3 урок от ПА: БЕРУЩИЙ БОГ (Бог или маммона)
3 урок от ПА: БЕРУЩИЙ БОГ (Бог или маммона)
Третий урок покажет нам роль Бога, которая нам крайне не нравится, и при встрече с которой у нас постоянно возникают проблемы в христианской жизни.
Проблемы проведения урока:
Трудности, с которой встретится преподаватель субботней школы при проведении этого урока по пособию, характерны для любого богослужения в адвентистской общине. Прежде всего, это чрезмерное обилие библейских текстов, в которых, по сути, нет никакого различия. Даже учитель, которому обязательно просмотреть их, подустанет листать Библию, чтобы узнать, что Богу, оказывается, принадлежат и овцы, и денежки, и горы, и моря и тд и тп. Что мы тогда ждем от простого человека, который сел читать урочник или попал на урок к преподавателю, который прочитает ему абсолютно ВСЁ, от воскресенья до вопросов для размышления. Неужели составителям непонятны законы жизни нормальных людей, по которым человек не может воспринимать столько, перечисление просто убивает его внимание и вообще всякое желание читать Библию. Вместо всех этих десятков стихов можно было бы выбрать какую-то одну историю, которая бы была и интересна, и рассказала, кому принадлежат овцы (если уж мы сомневаемся, что слушатели еще этого не знают).
Ну и другой, характерный для нас стиль «проведения Библейских уроков», заключается в том, что нас учат говорить не то, что в Писании, а то, что нужно сказать. Если сегодняшний урок – о Боге, то что нужно сказать нашим слушателям? Конечно же, раскрыть им богочеловеческую природу Иисуса и существование Троицы. Ну и что, что к борьбе с мамоной это никакого отношения не имеет, ну и что, что мы поленились даже найти тексты, которые бы хоть как-то бы дали нам причину упоминания Троицы и природы Иисуса (см. подтему за понедельник). Какая разница? Главное – сделать прививочку всем нашим слушателям, чтобы они не разуверились в Троице и не ушли к Свидетелям. (Хотя в нынешней волне отрицания Троицы виноваты сами адвентисты, когда они стали поклоняться вере пионеров, не имея о ней понятия, и, борясь с рукоположением, подняли богословие главенства – именно оттуда выросли ноги того, что кто-то на небе больше, кто-то меньше и тд).
Главный вопрос: Как я отношусь к Богу, который не только дарит, но и просит меня что-то отдать? Что можно сделать, чтобы отношения с Ним из-за этого не портились?
Ломка льда: Что самое ценное вам пришлось подарить в жизни? Как вы чувствовали себя при этом? Что самое ценное за жизнь подарили вам?
- Бог, который забирает. Текст Бытие 22:1-3 (с. 20 ВЗ)
Для начала урока мы выбрали отрывок, который не встречается в этом пособии. Вместо него (если вам сильно нужнее не отступить от урочника ни на йоту), вы можете взять что-то из описаний ревнивого Бога, но там не будет жизненной истории. А на современного человека не влияют утверждения, его трогают истории.
Итак, в нашем первом отрывке нам представлено качество Бога, которое не будет нам по душе. Нам привычнее и любимее другой Бог, Бог, который отдает, дарит, благословляет, исполняет молитвы. Бог креста, пастырь, мотающийся по горам за овечкой, Бог, устраивающий пир и приглашающий туда нас. Именно это мы считаем любовью, хорошим к нам отношением. Когда же происходит описанное в нашем тексте, когда этот Бог чего-то захотел сам, все в мгновение ока рушится. И чем более ценную штуку для нас Он попросил, тем быстрее наши отношения с Ним превратятся из любви в страшную ненависть. Это Авраам скорее встает и бежит выполнять то, чего попросили. Мы при такой просьбе входим в ступор и считаем, что любовь кончилась. Любовь – это когда обслуживают нас, играют в одни ворота, когда Бог находится у нас на побегушках, мы не понимаем той любви, когда что-то надо делать взаимно. На любовь с нашей стороны мы не готовы даже после долгих лет знаний о Боге. Ну и что, что Он отдал мне Своего Сына, моего Он никогда не получит!
Именно так большинство библейских героев реагирует на просьбы Бога о взаимности, подробнее об этом мы поговорим во втором пункте урока. Проблема заключается в том, что мы стираем из нашего представления о Боге все упоминания, что Он может чего-то хотеть, просить и поручать. В представлении большинства Бог только дает, это Его функция по умолчанию, а все Его просьбы можно спокойно игнорировать. Точно так же в странах СССР относятся к родителям: они должны тебе помогать по любому, ну и что, что матери или отцу 85, в первых числах у их пенсия, я приду и заберу, что они дадут, да еще захвачу закаток и продуктов, что они приготовили. Мы принимаем только одну форму любви, где служат нам. Точно на таком же принципе «одних ворот» в большинстве случаев строится дружба (посмотрите на то, как Ионафан обеспечивает всем Давида, не получая взамен ничего). Ну и именно такие нездоровые отношения у нас с Создателем.
Практика: В моей семье есть роли тех, кто всегда дает, и кто всегда получает? В моей дружбе с окружающими? Можно ли на время попробовать поменять эти отношения? Стоит ли? Почему обычно в ответ происходит конфликт?
- Обычная реакция человека. Текст Матфей 19:16-22 (с. 23 НЗ)
Единственная евангельская история, приведенная в урочнике, прекрасно показывает наши эмоции при появлении обсуждаемой нами грани Бога. Хотя мы встречаем довольно религиозного и где-то готового пойти на лишения человека — он соблюдает заповеди (т. 20, как бы то ни было, искренне или по фарисейски, это уже что-то), он спрашивает, что нужно сделать (16), то есть, готов потратиться. Но происходит неожиданное: Бог вдруг просит больше того, что мы ждали, Он перебарщивает с просьбами. Заметьте, в 1 истории происходит то же, в истории Иеффаевой дочери то же, в истории заболевшего Езекии, Бога, пришедшего к фараону за рабами и в десятках других то же. Это, похоже, фирменный стиль Бога – попросить многовато.
И, вполне естественно, что мы считаем Бога недостойным такой жертвы. Да, мы можем сходить и посидеть на скучном богослужении раз в неделю. Мы можем положить приглашения или газетки в ящиках своего подъезда ради Него. Мы готовы даже сунуть Ему какую-то денюжку (что даже лучше, чем мотания по морозу). Но отдать столько? Ну уж нет, тут Он превышает Свои права. Сколько, когда, как – устанавливаю я, а не Он. Если Бог требует больше установленного мной, я поступаю как настоящий интеллигент – ухожу от Него по-английски. Наш герой не кричал и не ругался, он просто понял, что Бог зарвался, расстроился из-за этого, и пропал навсегда, разорвав отношения, которые так прекрасно начинались. К счастью, перед нами сегодня нет живого Иисуса, который бы стоял и ждал ответа, поэтому с Иисусом невидимым обходиться еще проще – все его сообщения и письма с просьбами вносятся в черный список, чтобы Он знал Свое место.
Дело здесь, конечно же, в том, почему мы считаем, что он запросил слишком много. Ведь «много» может оказаться не только все имение юноши или сын Авраама, много для героев притчи было даже на часок-другой сходить на брачный пир посидеть с царем. Чуть позже (ст. 23-26) Иисус скажет, что с момента, когда ты почувствовал, что у тебя есть богатство, благодаря которому ты живешь, спасение невозможно. Ты зависим от него, и добровольно ты от своего настоящего бога не откажешься, кем бы он ни был – временем, комфортом, заработком, Бог проиграет мамоне, Он не ценнее
Практика: Что Бог у меня может попросить, и я отдам, а что — нет? Какие лимиты я Ему установил? Что обычно происходит, когда Он их превышает? Я расстраиваюсь? Перестаю общаться? Игнорирую просьбы? Когда Он делал так в последний раз?
- Пример идеального человека и рецепт. Текст Филиппийцам 2:5-13 (с. 240 НЗ)
Последняя история взята из памятного текста, и она показывает позитивный пример того, как следует вести себя в присутствии Создателя. Иисус, ставший «подобным человекам» (7) демонстрирует идеальное поведение человека перед Богом. Он по зову Отца отдает все, что у Него было. Конечно, это не так дорогие нам прямоугольные бумажки и металлические кругляшки, а Свои права (6), Свою безопасность (8), и Свое положение (7). В принципе, именно это нам и дают средства, и ради этих вещей мы за них держимся.
Получается, что от нас ждут точно таких же чувств (5), той же направленности. Идеальное творение Божье, услышав просьбу небесного Отца, не оценивает, достоин ли Бог этого, не многовато ли Он захотел. Творение понимает, что Бог любит, и Он достоин ответной любви. И стремится проявить ответную любовь, угодить Создателю
Кроме примера, в этом отрывке есть и рецепт для нашей восставшей природы. В прошлом отрывке Иисус уже упоминал, что никакие самоконтроли, воздержания и прочие дисциплины, к которым нас зовут авторы, не помогут. Там было прямо сказано: человекам – невозможно, возможно только Богу. А здесь в тексте 13 говорится о самой важной вести Евангелия для адвентиста. Евангелие – не только в том, что Иисус оставил пример. Это просто демонстрация для нас, что мы не такие, мы не нормальные, испорченные, не похожие на Божий замысел. Евангелие заключается в том, что желание стать нормальным, здоровым закладывает в тебя Бог. Он вдруг забирает твою естественную жадность и дает импульс отдать то, что у тебя просят, без сожаления. И Он же дает сил сделать шаг веры. Ты думал, что не справишься без твоего имения, вымрешь от голода и холода, но Бог делает это в тебе. Закхей расплатился с обиженными и бедными не из-за самоконтроля. Никодим купил бочку благовоний не из-за дисциплины. Женщина принесла дорогущие духи не из-за проповеди пастора о десятине. Все это сделал внутри этих людей Дух, поменяв их обычные желания на отношения ответной любви.
Практика: Я отдавал Богу что то дорогое? Как я узнал, что Он этого хочет? Это был подвиг с моей стороны или обычное дело? С помощью каких мотивов я справляюсь с такими Божьими запросами? Бог когда-то менял мою жадность на щедрость?
Вывод. Чтобы просящий что-то ценное Бог не стал нам нелюбимым, нужно:
— понять, что в здоровых отношениях в Богом нормально отдавать, а не только брать;
— обнаружить, что наши ценности для нас гораздо дороже Бога;
— просить о том, чтобы Бог изменил наши чувства на Свои, любящие Его.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой