СИНДРОМ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
«Синдром правильных ответов» связан с уверенностью, что полученное нами образование, имеющийся статус и официальное положение гарантируют нам лучшее понимание Божьего плана по сравнению с местными верующими. Это, с одной стороны, лишает нас способности воспринимать что-то новое, с другой стороны – лишает их способности развивать собственное культурно контекстуализированное богословие.
Мормонские миссионеры, впервые появившиеся на территории бывшего СССР, вызывали неподдельный интерес – кто эти юноши с бэйджиками «старейшина», попарно мерзнущие на улицах в пальтишках не по сезону? Движимый любопытством, я пригласил первых же из них, кого встретил, к себе – обогреться и заодно рассказать, что это за учение такое они проповедуют. Предложение выпить чаю сходу оказалось кросскультурной ошибкой, потому что в их понимании чай, кофе и, тем более, кола считались наркотиками. Пришлось беседовать под кипяток с вареньем.
Вдоволь наобщавшись, мы договорились встретиться снова, чтобы продолжить обсуждение возникших по ходу дела вопросов. Напоследок они попросили подписать бумагу о том, что со мной была проведена беседа номер один. Что ж, люди на службе, им отчитываться надо. Я подписал. Беседа, действительно, была проведена, тем более – довольно насыщенная, так что все по-честному.
Когда в оговоренный час они пришли снова, я собирался было зачитать им список вопросов, оставшихся у меня с прошлой встречи. «Нет, – тут же последовало возражение, – эти вопросы относятся к теме беседы номер один, а сегодня у нас беседа номер два». «Как же можно продвигаться дальше, если мы не разобрались даже в исходных предпосылках?» – удивился я. Но, как выяснилось, о том, чтобы разобраться речи и не шло. Предлагалось лишь усвоить список одобренных вопросов и выверенных ответов на них. На этом мы и распрощались.
Если мы не становимся вместе со своими слушателями соучастниками совместного путешествия в познании Господа, если всегда утверждаем, что есть только два типа ответов – наши и неправильные, то со временем у национальных учеников затухает исследовательский интерес. Они перестают выдвигать собственные идеи и не решаются самостоятельно размышлять над Словом Божьим, а просто ожидают от миссионера набора готовых правильных ответов. Изучение Писания становится формальной профанацией или же превращается в лекторий.
Здесь есть и другая опасность, когда мы считаем себя «старшими братьями». Во Христе все мы – братья, без разделения на старших и младших. Перед Ним мы все равны. Он же – среди нас, как первородный «между многими братиями» (Римлянам 8:29), что значит – олицетворяющий авторитет Отца. Тем не менее, миссионеру угрожает искушение занимать такую позицию: «Я буду относиться к тебе, как к равному, если ты будешь относиться ко мне, как к старшему».
«Синдром старшего брата» является проявлением гордыни. Тот, кто подвержен ему, как бы сомневается: «А смогут ли Бог и Его Церковь действовать без моей опеки и моего контроля?». При этом в пренебрежении оказываются три фундаментальных библейских принципа:
— всеобщая благодать,
— всеобщее священство верующих,
— постоянная готовность слушать.
Сергей Головин, «Основы кросскультурного благовестия»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой