7 урок от ПА: КАК СОЗДАТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ (секреты…)
7 урок от ПА: КАК СОЗДАТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ (секреты…)
В этом уроке мы посмотрим на три важных принципа из письма в Ефес, которые принесут близкие отношения в любое сообщество – от семьи до церкви.
Проблемы проведения урока:
Мы анализируем пособие в начале каждого разбора урока для того, чтобы понять, как провести урок с пользой, а не испортить его. Именно из-за испорченности пособия все учителя ищут в интернете хоть какие-то разъяснения, будь урочник нормальным, никто бы не тратил на это время. Итак, в этом уроке мы очень ярко видим, почему Библию по урочнику понять нельзя. Обратите внимание на первый черный абзац подтемы вторника, где вместо Библейских текстов мы уже безо всяких стеснений «изучаем» вместо Библии предания человеческие. Черный текст, который обычно отдавался Библии, теперь отдается Елене Уайт, и до конца подтемы дня идет объяснение не Библии, а ее цитаты. Составителям мало того, что эти наворованные из других книжек цитаты понапиханы всюду, и каждая пятница – это только Елена Уайт. Теперь же мы прямо вместо текста Слова смело изучаем любимого адвентистами заменителя – христианскую писательницу. Это очень хорошо характеризует причину, почему в нашей церковной культуре слабо знают Библию – потому что мы ее не изучаем, мы читаем цитаты не из нее. Это печально.
В остальном тексте пособия вы обнаружите простое повторение того, что наши слушатели слышали миллион раз – шаблоны, до боли знакомые всем, связанным с нашей субкультурой. «Чем ближе линии радиусов к центру, тем ближе друг к другу» (вс), обожествление несуществующей в Библии, но существующей в выдумках проповедников от сохи любви «агапе» (пн), «вставьте вместо любовь из 1Кор 13 свое имя» (пн), «если что-то не так, значит вы мало времени проводите у подножия креста» (вт) и тд по всему тексту пособия. Вы понимаете, что происходит? Никто не слушает Библию. В голове автора есть заученные шаблоны, и при случае он выливает их на доверчивых слушателей, так составляются большинство книг и проповедей в нашей культуре. Слово от Бога здесь и не нужно, у нас есть суррогат.
Главный вопрос: Как можно сделать отношения в семье и общине более теплыми? Что из советов Павла выполнить сложнее всего?
Ломка льда: Вы женились / вышли замуж по любви? Вы знаете людей, у которых это произошло по другой причине? Чем отличается брак с любовью от брака без нее?
- ЛЮБОВЬ ВМЕСТО ПРИКАЗОВ. Текст Ефесянам 5:25-33 (с. 238 НЗ)
По сути, мы рассматриваем один большой отрывок Еф. 5:21-6:4, в котором на примере семьи автор показывает три главные вещи, помогающие сохранить бережные отношения друг ко другу в семье, церкви и вообще в любом сообществе (в том числе между Богом и нами). В первом прочитанном абзаце мы видим пример отношения Христа к людям (слово «церковь» всегда лучше прочитывать не как безликую организацию, какой она стала у современных адвентистов, а как группу людей, чем она и является). Он хорошо к ним относится, и отдает Себя на крест из-за чувства к людям, не из-за того, что Ему нужно заполнить места на небе, или восполнить статистическое число падших небожителей, как это представляют «пророчицы». Именно любовь толкает Иисуса на замечательные дела, и наше доброе отношение проявится тоже только в этом случае.
Нужно отметить, что любовь – это норма для дел и проповедей Иисуса и апостолов, в современной церкви АСД тема трепетных отношений друг ко другу не существует. Даже в этом уроке во главу угла ставятся не чувства друг ко другу, а внешняя видимость единства, организационные ценности здесь важнее эмоций. Нам нужен лишь внешний вид, чтобы окружающие ничего не сказали, нам не важно, как члены церкви голосуют друг против друга, исключают друг друга, следят за соцсетями друг друга, распускают друг о друге сплетни. И, соответственно, так как чувства друг ко другу — не норма даже для общины, никто не ждет, что это будет нормой для других мест. Например, от брака никто не ждет, чтобы ты любил другого, главное у нас – чтобы ты выбрал не неверного, а именно адвентиста, вот и все, о чувствах никто не говорит, их и не ждут, сохраняй с другим единство, не разводись, даже ненавидя его.
Похоже, что созидательные отношения (т.26-27), когда люди становятся лучше из-за хорошего отношения к ним, потому и не становятся реальностью, что мы не испытываем добрых чувств к другим, и даже не просим их. Ненависть вполне стала нормой, за злобными обличениями не надо даже ходить в церковь, просто зайдите в одноклассники или другую соцсеть и обратите внимание, как собратья и со-сёстры матерятся друг на друга в комментариях. Нам следует признать, что мы даже не планируем сделать любовь своей ценностью, для нас главное совсем другое.
Практика: Кого из членов своей семьи я не люблю? Это видно, или я стараюсь это скрыть? Кого из членов общины я люблю? Кого не хочу видеть? В моей общине любовь – это главная ценность? Если нет, что там ценят больше? Правоверие?
- УСТУПКИ ВМЕСТО СОПРОТИВЛЕНИЯ. Текст Ефесянам 5:21-24 (с. 238 НЗ)
Второй отрывок касается не только жен, мы специально взяли текст чуть выше, там говорится, что уступать другому должны все (включая мужей), а в 6:1 это будет касаться детей, а в 6:5 рабов и тп. Точно так же, как любовь из 1 подпункта – универсальный принцип для хороших отношений, уступчивость и покорность тоже нужны всем, 21 текст подчеркивает взаимное, всеобщее повиновение.
Нам больше знакомо противоположное – не подстраивание под другого, а жесткое сопротивление ему. В церкви учат о том, что на компромисс идти нельзя ни в коем случае, нужно стоять на своем до конца, «толерантность» – это такое же ругательство у АСД, что и «экуменизм», и главный герой, которым нас воспитывают – какой-нибудь Лютер, громящий папских послов. При этом вполне компромиссного Даниила, который подстраивается под ценности начальника евнухов, у нас представляют чуть ли не идущим на смерть из-за свинины. Никто не замечает в истории Неемана, как тот думает о своем начальнике с другой религией или примерах из Деяний, где Павел подстраивается под «по своему набожных» Афинян.
Во всем этом мы видим принцип мягкости, уступок, компромисса, без которых хорошие (и даже просто нормальные, нейтральные) отношения невозможны. Авраам соглашается с Сарой даже в ее слабостях с соперницей, и Сара соглашается с Арваамом, когда он защищается с ее помощью. Это не призыв поступать так же (текст говорит о том, чтобы подчинение другому было «в страхе Божьем», то есть, со спрашиванием Божьей воли), это пример внимательности в сообществе, когда о нормальных отношениях в семье оставалось только мечтать из-за беспросветного патриархата. Нам нужно отойти от своего мессианства, избранности и роли пророка-обличителя по типу Илии, чтобы увидеть, что через других людей тоже действует Бог, они тоже имеют свой жизненный опыт и мудрость, и стоило бы начинать прислушиваться к ним, а потом, возможно, даже начинать подчиняться. Главная проблема с этим в том, что мы считаем себя богами, мы не подчиняемся даже Господу, что тут говорить о каких-то людишках.
Практика: Когда в последний раз я сделал то, что считал бесполезным? Меня заставили это сделать или я сделал это добровольно? Я считаю себя всегда правым и поэтому не люблю подчиняться? Или мне не дает пойти на уступки моя особая религия и избранность?
- ПРИЯТНОЕ ВМЕСТО РАЗДРАЖЕНИЯ. Текст Ефесянам 6:1-4 (с. 238 НЗ)
Завершающий отрывок Павел направляет к детям, и главный принцип здесь тот же, что в предыдущем подпункте. Но нас больше интересует четвертый текст, в котором отмечена одна особенность, уничтожающая любые, но особенно, долговременные отношения. Родителям советуют «не раздражать» детей, не провоцировать их на непослушание, бунт или расстройство.
К сожалению, живущие хоть какое-то время друг с другом люди слишком хорошо знают друг друга, и они способны спровоцировать другого на возмущение. Даже одна фраза или одно слово способны вызвать поток злости, особенно когда этой фразы ждут. Нужно понять, что иногда даже безо всяких слов мы ужасно ненавидим друг друга, не можем переносить друг друга, и другой, порой не зная этого, превращает нашу жизнь в ад. Феннана просто рожает детей, и это делает жизнь Анны несчастной вплоть до смерти. Одетый в красивое Иосиф может ничего не говорить, все братья и так смотрят на него как на ужасного врага. После некоторых фраз Иисуса его готовы убить камнями, скидыванием с горы или распятием. А что будет, если мы еще и начнем при этом учить, обличать и наставлять?
Мы все – не подарок, нам не легко жить друг с другом, и поэтому в нашей ответственности постараться сделать так, чтобы мы причиняли другим минимум раздражения. Если Семей не будет ходить и кидаться камнями в момент кризиса Давида, он сбережет ему много нервов и сохранит его от ненависти к себе до смертного одра. Просто ничего не говори, и все будет хорошо, но ты же не можешь молчать – тебе надо поучить другого и показать, как все должно быть по-твоему? Родители смогли бы спасти детей от «переходного возраста», если бы прекратили поучать их в том, что они уже давно понимают и без советов. Члены общин могли бы улучшить атмосферу в общинах, если бы просто помолчали вместо раздачи направо и налево обличений. А если бы все еще и работали над собой (привычками и характером), то раздражения друг от другу стало бы на порядок меньше.
Практика: Меня раздражали мои родители? Почему? У кого сегодня я вызываю досаду? Я люблю раздавать непрошеные советы? Моя религия поощряет это качество? Кому я могу сделать на этой неделе приятное вместо досаждения?
Вывод. Для того, чтобы мы стали лучше относиться друг ко другу, надо:
— согласиться разбавить официальные отношения теплотой любви;
— прекратить всегда отстаивать свое и идти на компромиссы и уступки;
— следить за тем, чтобы наше поведение и слова не раздражали живущих с нами.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой