3 урок от ПА: ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ (Природа…)
3 урок от ПА: ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ (Природа…)
В этом уроке мы посмотрим на природу человека так, какой её изображает автор 138 псалма, рассказывая о своих ощущениях в присутствии Бога.
Проблемы проведения урока:
Для того, чтобы увидеть слабость обоснования наших доктрин Библией, вы можете прочитать этот урок в пособии, и заметить характерную для нас особенность. Так, в принципе, работает любая пропаганда, но стоит ли так действовать при изучении Библии? Не упускаем ли мы что-то, что хочет сказать Бог, идя этим путем?
Дело в том, что при доказывании нашей точки зрения мы приводим исключительно подходящие нам тексты, и храним гробовое молчание о том, что в Библии есть и другие отрывки. И те тексты, которые удобны нам, мы называем главными, в нашем уроке, например, есть «формула природы человека» (подтема воскр). Подождите, кто сказал, что именно это — формула природы? Возьмите, например, неудобный нам текст «и ваш дух, и душа и тело», который изредка звучит в наших церквях в конце богослужения в качестве так называемых «слов благословения». Вот смотрите, если бы его назвали «формулой природы человека», то во что верили бы адвентисты? Из скольких компонентов тогда состоял бы человек? Как в конце подтемы воскресенья, из двух? Ну нет, мы бы сказали: Ясное Библейское учение состоит в том, что у человека есть дух, душа и тело — три компонента! И уже к этой предпосылке пришивали бы разные доказательства: богача и Лазаря, вечное мучение и прочее.
По хорошему, Библию нужно читать по-другому. Не вырывая из неё тексты, которые нам нравятся, а затем насаживая на них сомнительные цитаты из стихов, песен и идиом разных культур. Такое прочтение Библии — крайне сектантское, оно дало нам 1844 год, Уайт как воплощение Духа на земле, Михаила Архангела, частичное воскрешение нечестивых, адвентистский ад, нечистую пищу и прочие экзотические доктрины. Библию надо читать целиком, и делать выводы из того, что по предмету смерти, природы человека или прочих тем говорят целые книги, а не вырванные тексты. Бог точно не писал «формулу человека» в Бытие, это мы привираем.
Главный вопрос: Какие особенности человеческой природы описывает Давид в 138 псалме? Как можно их исправить?
Ломка льда: Как вы чувствуете себя, если в месте, где вы находитесь, есть камера наблюдения? С ней лучше или хуже? Почему?
- ИГРАВ ПРЯТКИ Текст Псалом 138:1—12
Во вступлении к уроку нам дали для прочтения 138 псалом, именно на нём мы и остановимся вместо метаний по текстам, которые должны доказать кому-то, что бессмертной души нет, и человек точно умирает. От этого нам не будет практической пользы, а вот в прочтении цельной части Библии польза (и вывод) будет.
В первом отрывке автор Псалма в каждой строчке говорит, в принципе, очевидную вещь, которую любой человек предпочитает отрицать. Человек постоянно находится перед Богом, и Тот видит его насквозь. В псалме стихотворными приемами эта идея изображается по-разному в каждом тексте, что Бог видит людей и ночью, и на краю света, и под землей. Вообще это простая мысль, и вроде бы с этим никто не должен спорить, но только в природе человека заложено противоположное. Человек это отрицает: Адам с Евой прячутся от Бога среди деревьев рая, Каин пытается уйти от лица Господня, Иона сперва использует дальний рейс, затем трюм, потом самоубийство через выбрасывание в море, в надежде, что от Бога можно скрыться. Человеку не очень комфортно даже представлять, что Бог где-то рядом, что ты постоянно под Его наблюдением, и в Его присутствии.
Поэтому в любом из нас есть желание отрицать очевидное, создать себе картинку, что никакого Бога рядом нет, отключиться от этой реальности. Вот что нам нужно знать о нашей природе, так это то, что мы хотим жить от Него автономно, вырваться из под присмотра, или уйти в чужую страну, или здесь, в доме Отца, выполнить все Его поручения и отдохнуть уже от Него на отдельном пире. К сожалению, это огромная проблема, которую верующие обычно отрицают. Кстати, именно поэтому в бытовом адвентизме мы привязали Бога к церковным зданиям, где надо находиться в благоговении, а в церквях — к молитвенному залу, где надо быть в Его присутствии на коленях, и в благоговении без лишних ухмылок и недостойного поведения — ведь «тут Бог приходит с нами на встречу!» Это делается для нас самих, чтобы Он случайно не вылез оттуда в нашу повседневную жизнь, где нам с Ним некомфортно. К тому же на практике мы не хотим даже рассказать Ему о том, что Он отлично знает — любое покаяние дается нам примерно так же, как Давиду, который не мог сказать вслух об очевидном зле, которое он сделал. Нам нужно перестать прятаться от Бога.
Практика: Я умею «забывать», что Бог рядом? Мне без Его наблюдения спокойнее? Как согласиться на Его постоянное присутствие? Моя церковь закрывает Бога в молитвенный зал или говорит, что Он не в ней, а рядом с людьми?
- РАСПЛАНИРОВАННАЯ ЖИЗНЬТекст Псалом138:13—18
Следующая часть повествования похожа по направленности, но здесь Давид переключается на несколько другую сферу жизни, которая касается времени. Если в первом отрывке речь шла больше о пространстве (преисподняя, небо, темнота, и тп), то здесь наблюдение Бога за человеком переходит в плоскость временную. Творец человека создавал в утробе матери и определил — назначил ему дни жизни. В целом тут поднимается интересная для нас тема знания Богом наперед нашей судьбы, и, что для нас более важно, Его влияния на нашу судьбу.
Автор в 17 тексте, похоже, дает положительную оценку тем планам, которые Бог для него создал, мы же с Давидом в этом согласиться не можем. То, что делает Бог в нашей жизни, не так весело. Если Он все так хорошо и тщательно распланировал, то, похоже, Он нас не любит, — мы, проживая эту жизнь, ни капельки не счастливы, мы бы все сделали гораздо лучше! Согласиться, что все сделано «чудно» мы не можем. Брат не делит с нами наследство или забирает часть нашего, растранжирив своё. Нас спасают от рабства, но все эти мотания по пустыне настолько тяжелые и страшные, что лучше умереть в Египте, чем такая свобода. Вокруг глады, войны, моры и землетрясения, честно говоря, даже мы такое не допустили бы пережить своим детям, а Бог пропускает нас через эту мясорубку.
Тут нужно отметить, что и у Давида, автоа псалма о «возвышенном Божьем плане о нас», жизнь была довольно бестолковой, если оценивать ее с нашей точки зрения, а не с точки зрения его в этом псалме, где он всем доволен. Унижения как младшего в собственной семье, мотания по горам и долам, условия, когда надо было опираться на бандитов и пускать слюну по бороде — это, вообще то, далеко не рай на земле. Тем не менее, он соглашается с тем, что с ним происходит лучшая Божья воля, ну а нам до этого надо дорасти. Читая книги Царств и Паралипоменон, мы видим, что Бог объясняет ему некоторые изменения в его судьбе, что несомненно облегчало их взаимоотношения с волей Божьей, а нам, видимо, надо просить Бога об объяснении, почему то, что мы испытываем, нас нисколько не удовлетворяет. В целом же нам не хватает согласия с тем, что наша жизнь запланирована Тем, кто разбирается в ней.
Практика: Когда я в последний раз расстроился от Божьей воли? Я согласен, что Он запланировал мою жизнь такой, какая она есть? Или это я все время ее порчу? Где мне в ней срочно нужны облегчения? Если я спрошу объяснение ей, Бог ответит?
- ЛУЧШИЙПУТЬТекст Псалом 138:19—24
Завершающий отрывок псалма является самым цитируемым в адвентистской среде (как всегда, вырванный из контекста псалма), и он максимально окружен мифами. В каждой общине вы встретите человека, который якобы помолился этими словами и потом «такое началось, такие испытания!», что он этот эксперимент закончил. К сожалению, это из тех же мифов, как «моя бабушка АСД, прятавшая евреев в войну».
Если перейти к повествованию, мы видим довольно искреннее признание в вызванной религией ненависти и презрении к неким нечестивым людям, которые могут быть кем угодно. На практике это, скорее всего, те не-Иудеи, которых Давид положил под молотилки, или убил каждого третьего, или у которых уничтожил хромых и слепых. В таком состоянии всегда есть опасность, что ты опять обманываешься, вписывая во враги Божьи просто тех, кто тебе не нравится. Так Павел уничтожал первых христиан до своего обращения, а верующие вокруг Иисуса хотели убить взятую в прелюбодеянии, и, в конце концов, убили «нарушителя субботы». Религия приносит в жизнь человека не только хорошее, она очень часто становится оправданием для гнусных поступков, геноцида и разрыва отношений.
Именно это, видимо, и чувствует наш герой, произнеся последние два текста псалма, который открывают нам третий принцип: верующий человек точно так же, как любой другой, живет в самообмане, который сам он боится или запрещает себе раскрыть. И нужно иметь вот это сомнение, которое здесь озвучивает Давид: человек может быть на опасном пути, и этого не осознавать. Возможно, мы уже разобрались в себе и знаем, какие оправдания мы приводим, когда идем против своей совести. Все вышеперечисленные примеры ненависти того же Давида к язычникам, иудеев к мытарям, блудницам и Иисусу были вполне аргументированы и на 100% соответствовали религии. Но не Божьей воле. Поэтому нам надо начать практику пере-проверки своей жизни на ее верную направленность. И это не помешало бы сделать и в нашей церкви — и в деноминации и в конкретной общине.
Практика: Моя вера хоть раз оправдывала мое плохое отношение к людям? Я могу находиться сейчас на опасном пути, или это исключено? Почему даже думать об этом не хочется? Моя община допускает мысль, что хоть в чем-то не права?
Вывод. Чтобы сгладить плохую часть нашей природы, надо:
— разрешить Богу находиться постоянно в нашей жизни;
— согласиться, на Его план для нашей жизни;
— постоянно перепроверять, в чем мы не правы.
Спасибо , хороший план урока
Если уже назвали урок «природа человека», так надо осветить в нем природу человека не доктринально однобоко, а всесторонне с позиции библии. Однобокий упор во всем уроке делается на греховности и смертности человека, приравнивая его животным, которые умирают. Евангельский посыл всей библии и особенно нового завета делает особенный акцент на свободный выбор человека, на способность под действием Духа Божьего, покаятся в своих грехах, получить прощение и жизнь вечную в подарок. Природа человека в отличие от всего живого на земле имеет свойство стать новым творением во Христе Иисусе, перерождаясь от смертного в бессмертное. Почему-то этого главного в природе человека автор урочника не замечает. Видимо сказывается многолетнее зомбирование в богословских учебных заведениях, ограничивающих свободу мышления. В результате такого мышления наших пасторов прихожане лишаются свойства освобождения от греха и мечтают о будущей встрече со Спасителем на новом небе, забывая слова Спасителя, что Сын Человеческий НА ЗЕМЛЕ имеет власть прощать грехи. Какая печаль умереть не спасенным, особенно если знаешь, что чистилища на пути не будет.