11 урок «Завет»
11 урок «Завет»
В этот раз мы посмотрим на то, что представляет собой Библейский завет (договор) Бога с человеком и попытаемся исправить ошибки в понимании отношений завета.
Методика проведения:
Те из нас, кто читает уже не первое пособие по субботней школе, уже встречали уроки, в которых разбирались заветы. Причем все они были сделаны под один шаблон – как это упомянуть завет и не рассказать про Ноя и радугу, Авраама и его семя, и Синай с законом. Пойдя этим путем, учитель вызовет стойкое ощущение дежавю у всех, присутствующих на уроке. Прибавьте к этому с десяток-другой проповедей о заветах, которые слушали ваши слушатели, и которые были сляпаны по той-же схеме, и тогда, может быть, вы поймете, какие чувства будут испытывать ваши слушатели, если вы вместо адекватной подготовки темы захотите «поразить» их материалом, который они слышали уже столько раз. Понятно, что автору обязательно нужно вставить в урок темы про Божий Закон и прочие «обязательные» доктрины, но занимаясь этим, мы оставляем в стороне весть пророка Иеремии, подменяя изучение его книги обычным набором всем известных вещей.
Кроме этого, в уроке представляется традиционно встречающееся в нашей среде, но совершенно не библейское понимание завета. С самой первой странички урока нашей частью в договоре (завете) заявляется верность и послушание человека, а позже в нас ясно вкладывается, что наша часть в завете — соблюдение закона 10 заповедей. Именно так и воспринимает завет с Богом сегодня средний адвентист, именно с точки зрения соблюдения закона он оценивает свои отношения с Богом. Считается, что Бог в Ветхом Завете выбирает Израильтян Своим народом, а они должны в ответ соблюсти Его закон. «И они этого не сделали», со вздохом говорим мы. (Пусть даже, как пару раз упоминается в пособии, силой веры или чем угодно — но это же заранее невыполнимо!) В Новом Завете Бог прощает тебе грехи, а ты, опять же, из верности или верой, или другими способами — соблюдаешь Его Закон. К чему это приводит такое богословие? К тому, что нам заранее ставится невыполнимая задача. Это богословие порождает либо фарисеев, верящих, что они соблюдают закон, либо христиан – неудачников, чувствующих вину за то, что они не могут выполнить свою роль в отношениях с Богом. Зачем представлять отношения с Богом такими, когда Его договор с нами всегда (а не только у Ноя) – односторонний?
План урока:
Главный вопрос: Какую пользу нам приносит Новый Завет, если мы его принимаем? Что в отношениях завета с Богом делает Бог — и что делаем мы?
Ломка льда: Какой последний договор вам пришлось подписать? О чем он был? Прочитали ли вы условия договора? Почему?
1. Завет с Богом прощает наши грехи. Текст Иеремия 31:34(Б) (с. 770 ВЗ)
Весь наш урок будет построен на одном единственном отрывке из 31 главы Иеремии, а именно на 31:31-34. Его стоит прочитать в начале урока, а потом мы будем погружаться в отдельные стихи этого отрывка. Мы рассмотрим суть завета, а именно: что обещает Бог человеку в своем договоре, который нужно просто принять, то есть согласиться, чтобы Бог сделал это с тобой. На этом построены все отношения с Ним. Не нужно придумывать, что мы должны что-то делать, кроме согласия с Его делами.
Первое, что предлагает нам сделать Бог – простить наши грехи. (Мы идем по завету немного не по порядку для того, чтобы слушатели услышали сперва более знакомое, а затем менее знакомое и менее используемое в наших церквях). 2-я часть 34 текста предлагает простить беззакония и не вспоминать грехов. Бог берет это дело на Себя. Зачем включать это в договор? Затем, что человек собирается решать проблемы с грехами сам. Во вступлении мы уже говорили о иллюзии, которая есть у верующих, и которая выражена даже в нашей литературе, а тем более в умах: «мы без проблем справимся с соблюдением заповедей, то есть, безгрешностью – это наша часть завета!» Вслед за израильтянами из ВЗ мы повторяем «Все что сказано – выполним!»
Первый (легкий) способ тут – сказать, что я уже такой супер верующий, что не грешу. В среде христиан вы можете встретить таких людей, обычно они входят в костяк церквей, и их главная работа – убеждать себя и других в том, что они уже чисты, последний раз они делали неправильное сто лет назад, и то, это было неосознанно.
Второй способ (тяжелый) касается более честных и не гордых людей, которых в церквях большинство. Обычно это не фарисейская элита, а обыкновенные рядовые христиане. Они понимают, что должны бы не грешить (так их учат из книг и с кафедр), но они четко видят, что они не справляются. И живут, подавленные виной за неверность Богу в «своей» части отношений.
Честно говоря, и те, и другие не поняли Евангелия, подаренного Иисусом. Бог говорит, что 1) мы грешники и что 2) Он, а не мы, решает проблему грехов.
Практика: Что я обычно думаю о «своей» части договора с Богом? Я обещаю Ему не грешить? Насколько мне удается сдержать слово? Когда я падаю, я отрицаю свой грех (как фарисеи), или теряю желание общаться с Ним, подавленный своей виной?
2. Завет с Богом заменяет мои желания на святые. Текст Иеремия 31:33 (с. 770 ВЗ)
Вторым делом, после очищения нашей вины Иисусом Христом (без нашего участия), завет занимается решением проблемы уже не последствий, а возникновения греха. Совершенно по-евангельски текст пророка называет причиной наших проблем нашу внутренность, что-то не то сейчас написано на наших сердцах. Иными словами, Бог видит проблему в наших далеких от святости, неба и вечности желаниях. Иисус упоминал это же при разговоре с фарисеями, говоря, что грехи происходят изнутри нас, мы испорчены до самой сердцевины. Поэтому сказать, что сейчас мы возьмем, напряжемся, и как начнем соблюдать свою часть — 10 заповедей, будем верными и т.п., может только человек, не понимающий Евангелия. Мы слишком испорчены, сколько бы барс не напрягался, на шкуре будут пятна. Сколько бы Эфиоплянин не мылся, темный цвет не пропадет. Это вообще не в наших силах.
И тут Бог предлагает интереснейший выход. Те, кто согласятся на отношения с Ним (или, вступят с Ним в завет, договор, — говоря древним языком) — те получат замену мыслей. Говоря честно, обычный человек, не влюбившийся в Иисуса, никогда на это не согласится. Мы хотим сохранить свое собственное сознание, свои мечты, внутри нас свои планы, мы к чему-то своему стремимся, и совершенно не хотим, чтобы кто-то (пусть даже Сам Бог) что-то подтирал или заменял в нашем мозге. Тогда мы уже не будем самими собой, а так, сейчас – мы хоть и плохие, но самостоятельные личности. Да и небезопасно это – отдаться в руки Божьи, мало ли на какие работы Он нас бросит вложенными нам «святыми» мыслями. Поэтому план Бога по освобождению нас от греха не срабатывает в большинстве случаев. Мы опасаемся Его, и мы не то что не просим Его о замене мыслей, даже когда нас прижмут к стенке, мы не согласимся на эту операцию по изменению сознания. Мы не настолько любим Его, чтобы наполняться «чувствованиями, которые во Христе Иисусе». Мы любим только себя.
Поэтому главная проблема в борьбе с грехом – это не контролирование себя и не тренинги по избавлению от плохих привычек. Главная наша проблема в борьбе с грехом в том, что мы не хотим подчиниться Иисусу. Это будет возможно лишь когда мы полюбим Его настолько, чтобы отдать себя Ему для исправления.
Практика: Насколько я испорчен? Мои неправильные поступки происходят из-за моих желаний или из-за того, что меня заставляют так делать другие? Хотел бы я, чтобы мои желания заменились на Божьи? На сколько процентов?
3. Завет с Богом дает личные отношения. Текст Иеремия 31:34(А) (с. 770 ВЗ)
Последний текст (точнее, часть текста) говорит о знании Бога. Несколько раз в предыдущих уроках мы поднимали эту сферу жизни христианина, до которой дорастают лишь немногие. Хотя Бог хотел бы подарить Свое явное постоянное присутствие каждому человеку – похоже, для этого Он нас и создал.
Нужно отметить, что, хотя среди христиан и есть расхожее выражение о том, что Иисус стал их «личным» Спасителем, на практике почти никто не понимает, что значат такие личные отношения, или личное откровение Бога в твоей жизни. И мы с переменным успехом и истинностью «учим друг друга» своим взглядам (как, например, это делает наш сегодняшний странный урок) и зовем и мотивируем других «познать Господа», как подчеркивает наш последний текст. Понимание Бога мы получаем из горизонтальной плоскости – от окружающих, и оно вполне может быть, как правильным, так и неправильным. Ты можешь встретить толкового христианина, живущего Евангелием, и можешь всю жизнь провести в окружении фарисеев, скрывающих свои грехи, и заражающих этим тебя. Почти никто не переходит к тому, о чем говорил Иисус в Евангелии Иоанна: «Я открою ему», «Желающему узнать откроет Отец», «Дух научит его» и т.п. Похоже, в этих личных отношениях, когда ты разговариваешь с Богом напрямую, и скрывается секрет, влюбишься ты в Него или нет – то есть, заработает ли у тебя предыдущий пункт, меняющий твои желания. Люди запросто представят тебе искаженного Бога, на которого ты обидишься, которого не будешь понимать, который покажется тебе тираном или навешивателем вины. Чтобы узнать настоящего Бога, достойного любви, тебе надо захотеть прямой связи с Ним. И Писание говорит, что «Он недалеко от каждого из нас», все это вполне доступно и реально. Было бы желание говорить.
В этом уроке обязательно нужно показать, что в договоре все делает Бог. Ты лишь соглашаешься с Ним или не соглашаешься. Вступаешь в связь, где Он главный, или остаешься «себе на уме». Все заветы Бога односторонние, от нас не нужно ничего. И у Ноя, и у Авраама, и у Иеремии описывается одно: все делает Бог, а я соглашаюсь.
Практика: Сегодня я общаюсь с Богом через посредников или лично? Что я узнал от Бога напрямую? Хочу ли я получать откровения от Него? Или это небезопасно? Понимаю ли я, что другие могут исказить мое представление о Нем? Как начать прямую связь с Ним?
Вывод.
Итак, вступив в более близкие отношения завета с Богом, мы можем получить:
— прощение грехов, вместо занятий их скрыванием или давления от вины;
— другие, возвышенные желания, если не побоимся согласиться на Божью операцию;
— личную прямую связь с Ним вместо испорченных каналов.
http://eugenegerasimov.blogspot.com
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой