Библия с калькулятором.

Библия с калькулятором.


Библия с калькулятором.
Библеист Андрей Десницкий – о проблеме цифр и чисел в Ветхом Завете

Раскроем 20-ю главу книги Судей. Там описан небольшой эпизод ранней израильской истории: сражение вениамитян с прочими коленами или племенами Израиля у города Гива. Со стороны прочих колен в битве участвовало 400 000 человек. Со стороны вениамитян выступило всего 26 700 воинов.

Сравним: в Бородинском сражении со стороны Наполеона принимало участие 138 000 солдат, с российской стороны чуть меньше.

В самой грандиозной битве Наполеоновский войн, сражении под Лейпцигом, французская армия насчитывала около 200 000 солдат, им противостояли объединенные силы союзников числом до 350 000 – и получается, битва при Гиве Вениаминовой оставалась самым грандиозным сражением в мировой истории вплоть до 1813 года, но она не упоминается нигде, кроме Библии!

Попробуем разобраться. Для начала посмотрим, как описаны там потери сторон:

«Воины племени Вениамина вышли из Гивы, напали на них – и перебили в тот день двадцать две тысячи израильтян… и в этот день вышли из Гивы, напали на израильтян – и перебили еще восемнадцать тысяч воинов, вооруженных мечами… Они, как и прежде, стали убивать израильтян, гнались за ними вдоль дороги, соединяющей Бет-Эль и Гиву. Они убили около тридцати израильтян» (20:21,25,31 перевод РБО)

Сначала цифры буквально наполеоновские – десятки тысяч убитых в день, И вдруг особо оговаривается потеря тридцати бойцов! Да что они значат на фоне десятков тысяч? И дальше точно такая же нелогичность:

«В тот день израильтяне перебили в их войске двадцать пять тысяч сто человек, вооруженных мечами… Воины племени Вениамина убили уже около тридцати человек и думали: “Израильтяне разбиты, как и в первом сражении”… Они потеряли восемнадцать тысяч человек – и все это были могучие воины!» (20:35,39,44)

Гибель тридцати человек выглядит как явная победа – и это на фоне многотысячных потерь!

А исход боя решила засада, которую устроили израильтяне: когда войско вениамитян увлеклось преследованием, эти воины неожиданно напали на город. И было их… 10 000 человек (20:34). Как можно было спрятать в укромном месте целую дивизию?

Здесь напрашивается простое предложение: убрать слово «тысячи». Тогда все выглядит очень логично и реалистично: в сражении участвовало 400 израильских воинов, а со стороны Вениамина было только 26 бойцов, зато к ним присоединились еще 700 пращников (20:15) – может, именно потому израильтяне и несли тяжелые потери, пока пращники обстреливали их с городских стен, оставаясь неуязвимыми. Эти потери составляли 22, 18 и наконец 30 человек – действительно, существенный урон для отряда в 400 бойцов! Ну, а в засаде тогда могли быть всего лишь десять самых умелых воинов, которые в нужный момент могли нанести решающий удар в тыл вениамитянам. Им явно было нетрудно спрятаться на пересеченной местности.

Есть гипотеза, что вместо слова «тысяча» в оригинале изначально стояло похожее на него слово, означающее вооруженного воина (в отличие от ополченцев-пращников). Проверить, так это было или нет, мы едва ли можем, но звучит достаточно убедительно.

А могли ли вкрадываться подобные ошибки в священный текст? Безусловно, могли, и мы видим тому ясные свидетельства. Вот что сообщает нам 2 Цар 24:1-9:

«Снова разгневался Господь на израильтян и стал подстрекать Давида действовать против них. Он дал такое повеление Давиду: “Иди, пересчитай Израиль и Иуду!”… Иоав предоставил царю данные переписи народа: в Израиле было восемьсот тысяч мужчин, носящих меч, и в Иудее – пятьсот тысяч».

А вот параллельный рассказ о той же переписи из 1 Пар 25: 1-5: «Сатана напал на Израиль и стал подстрекать Давида устроить в Израиле перепись… Иоав предоставил Давиду данные переписи народа: в Израиле было миллион сто тысяч мужчин, носящих меч, и в Иудее – четыреста семьдесят тысяч». Здесь есть одна интересная проблема: в первой версии все происходит по воле Божьей, во второй – по наущение сатаны. Мы бы сказали сегодня, что это было одновременно Божье попущение и искушение от сатаны, но мы сейчас не об этом, а только о цифрах.

Итак, сколько там было человек? По одной версии – 800 000 и 500 000 взрослых мужчин, по другой – 1 100 000 и 470 000. Эти цифры невозможно свести воедино, они явно различаются, и различаются сильно. Единственный разумный вывод – в одну из версий вкралась при переписывании ошибка. В какую? Это не известно.

А может быть, в обе? Итак, в Израиле при Давиде проживало около полутора миллионов взрослых мужчин, что дает нам общее население (включая женщин, детей и стариков) минимум в пять миллионов.

Когда в 1922 году в британской Палестине провели перепись населения, там проживало всего 750 000 человек. К моменту провозглашения независимости государства Израиль в середине века это число выросло почти до двух миллионов, и им уже было довольно тесно на этой земле. Сегодня, разумеется, в государстве Израиль и на арабских территориях проживает еще больше людей, но прокормить и, главное, напоить себя они могут только с применением современных технологий.

Согласно приблизительным оценкам археологов, традиционные методы сельского хозяйства в Ханаане позволял там прокормиться примерно одному миллиону человек – кстати, примерно столько жило там во время Второй мировой войны, когда подвоз продовольствия извне прекратился, а хозяйство велось достаточно примитивными методами. Еды хватало, но в обрез.

Так что же, оба варианта неточны? Видимо, да. Может быть, слово «тысяча» (и это еще одна гипотеза!) обозначало здесь вовсе не 1000 человек, а некий военный отряд, ведь и считали не просто население, а бойцов, способных держать оружие. Вряд ли переписчики ходили по домам и лично считали каждого взрослого мужчину, тем более, что днем все они были на работе, а ночью подсчетами заниматься неудобно. Скорее всего, они приходили к старейшинам каждого селения и спрашивали, сколько бойцов сможет селение выставить в случае необходимости.

«Тысячу!», – отвечал старейшина, и это могло быть хвастовством, столь привычным на Ближнем Востоке. А может быть, это было обозначением воинского отряда вроде казачьей сотни – в ней же не обязательно было ровно 100 казаков. В начале XX века казачья сотня в России насчитывала 120 штатных единиц в мирное время и 135 в военное, но это максимальный состав, конечно. В походе, неся потери убитыми, раненными и больными, сотня сокращалась в размерах, но не переставала называться сотней.

Может быть, и «пятьсот тысяч» надо понимать не как 500 000 бойцов в едином строю, но как пятьсот отрядов, каждый из которых назывался «тысячей», но насчитывал значительно меньше человек? Опять-таки, тут мы можем только догадываться. Единственное, что мы знаем точно – понимать буквально эти огромные цифры израильского населения едва ли возможно с точки зрения науки.

Но ведь в древности и отношение к цифрам было другое. Вот контрольный вопрос: сколько было в Израиле колен или племен? Все, разумеется, ответят: двенадцать. А теперь давайте подумаем: у Иакова, он же Израиль, было двенадцать сыновей. От одного из них, Иосифа, произошло сразу два племени: Ефрем и Манассия, – а от остальных по одному. Сколько это дает нам в сумме? Разумеется, тринадцать.

Но тринадцать – некруглое число, «некрасивое», у него нет такого символического значения полноты, как у двенадцати. И вот Ефрем и Манассия засчитываются за одно «племя Иосифа» (которого в реальности не было), или же племя левитов, не имевших собственной территории, не входит в исчисление племен – и так сохраняется красивое число с символическим значением.

И последний пример. Как относится длина окружности к диаметру? Иными словами, чему равняется знаменитое число π? Наверняка первое, что придет в голову – 3,14. Но это приблизительный ответ, это число не может быть абсолютно точно выражено с помощью нашей десятичной системы: 3,1415926535897932 – и дробь можно продолжать дальше, за каждым знаком будет следовать новый. Надо полагать, что при изготовлении высокоточного оборудования в вычислениях оно учитывается до какого-нибудь десятого знака после запятой, а в быту нам и одного бывает много.

В библейские времена, если подходить строго буквально, это число равнялось трем. Вот как 3 Цар 7:23 описывает огромный медный чан для омовений, стоявший у входа в Храм: «Хирам сделал Море – литое, круглое; в десять локтей от края до края; высота его – пять локтей; окружность, если померить шнурком, – тридцать локтей». Нетрудно посчитать, что диаметр этого чана равнялся десяти, а окружность – тридцати локтям.

И ведь мы даже не знаем точно, чему был равен локоть – около полуметра, на наш счет, но эталона локтя, одинакового для всех, (подобного современным эталонам метра, килограмма и т.д.), в те времена не существовало. Локоть у каждого был при себе, и у каждого был разный. При такой точности измерений достаточно было определять число π с точностью до целого.

Цифры только выглядят одинаковыми во все времена. Их считают люди, а люди видят мир неодинаково – и потому могут предъявлять к древнему тексту ожидания и требования, которые соответствуют нашей, а не древней реальности.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: