7 урок «Кризис продолжается»
7 урок «Кризис продолжается»
На этом занятии мы посмотрим, каким Бог представляет Себя в трех отрывках, которые мы будем читать из книги пророка Иеремии.
Методика проведения:
Тема «Кризис продолжается», наверное, должна быть хороша в пособии, построенном на основе хронологии. Насколько же мы можем понять это пособие, оно имеет мало общего с хронологией. Хочется отметить, что для любого учителя субботней школы в нашей церкви главной проблемой становится именно разгадывание мысли человека, составляющего пособия. Не на Библию, не на придумывание новых подходов к своим слушателям, и не на мысли о том, на какие нужды церкви нужно ответить тратит львиную долю своего времени учитель или собрание учителей. Они разгадывают, что же хотел сказать автор. Возможно, более честным со стороны авторов было бы объяснять самим, что за задумка у них была при составлении порой очень странных уроков. Делать какие-то ссылки, комментарии и тп. Ну и как бы то ни было, тратить время тысяч людей на разгадывание того, о чем думал автор – архипреступно. Ведь это время отнимается от изучения Библии, понимания того, что нам хочет сказать Тот, кого мы обязаны слушать. Тот, чья мысль достояна разгадывания, в отличие от невнятных составителей тем. Составитель темы должен затеряться на фоне мысли Божьей, а он перекрывает ее собой.
Библейские тексты урока из книги Иеремии можно подать двумя способами. В каждой из трех предложенных глав есть ясно выраженное главное описание проблем верующих. Тексты 9:1-9 говорят о проблеме нашей лживой жизни и ее производных. 10:2-15 говорят об идолопоклонстве – том, чем мы заменяем Живого Бога. И тексты 26:7-9 демонстрируют то, как мы хотим уничтожить правду, от кого бы она к нам не пришла. Вполне возможно провести сегодняшний урок по этой схеме – это будет изучение заявленной книги, мысли ясно выражены в библейских текстах, и описанные пророком проблемы очень актуальны для нас. Это не невнятное «продолжение кризиса», говорящее нам ровно ни о чем. Либо для проведения урока можно взять альтернативные мысли из тех-же глав, которые предложены в нашем сегодняшнем комментарии:
План урока:
Главный вопрос: Какие три Божьих качества открываются в сегодняшних библейских текстах? Что Он хочет изменить в нашей жизни, чтобы мы были похожими на Него?
Ломка льда: За что в своей жизни вы можете гордиться? Что – ваше самое большое достижение? Этот вопрос введет нас в первый текст о похвале.
1. Бог как самая большая ценность. Текст Иеремия 9:23-25 (с. 746 ВЗ)
В начальном отрывке мы встречаем интересный совет, предложенный самим Богом. Возможно, здесь лучше стоит рассматривать слово «хвалиться» не в смысле хвастовства, а в смысле почитания этих вещей ценностями. Бог выделяет три вещи, которые приносят людям счастье. Первое – это мудрость, или способности сил интеллекта. В жизни их наличие приводят к возможности влиять на людей, зарабатывать, решать проблемы (см. на Соломона, пугающего двух женщин для того, чтобы определить, чей младенец). Второе – сила, или власть, которая приводит к тем-же замечательным последствиям для устроения своего быта, но только другим методом (см. на Давида, безболезненно убравшего мешавшего ему Урию). Ну и третий способ заставить мир вертеться вокруг тебя – богатство, или деньги. При отсутствии силы или ума денег вполне достаточно, чтобы купить поддержку и советников, и жизнь, опять же, состоится (см. на Валака, который все-таки смог купить подходящий совет пророка, чтобы ослабить верующих израильтян). Не будем обманываться, любой из нас был бы счастлив, обладай мы чем-то из этого (и становится счастлив и удовлетворен, когда успешно применяет хитрость в беседе, удачно влияет властью на подчиненных, или покупает себе возможности).
Бог же здесь перечеркивает наши жизненные принципы. Оказывается, понимание и знание Бога гораздо ценнее всех наших возможностей. Никто не спорит, как много пользы в выживании здесь дают власть и прочее. И нет никакого смысла спорить, что верующий якобы оказывается проворнее обладателей этих качеств. Неправда, даже в церкви, чтобы прорваться повыше, нужно обладать именно такими способностями, а не смирением, прощением и добротой. Дело в другом. Бог хочет, чтобы мы в целом отошли от того, для чего нужны деньги, сила, и власть – от укрепления своего положения – к другому, к тому, чтобы тратить свою жизнь на дружбу с Ним. Он хочет сказать, что отношения с Богом лучше достижений. (Кстати, этим показательны «небеса», которые ждут христиане – опять же, их влекут золотой город, бесконечная беспроблемная жизнь, дома и прочее – и мало кто понимает, что все это символы – обозначающие Бога). Вряд ли нам понравится в вечности, если Бог, который будет ее наполнять больше, чем полностью, сегодня нам интересен не так, как эти мелочи.
Практика: О чем я мечтаю больше всего? Что должно случиться, чтобы я был в восторге? Чего из трех – ум, сила или деньги – мне больше всего сейчас не хватает? Как я сейчас отношусь к Богу? Я ненавижу/ равнодушен/ без ума от Него? Когда в последний раз я пренебрег чем-то ради Него? Как «выработать» любовь к Нему?
