«Брекзит» и экуменизм

«Брекзит» и экуменизм


#бруинсма #идентичность

«Брекзит» и экуменизм. Рейндер Бруинсма. 24 июня 2016

 

Прогнозы оказались достаточно точными. Вопрос был в том, решат ли 46 миллионов британцев, которые имеют право голосовать, что Великобритания должна остаться в ЕС, или они отвернутся от Брюсселя? Многие опросы, проходившие на прошлой неделе и в последние дни, предполагали, что «Брекзит» вполне может стать реальностью, и действительно, небольшим большинством тех, кто отдал свои голоса, было решено, что выход из Европейского Союза лучше, чем нахождение в нем.

 

Аргумент, который был слышен громче всего во время, предшествующее референдуму, заключался в том, что для британцев настало время восстановить свою национальную идентичность. Многие убеждены в том, что их национальная идентичность находится в серьезной опасности, когда страна слишком сильно связана с международной организацией, в которой группа стран вместе составляет правила и принимает решения для общей экономической и политической стратегии. В результате членства в ЕС страна не может больше принимать своих собственных суверенных решений, но считается, что она взята в заложники Брюсселем. Британская уникальность будет медленно, но верно разрушаться даже больше, чем это происходит сейчас.

 

Конечно, сотрудничество с другими требует идти на компромиссы и отказываться от некоторых аспектов своей независимости. Это верно для всех стран – членов ЕС. Но представляет ли это серьезную угрозу национальной идентичности этих государств? Я сомневаюсь в этом. Британский народ – уникальный народ, живущий в уникальной стране. Это замечательно. Я прожил несколько счастливых лет в их среде. Да, иногда меня раздражали некоторые британские обычаи и то, как были организованы некоторые вещи. Но ни на минуту у меня не сложилось впечатление, что существует хоть какой-то риск того, что британцы откажутся от своей британской «идентичности» и своих британских традиций. И этого бы не произошло даже в случае, если бы они проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС. По общему признанию, существует напряженность между полной независимостью и близким сотрудничеством с другими. Но до сих пор, как я считаю, история ЕС ни разу не показала, что государства, входящие в Союз, находятся хоть в какой-то реальной опасности потери собственной идентичности!

 

Обсуждение вопроса с «брекзитом» в некотором смысле напоминает проблему адвентизма и экуменизма. До сих пор адвентистская церковь никогда не становилась членом, например, Всемирного совета церквей. И в большинстве стран адвентистская церковь сопротивляется полноправному членству в национальных экуменических советах. В основе негативного отношения многих адвентистов к вовлеченности в экуменическое движение лежит опасение, что их церковь может утратить свою специфическую идентичность. Многие утверждают, что членство в экуменических организациях неизбежно приведет к компромиссам и потере свободы принимать свои собственные решения, и, когда необходимо, занять свою независимую позицию.

 

Как и в случае с «брекзитом», кажется, что главную роль здесь играют (в основном) иррациональные чувства и эмоции, а не твердое знание относящихся к делу фактов. Можно было бы сказать: «Британцы имеют так много общего с другими европейцами, что совершенно логичным было бы сотрудничать дальше в той или иной форме европейского единства». Можно было бы (я так думаю) также сказать, что адвентисты седьмого дня имеют так много общего с сообществами других христиан, что между ними вполне логичны некоторые формы диалога и сотрудничества, и их стоит активно развивать.

 

Тем не менее, я не призываю к проведению референдума, на котором все члены адвентистской церкви могли бы проголосовать за участие их церкви в экуменическом движении. Я принципиально против таких типов голосования. В сфере политики, как и в церковной среде, я предпочитаю тот вид демократии, когда мы избираем представителей и лидеров, которые заслуживают наше доверие, а они принимают решения от нашего имени (и которых мы заменяем другими, если мы не удовлетворены их решениями). Эта система не совершенна, но это намного более безопасно, чем организация референдумов.

 

Поставят ли под угрозу нашу адвентистскую идентичность близкие контакты с другими христианами? Внятный ответ на этот вопрос будет предполагать, что мы можем определить, что же значит эта наша «идентичность». Но это очень сложный вопрос сам по себе. Те не менее, я убежден в том, что «адвентистский» элемент в нашей христианской вере является достаточно мощным и гибким для того, чтобы выдержать любую возможную опасность в нашем сотрудничестве с другими. Если же наша «адвентистская идентичность» не является настолько сильной, и что она даже не сможет выдержать диалога или сотрудничества, то тогда нам нужно спросить себя, а существует ли она как таковая? Я уверен, что она есть!

 

Рейндер Бруинсма, бывший секретарь Транс-Европейского дивизиона, президент унионов и конференций

http://reinderbruinsma.com/2016/06/brexit-and-oecumenism/

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Аноним

    Что- то ни разу не пришлось участвовать в каких-то выборах представителей нашей церкви. Внутри общины, да, принимала участие, но не более. И каким образом я буду испытывать доверие к тем, кого не знаю. Все участники всяких с’ездов и годичных совещаний живут в своем, ими созданном мире, а вся остальная церковь живем в другом мире

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: