Я представляю Бога по своему образу? Он прощающий или мстительный и не дающий второго шанса? Я уже пытался «доказать» Ему, что я исправился? У меня это получилось?
Вывод. Для того, чтобы нам было легче прощать проступки других людей, нужно:
— не так серьезно относиться к ущербу, который нам могут нанести вновь;
— поверить, что даже за плохими событиями стоит Божья добрая воля;
— понять, что мы рисуем Божье прощение нас таким, какое оно у нас.
Продолжая тему, хочу напомнить наше доктринальное богословие, которое учит, что Бог так просто не прощает. Смерти Искупителя на кресте недостаточно для искупления греха покаявшегося грешника. Оказывается, хотя Бог и обещает искупленные грехи не вспоминать более (Иер.31:34, Мих.7:19), но нас упорно учат обратному: эти грехи вносят в святилище и свято хранят там, пред Божиим лицем аж до дня великого суда! Страшно даже себе представить: святилище — место присутствия Бога — склад греха… Но дальше — самое невероятное: уже искупленные однажды грехи, снова исповедуются над головой другого «искупителя», который снова их несет. Этот «окончательный искупитель», козел отпущения, окончательно освобождает нас от этих грехов.
Не буду комментировать детали маразма этого «евангелия от сатаны», но в результате никто из верующих в эту ложь не будет себя чувствовать прощенным до самой смерти, до окончания суда перед белым престолом. Какое прощение может исповедоваться в церкви непрощенных?