2. Бог больший, чем мы думаем. Текст Иеремия 10:6-16 (с. 746 ВЗ)
Второй текст Писания изложен как сравнение идола и Бога. Интересно, что в начале главы Бог говорит верующим, что именно они «берут из мира». Оказывается, это способ отношений с Богом, поклонение самодельному, ручному Богу. Богу, который ниже тебя, а ничуть не выше. В отрывке показана зависимость деревянных созданий от их авторов: их вытачивают, украшают, носят. Можно остановиться на ключевых словах о самодельном Боге. Во-первых, Он не причиняет неудобств (5) – это ценнейшее качество ручного Бога, который не только не позовет тебя приносить в жертву сына, но и не попросит тебя больше не грешить (Он и говорить то не умеет). Во-вторых, этот Бог полностью зависит от нас (9) – насколько дорогие пожертвования мы принесем Ему, насколько искусным будет наше служение. (Да и передвигаться, что-то делать – без нас Он не сможет т.5). То есть, не мы зависим от ручного Бога, а Он полностью на нашей милости. И в-третьих, такой Бог не живой (14) – в Нем нет духа, т.е жизни. С ним не будет отношений, тк. Он вообще не личность – не обидится, не будет чего-то хотеть, любить, ненавидеть и тп. Именно этим удобны идолы. По всем этим признакам можно проверить нашего Бога – является Он живым, или все же ручным, созданным нами таким, каким бы мы хотели Его видеть.
Картина настоящего Бога отличается полностью. Почему мы так часто заменяем Его на идолов – потому что Он неудобный. Любое живое существо – от кота до человека всегда бывает неудобным, в отличие от зонтика, который можно просто поставить в угол или закинуть в кладовку. А Этот – не простое существо. Он непохож ни на что (6), мудрее все (7) гневный до уничтожения целых стран (10) и повелевающий неподвластными нам стихиями (12-13). Это – не котенок. Это целая стихия, которой придется подчиниться, ее не сдержишь под контролем, о нем речь даже и не идет – тебя будут контролировать и тобой повелевать. Поэтому каждый верующий решает для себя – какой у него будет Бог. Полностью подчиненный ему идол; суррогат (в котором будут присутствовать, например, огромная любовь и прощение личных грехов, но полностью будет отсутствовать обращение ко мне и недовольство); Или же это будет настоящий живой неподконтрольный мне Бог. Большинство, конечно, останавливаются на первой половине шкалы.
Практика: Каким я представляю Бога? Какими словами я могу Его описать? Это то, каким бы я хотел Его видеть, или Он реально такой? Как мне узнать, какой Бог на самом деле? Я верю в идола, суррогат или настоящего Бога?
3. Бог, который хочет улучшить ситуацию. Текст Иеремия 26:12-13 (с. 764 ВЗ)
Третий текст содержится в словах, которые Иеремия сказал при смертельной угрозе своей жизни. Интересно, что в таких угрожающих обстоятельствах Он мог бы сказать о Боге мщения, ярости, и чего-то похуже. Но в текстах нам встречается Бог, который хочет человеку доброго. А Иеремия говорит: Бог именно такой, ну а со мной вы можете делать все, что захотите. Истина о Боге не зависит от происходящего со мной.
Главный принцип, который можно извлечь из отрывка – желание Бога улучшить ситуацию, в которой оказался человек. На него надвигается бедствие, и похоже, это постоянное состояние человека со времен грехопадения. Во время Иеремии это был плен, Египта – рабство, Иисуса – Рим, Авраама – голод, и тп. И Бог всегда хочет вмешаться, чтобы избавить, спасти, улучшить состояние человека. Спасти от врагов, голода, рабства, чего угодно. Хочет собрать детей Иерусалима под Свои крылья, и плачет, что они не обращают на Него (и Его желание) внимание. Возможно, в Новом Завете сложно говорить в масштабах народа, но принцип остался тем-же. Только в масштабе отдельной личности. (Ирода, Пилата, Иуды, кого угодно).
И везде Бог демонстрирует свою расположенность к человеку, то есть, доброе отношение к нему. Его желание – облегчить жизнь. И честно говоря, сложные обстоятельства, которые «закаляют нас и делают нас лучше» – тоже относятся именно сюда. Если бы мы добровольно каялись, исправляли мысли и поступки (13), то никаких испытаний не было бы нужно. Но, к сожалению, кто из нас перекрестится, без того, чтобы грянул гром? Идти вперед без стимула очень сложно, но Бог, похоже, видит идеального верующего именно таким. Тот сам, без «напоминаний», делает те две вещи, которые всегда требуются от человека: во-первых, исправляет пути (очищается от недостатков(13)), и, во-вторых, слушается Бога в том, что Он говорит (13). Последний принцип говорит нам о крайне добром Боге, который только и ждет, чтобы благословить. Он хотел бы избавить нас от большинства неприятностей.
Практика: Когда в последний раз я чувствовал, что Бог ко мне не так уж добр? Что надо сделать, чтобы разозлить Его? Сделать добрым? От чего зависит Его отношение ко мне? Как помириться, когда я в ссоре с Ним?
Вывод.
Итак, чтобы угодить Богу, изображенному в этих главах, нам нужно:
— научиться любить не только то, что облегчает нашу жизнь, но и Бога;
— отказаться от придуманного нами ручного Бога в пользу настоящего живого Спасителя;
— увидеть, что Бог добрый, даже когда мы испытываем неприятности.
http://pastoreugene.com
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой