НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОПОВЕДИ
#евангелизм #благовестие #новые_формы_проповеди
— от аудитории, к которой она направлена: знакомая (христианская) она или незнакомая (внешняя);
— от цели высказывания: это информация, агитация или манипуляция. Проповедь-информация, которая что-то сообщает слушателям, делится на проповедь-сообщение (рассказ о некоем наборе фактов), проповедь-пророчество (рассказ о будущем или яркое изображение настоящего с точки зрения Бога; часто сопровождается обличением слушателей) и проповедь-поучение (слушателям разъясняется, как нужно правильно поступать). Манипулятивное воздействие, как запрещенное христианской этикой, в этой статье не рассматривается;
— от содержания: проповедь может быть разъяснением смысла библейского отрывка, панегириком (то есть прославлением, восхвалением) Богу, праведнику или какой-либо добродетели, нравственно-этическим поучением и, наконец, публицистикой (рассуждением об актуальных социальных, культурных и политических проблемах с христианской точки зрения).
Когда мы говорим о новых формах проповеди, важно понимать не только то, соответствуют ли они Евангелию (это, конечно, самое главное!), но и то, в каких случаях они действенны, а в каких, при всей искренности проповедника или миссионера, нет. С этой точки зрения рассмотрим несколько форм проповеди, которые нам подарил (или заново актуализировал) ХХ век.
Крусейды.
Кемпинги.
Телеевангелизм.
Интернет-проповеди.
Христианская молодежная музыка.
Интересно, что со сложными темами, к которым проповедники, беседующие с «внешними», не всегда знают, как подступиться (Страшный суд, адские муки, страдания Христа), свободно обращаются деятели христианского метала. Они пользуются общим мрачным колоритом тяжелой музыки, но вместо спекуляций на «сатанинской» теме говорят о трагедии человечества с христианской точки зрения.
Христианский рок может использоваться и как нравственно-этическое поучение — и, пожалуй, это один из немногих удачных примеров обращения к «внешним» с какими бы то ни было поучениями. Самый любопытный пример здесь — монах-капуцин Чезаре Боницци (Fratello Metallo), выступавший в стиле хэви-метал. Тяжелая музыка, необычность (официальный служитель церкви и вызывающий молодежный стиль) и яркая внешность были подходящей «упаковкой» для того, чтобы слушатели приняли содержание, которое точно отвергли бы при другой подаче, — критику наркотиков, жестокости, распущенности. Большое, хотя и неоднозначное влияние на светскую аудиторию имели обращение в христианство некоторых рок-деятелей (например, Боба Дилана, а на наших просторах — Константина Кинчева, Юрия Шевчука и Петра Мамонова) и их проповеди-поучения со сцены.
Христианский рок как нельзя лучше подходит и для проповеди-публицистики, особенно хардкор — тяжелая музыка, где тексты очень часто обращаются к социальным проблемам.
А что со знакомой аудиторией, то есть с верующими? Христианский рок подходит и для такого «неблагодарного» вида проповеди, как панегирик: рок-музыка довольно часто прославляет героев-бунтарей, почему бы ей не прославить героев, восставших против мира сего? Кстати, это работает и во внешней аудитории — и, наверное, это единственный способ, с помощью которого далекая от веры молодежь может всерьез воспринять прославление церковного героя. Рок также изначально претендовал на пророческую функцию: стремился открыть глаза слушателям на реальность, полную лицемерия и жажды потребления. Бескомпромиссность и яркая образность рока делают его подходящим для проповеди-пророчества, проповеди-обличения.
Неоднозначный вопрос, насколько христианский рок подходит для проповеди-сообщения и для нравственно-этического поучения верующих. Не только группы типа Delirious?, но и целые церковные объединения вроде «Хиллсонг» и «Виноградника» пишут так называемую музыку прославления, проповедующую прихожанам. Такие эксперименты есть не только в баптистско-пятидесятнической, но и в лютеранской среде: так, в Церкви Финляндии с 2006 года служатся «металлические мессы». Такой подход вызывает критику в христианской среде: что хорошо для «младенцев во Христе», то не слишком пригодно для зрелых христиан, нуждающихся в более глубоком наставлении.
Мультипликация.
Если говорить о благовестии в русском православии, то здесь в ХХ веке, по понятным причинам, сложилась традиция молчания. За проповедника говорило удивительное церковное искусство. В храме, видя прекрасные фрески и иконы, слушая богослужебные гимны, человек задавался вечными вопросами и обращался к священнику за разъяснениями. Сегодня при желании креститься он должен пройти обязательные уроки приобщения к вере, так же, как это было в раннем христианстве. Однако так было не всегда. В течение долгого времени в РПЦ катехизация не была обязательной.В последнее время роль проповедника взяли на себя разнообразные православные СМИ.
Как видим, новые формы охватывают все разновидности проповеди и позволяют говорить о Боге на разных уровнях, с самыми разными людьми. Важно не увлекаться «новизной» и «продвинутостью» какой-либо формы и, наоборот, не отрицать ее из-за слишком «мирского» характера, а смотреть, в каком случае и для какой аудитории какой язык наиболее уместен. Самое же главное — помнить о том, что любая форма — это не автоматический ключ к сердцу человека; она может наполниться действием Бога и стать сильной и действенной, если человек искренне хочет поделиться с людьми Благой вестью, а не показать себя продвинутым и современным.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой