2 урок от ПА об образовании: ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАН (Семья)
2 урок от ПА об образовании: ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАН (Семья)
Этот урок на примере отрывка из письма к Ефесянам покажет три важнейших принципа взаимоотношений христианина с окружающими – и в семье, и вне её.
Проблемы проведения урока:
Мы не отмечали в прошлом уроке еще одну особенность этого пособия, которая может убить даже самое лучшее начинание. Это то, что одного автора у урока нет, это некие «руководители адвентистских колледжей и университетов», как написано в предисловии к урочнику. Даже когда автор был один, то куча налетевших редакторов портила дело и исправляло написанное целыми страницами, превращая замысел в неудобовразумительную кашу с противоречащими друг другу идеями даже в одном уроке. Теперь же, когда и авторов тоже толпа, пособие становится похожим на письмо дяди Федора из Простоквашина, где общей мысли ждать попросту не приходится: можно писать хоть про семью, хоть про свинью, лишь бы хоть где то в тексте мелькало слово «образование». Это, в принципе, все, что вам нужно знать о том, как в адвентизме изучается Библия.
Хотя нет, вышесказанного для полноты картины вам будет мало. В уроке девять полновесных цитат из Елены Уайт, плюс несколько ссылок на её книжки, плюс несколько вопросов для обсуждения идут не по Библии, как хотелось бы, а построены так: «Еще раз прочитайте цитату Елены Уайт. Как вы понимаете ее слова?» (пн). С этим урочником на изучении Библии в церкви христиан – адвентистов можно поставить крест. Пусть ни один пастор и ни один просиживатель кресел в Унионах – Дивизионах впредь не лжет вам с кафедры или в книжках, что мы изучаем Библию на богослужениях, это нарушение заповеди «не лги». В урочнике перед вами – прямое доказательство, что это наглая неправда. Церковь АСД построена на книжках Елены Уайт, а ни на какой не Библии. И когда в уроничке допускается (пока что, это ненадолго) еще какая то ссылка на Библию, кто является авторитетом для толкования этой цитаты? Разуйте глаза и посмотрите, как после каждого вопроса старшие братья приводят цитату из предания человеческого, заменяя Божье — лжепророческим.
Главный вопрос: Чем отношения, описанные в отрывке из письма в Ефес, отличаются от наших? Что можно сделать, чтобы они были более Евангельскими?
Ломка льда: Когда в последний раз вы отказались выполнять чей-то приказ? Что это было и чем закончилось? Вас заставили все равно или вы смогли выстоять?
- ДОВЕРИЕ. Текст Ефесянам 5:21-24 (с. 238 НЗ)
Сегодня мы разбираем тексты, которые традиционно относят исключительно к мужьям-женам-детям, не вчитываясь в то, что Павел говорит об универсальности этих принципов отношений с другими. Казалось бы, про повиновение говорится только по отношению к женам, но т. 6:1 включает детей, 6:5 слуг и рабов, а т. 21 говорит о взаимном повиновении вообще всех в христианском сообществе. Поэтому мы применим этот принцип не только к женам, а вообще ко всем, по Библии.
Главный принцип, о котором здесь говорит автор письма – это согласие на то, чтобы другой смог сделать, что он хочет. В этом смысле «повинуется» отец блудного сына и не повинуется его брат. Павел, автор этих текстов, не повинуется тому, чтобы взять с собой Марка, а вот Варнава соглашается с ним, и берет Марка в свое, отдельное путешествие, от чего выигрывают все. Авраам слушает Сарру, а вот у Иакова никто – ни дети, ни жены его не слушают. Дело здесь в том, что нам предлагают главную идею сохранения хороших отношений, где то, каким будет результат, пренебрегают, при этом сохраняя главное – теплую связь. Не надо спорить, кто прав, можно просто подчиниться. В этом смысле Сарра и Авраам сохраняют отношения в семье, а вот в семье Иакова все друг друга боятся, оговаривают и готовы уничтожить.
И мы понимаем, почему повиновение настолько неприятно и неестественно для нас: мы люди, считающие себя центром вселенной, богами, и то, как сделать дело мы знаем лучше всех. А все остальные должны подчиниться нам, чтобы дело было сделано. А в Писании Богу неважно, будет ли сделано дело (будет ли сохранено имение, главное, чтобы отец и оба брата были вместе). Очень важно понять, насколько Бог ценит отношения, что для Него они важнее всего материального, всего золота офирского на планете. И церковь в этом тоже на него не похожа: посмотрите, с какой яростью Тед Вильсон со своими прихлебателями готов поисключать целые Унионы людей (как пишет Клинтон Уоллин, его верный помощник, ведь их всего 2% от всемирного членства). То есть люди для нас не важны, нам важна доктрина.
Поэтому нам важно понять, что ради хороших отношений с другими нужно давать им второй (и 3й, и 70й) шанс на ошибку, соглашаясь попробовать жить, как они просят, иногда не доказывая им ничего, и не злорадствуя, если мы вдруг окажемся правы.
Практика: Почему я не люблю повиноваться кому-то? Мне нравится, когда подчиняются мне? Я чувствую, что знаю жизнь лучше других? Я могу позволить другому сделать ошибку или не допущу этого? Мне важнее дело или отношения?
- БЛИЗОСТЬ. Текст Ефесянам 5:25-33 (с. 238 НЗ)
Второй отрывок главы, кажется, тоже относится лишь к мужьям, если бы в текстах 29-32 в это дело не ввязали всю христианскую церковь, сделав этот вопрос гораздо более широким, чем отношение мужа к жене. Здесь говорится о любви, но из-за масштаба этого понятия мы возьмем объяснение любви самим автором текста. А он четырежды приводит одно понятие. Жену нужно любить, «как свое тело» (28), то есть, как самого себя, опекать другого, как свою плоть (29) и прилепиться к ней, став одним телом (31). А затем говорит о тайне, в которой Христос делает всех нас, верующих, частями одного тела (30).
То есть, любовь – это когда меняется наше отношение к другому. Не только мужа к жене, но и христиан к людям, которые никогда не были нашими родственниками и близкими, но мы внезапно становимся одним с ними телом, то есть, заботимся о них так, как о самих себе (или, по крайней мере, стремимся к этому). Это принцип позволения другому человеку войти в мой ближний круг, что обычно разрешается только каким-то необыкновенно проверенным друзьям и редким родственникам.
Хотя в Писании таких примеров достаточно много, хоть в церкви, где ни с того ни с сего берут на себя заботу о чьих-то вдовах, хоть вне церкви, когда самарянин тратит свои деньги и силы на прохожего. Второе гораздо труднее, поэтому нам, христианам, было бы неплохо позволить себе начать с более безопасного: разрешить Богу дать нам смелость впустить за нашу защиту хотя бы пару других верующих. Может, как Иоанна и Сусанна, которые кормили Иисуса всё Его служение (Лук. 8:3), может, как отдавший деньги на синагогу сотник, может, как Иоанн, взявший к себе домой Марию. Во всех этих случаях какие-то посторонние люди воспользовались тем, чем обычно пользуется человек сам, либо же вместе со своими ближайшими родственниками. Это в данном отрывке Писания и называется любовью – заботиться о других так, как о себе. И, естественно, что мы побаиваемся настолько открываться другим, пусть это даже христиане, поэтому термины «братья» и «сестры», которые используются в церкви, ничего общего с правдой не имеют, люди не становятся нам родными. Из-за нашего нежелания быть открытыми хотя бы для кого-то из них.
Практика: Кто входит в круг моих близких людей? Кого я мог бы еще туда допустить? Почему этого делать не хочется? Кого я никогда не включу в список тех людей, кого я люблю? Я правда отношусь к христианам, как к своим братьям и сестрам?
- ВЗАИМНОСТЬ. Текст Ефесянам 6:1-4 (с. 238 НЗ)
В завершающем отрывке есть интересная заметка, на которую мы и обратим внимание. Сперва описывается, что дети по всем правилам, включая 10 заповедей и из-за обещания долгой жизни и прочего, должны повиноваться родителям. В общем-то, никакого выбора в этом у них нет. Но есть одно но. Потом автор обращается к объектам повиновения – родителям, и говорит, чтобы они не упивались своим положением, а были человечными людьми, которые не пользуются вот этой своей властью. Мы не прочитали следующий отрывок о рабах, но там ситуация такая же: рабы подчиняются хозяевам по законам того государства и по желанию (5-8), но хозяин слуг или рабов «поступает с ними так же» (!), по-человечески, без какой-то строгости, не пользуясь своей неограниченной властью как самодур (9).
Если суммировать эти отрывки, то мы видим принцип взаимности, которого так часто не хватает. Любой верующий, оказавшийся в выигрышном положении, ни в коем случае не должен этим положением пользоваться, ему нужно добровольно спуститься с небес на землю к зависимому от него человеку, будь то слуга, бесправный (в то время) ребенок, подчиненный, и кто угодно. В принципе, именно этим занимается святой Иисус, входя в дом разных грешников, или Вооз, притаскивая Руфь за свой стол, или Иосиф, принимающий родственников — предателей. У тебя есть власть и право жить по-другому, надмеваясь надо всеми, но ты входишь в положение другого человека, становишься равным ему, хотя он прав на это не имеет. А вот Петр, отсевший от язычников, делает противоположное – и моментально получает предупреждение, что так поступать – не по Евангелию (!).
В современном христианстве вот этого нет нигде. Наши лидеры ставят себя наравне с Богом (прошлый урок, чт), а не с «рядовыми членами церкви» (а они кто – генералы?), и вставать на место служителей, т.е слуг не собираются. На бытовом уровне человек не обращает внимание, что всех замучил своими правами до раздражения всех вокруг и до ненависти, не чувствуя вот этого равенства с другими.
Практика: Я хоть раз отказался пользоваться своей властью над другим человеком? Почему это сложно сделать? Я встречал такое «снисхождение» по отношению ко мне? В моей общине руководители служат или правят другими?
Вывод. Чтобы наши отношения были построены на Евангелии, нам нужно:
— считать дружбу друг с другом важнее, чем цель, к которой мы идем;
— попробовать впустить других христиан в свой круг доверия;
— решиться не пользоваться своими правами, став равным с зависящими от нас.
Не пойму я эту пророчицу. В 6 главе ЖВ пишет что «Его [Иисуса] родители необразованные крестьяне…» а в следующей 7-й главе читаем: «Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем…» Как это вместить?
Как эта мудрая и проницательная женщина называет родителей Иисуса «необразованными крестьянами» если отец был плотником, то есть ремесленником, и отцовский удел земли остался в Вифлееме. Мать была из семьи священников, у которых уделов земли вообще не было, только огороды. Назвать дочку священника необразованной крестьянкой — это кощунство.
И если за всякое праздное слово даст человек ответ в день суда, то за свои «труды» пророчице придется много ответов искать.