1 урок от ПА: ПОИСКИ СЧАСТЬЯ (влияние материализма)
1 урок от ПА: ПОИСКИ СЧАСТЬЯ (влияние материализма)
Первый урок нового квартала коснется темы человеческого счастья, которое Иисус предлагает искать не там, где мы обычно надеемся его найти.
Проблемы проведения урока:
В этом квартале (как и в следующем) нам придется проходить тематические уроки СШ. Это означает, что, как минимум, у нас не будет последовательных отрывков, которые мы будем проходить текст за текстом, разбираясь с тем, что же Слово пытается нам сказать в какой-то книге. В тематических уроках нам дается общая идея автора, и уроки, в которых он собирает разные тексты Библии и еще чаще — высказывания Уайт, которые наша церковь привыкла приводить по этому поводу.
Поэтому для подготовки тематических уроков нам нужно несколько сменить методику. Прежде всего, стоит прочитать все тексты, которые в нем даются в уроке, и попытаться понять, о чем каждый из них говорит. Затем следует сделать самое главное – отбор. Как бы вам не нравились эти многочисленные отрывки, которые в изобилии наполняют урок, и какие бы чувства они у вас не вызывали, их нужно безжалостно просеять сквозь сито. Любой опытный учитель понимает, что ученики не способны воспринять больше 1-3 отрывков за урок, поэтому надо остановиться максимум на цифре 3. Остальное – не трогать вообще. Это закон восприятия, и не надо думать, что ваш класс — особенный, он «с удовольствием рассуждает и ему нравится». Это не класс особенный, это вам лень подумать, что в уроке – главное.
Эти три отрывка выбираются по общей идее. Например, они лучше всего раскрывают заглавие урока (что далеко не всегда у вас получится, есть заглавия типа «влияние десятины» из 8 урока, где тексты говорят не о десятине, но их притягивают за уши под нашу традицию). Или они составляют из себя отдельную тему (как в нашем сегодняшнем уроке, например). Или они соединены какой-то другой последовательностью. Или они на данный момент – самые актуальные для ваших слушателей. Ну и, конечно же, лучше брать Новый Завет, чем ВЗ, и лучше брать Евангелия, чем Послания, слушатели воспринимают этот материал проще.
Главный вопрос: Что мешает нам стать счастливыми людьми? Где предлагает нам получать удовольствие и радость Евангелие?
Ломка льда: Если бы вы получили волшебную палочку /лампу Алладина / встретили Деда Мороза и тп, с тремя желаниями, что бы вы захотели исполнить?
- Неправильное представление о счастье. Текст Лука 12:15-21 (с. 81 НЗ)
Наш главный текст представляет собой притчу, в которой Иисус корректирует понимание своих слушателей. Рассказанная Им история показывает поиск человеком покоя, радости и удовольствия для души (19), то есть, того, что мы считаем счастьем. До момента, в который мы встречаем героя, он был достаточно богат, но этого счастья не имел, оно было лишь в будущем, а жизнь тратилась на поиск. Ну и в самый нужный момент ему все равно не удается ничем воспользоваться, потому что жизнь как то очень неожиданно заканчивается (20). В Писании полно таких примеров. Это и рвущий у брата наследство и у родственников овец Иаков, который после не может спокойно жить ни дома, ни на чужбине. Это и расстроенный из-за пролитого елея, а после все же заработавший кошелек Иуда, которому мечта не приносит удовольствия. Да и главное, — наш собственный опыт подсказывает, что мы похожи на героя истории в поиске счастья, и в иллюзии того, что когда у нас в сарае (или под матрасом) будут лежать тонны ценностей, вот тогда жизнь, наконец, и начнется.
Принцип, который стоит за историей – жизнь надо строить на другом. Главная ценность, которая приносит тебе счастье – как бы это ни было удивительно – не изобилие имения (15). Оно в том, чтобы богатеть в Бога (или «для Бога» в новом переводе). То есть, счастье ты можешь найти именно в них. Здесь нужно сделать отступление, что комфорт, путешествия, любовь, принятие, которое всегда сопровождают наличие у вас денег тоже дают удовлетворение, но оно длится по времени ровно столько же, сколько длились у нашего героя. И то в случае, если тебе удастся схватить удачу за хвост, как удалось ему. Все это работает, но достается далеко не всем. Бог же предлагает поискать счастья там, где оно доступно не только маленькой прослойке везунчиков – в Нем Самом.
Так делает, в принципе, и Сам Иисус, показав реальность счастья в отношениях с Отцом при довольно бедной жизни, в которой нет места ни родиться, ни приклонить голову, с ночевками на улицах и едой каких-то колосьев. И не-счастье к Нему приходит лишь когда Он разлучается с Отцом в Гефсимании да на кресте. Похоже, что Он хотел показать нам другой источник положительных эмоций и удовлетворенности жизнью, чем тот, что мы привыкли ждать. Он — в зависимости от твоего Бога.
Практика: Что мне нужно для счастья больше всего? Что должно появиться в моей жизни /удалиться из моей жизни, чтобы моя душа «покоилась»? Я верю, что счастье не зависит от изобилия имущества? Я пробовал получать довольство у Бога?
- Реальное положение вещей. Текст Матфей 6:19-24 (с. 6 НЗ)
Мы немного увеличили объем второго отрывка, чтобы стало понятно, о чем говорит Иисус. Этот текст можно рассматривать как прямое продолжение предыдущего, потому что он прекрасно представляет наши поиски удовлетворения в жизни. Дело в том, что мы как раз и пытаемся «служить двум господам» (24) и собирать сокровища сразу в нескольких местах (19). Иными словами, жить в двух системах ценностей. На практике это выглядит следующим образом. В своих замечательных песнях Давид распевает, что только Бог – защитник и мститель, а в реальной жизни он составляет список людей, которых Соломон обязательно должен сжить со света. Трепетно относящийся к поклонению одному лишь Богу Мардохей при этом подсовывает свою двоюродную сестру языческому царю. Фарисеи боятся нарушить субботу Господню несением матрасика, но потом совещаются, как убить человека, который встал поперек их пути. Одно другому не мешает, все эти истории и приведенные в отрывке слова Иисуса говорят том, что мы одновременно живем в двух системах ценностей. Мы одновременно и любим Божье, и живем по принципам, где надо отомстить, быть жесткими, не дать спуску, уничтожить непохожего, и тп.
Положив руку на сердце, стоило бы признать, что на самом деле у нас не две системы ценностей, одна для церкви, а другая – для остальной жизни. Она всего лишь одна; в борьбе, где господ двое, мы всегда на стороне мамоны, а не Бога. Просто в религиозном сообществе, которому мы принадлежим, мы облекаем свои ценности в христианкие одежды. Месть и непрощение становятся «ревностью по Боге», зависть к чужой красоте я называю «обличением непотребств» и тд. И здесь стоит признать, что мы не оказались умнее Иисуса, когда Он заявил о невозможности сидеть на двух стульях, а у нас это с легкостью получилось. Ничего у нас не получилось, просто мы не заметили, как давно отбиваем поклоны идолам.
Как пример проверки Иисус привел сердечную привязанность (21), и беспокойство (отрывок с т.25). Проблема в том, что переживаешь ты совсем не за Божье, не за ценности неба, не за то, что кого-то не простил и с кем-то не поделился. И это — лучший индикатор того, каких ценностей мы придерживаемся на самом деле.
Практика: Я чувствую, что исповедую разные ценности в христианстве и вне его? Когда в последний раз я сделал что-то, так как это здесь хорошо работает, в отличие от того, что предлагает Иисус? Я прикрываю свои злые намерения христианством?
- Хорошее, которое мешает лучшему. Текст Лука 14:26-33 (с. 84 НЗ)
Следующий отрывок включает в себя истории про постройку башни (28-30) и подготовку к войне (31-32), но они не имеют никакого отношения к деньгам или материализму, это лишь примеры подсчета расходов из жизни. Иисус хотел сказать о том, что человеку нужно оценить то, что для него на самом деле важно: что он может (и захочет) оплатить, а что – нет. С чем он может расстаться, а что для него – слишком дорого. Потому что Он ожидает полного перехода на Свою сторону (26, 33), когда у человека больше не остается мест, куда он планирует «прилагать свое сердце».
В данном случае отрывок расположен после притчи о званных на пир, которая и объясняет столь жестокие слова Иисуса. В ней все, у кого есть хоть что-то за душой (коровы, дача и пока еще хорошо относящаяся супруга) плюют на пир, и ищут счастья как раз в своем. Зачем нам Божье предложение, когда еще можно обойтись и так? А соглашаются прийти только разочарованные жизнью и не нашедшие в ней удовлетворения, люди не состоявшиеся. Именно в этом контексте Иисус упоминает столь дорогие нам семьи (26) и «все, что у нас есть» (33), как бесполезное и то, что нужно возненавидеть, а точнее, использовать по другому назначению. Не для нахождения удовлетворения в этом. Потому что те же семьи, мужья, жены, дети и внуки запросто разочаруют. Библейских примеров этого – целая куча.
Поэтому главный принцип нашего отрывка – открытие, что хорошее, что у нас есть, — это препятствие на пути к Источнику удовлетворения. Хорошее: пара коров, 6 соток и внук, в котором не чаешь души (из-за того, что дети уже много раз разочаровали, а вот он то будет не таким, его то я воспитаю по-другому) – это непреодолимая помеха на пути к лучшему. Наш разум до последнего сопротивляется и мы хотим верить, что синица в наших руках – это то прекрасное, за что надо держаться и не менять на эфемерного журавля. Поэтому «богатому» войти в Божье Царств невозможно, он ни за что не поверит, что на пиру у Бога лучше, чем на купленной земле. Он будет ходить по ней, мечтать и надеяться, как однажды эта земля сделает его богачом.
Практика: У меня есть хорошее, которое мешает мне получить лучшее? На что я больше всего надеюсь, как на то, что оно принесет удовлетворение? Его обязательно нужно бросать? Или я могу любить Бога, ничего не оставляя?
Вывод. Чтобы получить обещанную Иисусом жизнь с избытком, нам нужно:
— понять, что самое лучшее самочувствие мы получим только в отношениях с Богом;
— увидеть, что наше сердце любит совершенно другие ценности;
— захотеть, чтобы немногое хорошее не затенило то, что предлагает нам Бог.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой