Я ПРИШЁЛ В ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ СТАРШЕ МЕНЯ…
Я ПРИШЁЛ В ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ СТАРШЕ МЕНЯ… АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ
Искренне приветствую дорогих друзей и единоверцев!
Не так давно я прослушал аудиозапись специального собрания, проведённого 4-го июня представителями наших централизованных организаций (РКО и КаУМ) в общине «У ПОТОКА БЛАГОДАТИ». Судя по содержанию, целью этого собрания была попытка дать верующим компетентные ответы на волнующие их вопросы относительно моего служения…
Не имею намерения комментировать всё звучавшее на собрании из уст начальствующих братьев (к сожалению, была там не только правда, но и кривда), но всё же хочу высказаться на предмет трижды озвученного одним из руководителей настойчивого предложения для всех тех, кто решил переосмыслить личную веру. Суть этого предложения уже не раз звучала в соцсетях в различных комментариях нашего «правоверного крыла» под моими последними сообщениями, некоторым я даже отвечал в моих личных письмах.
Итак, краткая суть предложения от наших «высоких консисторий» заключается в дипломатических формах смысла – «Если что-то вас не устраивает, проваливайте себе с миром!». Конечно же язык, на котором это некорректное предложение звучит, вполне «благочестив» и соответствует традиции «богоугодных» тонов и вкусов, так что оно (это предложение) вполне может сойти за нечто справедливое.
Дипломатическая форма №1: «Александр (речь обо мне) мог бы проявить чуть больше благородства и ещё года три назад сказать руководителям: «…Я не могу больше проповедовать то, что я проповедовал столько лет… Логично будет нам расстаться… Я найду себе организацию, где мои взгляды будут поддержаны целиком… А если не найду, то сам создам свою организацию»».
Дипломатическая форма №2: «Я (руководитель говорит о себе) пришёл в Церковь АСД на готовое, она старше меня… Она уже имела свою миссию и своё богословие… Если я нахожу в ней что-то неверное, справедливо будет, если мне предложат определиться… Или не нарушать единства, или – «расстанемся друзьями»»
Дипломатическая форма №3: «Возьмите и прочтите главу «Остаток и его миссия» из книги «В начале было слово» (Основы вероучения Церкви АСД), и если вы обнаружите, что не согласны с изложенным, то для вас будет справедливым – больше не позиционировать себя адвентистом седьмого дня… Адвентизм имеет своё лицо, пусть перекошенное, пусть усталое, пусть морщинистое, но есть во всём мире определённое число людей, не сомневающихся в нашем учении… Стоит ли вносить разлад? Может всё же не надо вам здесь оставаться?»
Почти дословно я привёл прозвучавшие на упомянутом собрании обтекаемые вариации недвусмысленного предложения – или расстаться с мыслью о богословской свободе, или найти себе иное место вне Адвентизма… Не удивительно, что в ходе собрания из зала несколько раз звучали справедливые голоса: «Вы к чему нас призываете?»; «Вы на что нас толкаете?» При этом не умолчу, что лично я за последние два месяца многократно убеждал разных людей из разных мест отказаться от намерения писать заявления о выходе из нашей религиозной организации. Тем более странно для меня слышать такого рода предложения от людей столь высокой церковной ответственности.
Абсурдность идеи – «Оденьте белые тапочки и ничего здесь не трогайте!» – проистекает из предпосылки о том, что Адвентизм – это некая завершённая среда, уже задолго до нас решившая то, какой ей быть… Нам же и нашим современникам остаётся только повторять великие слова известной проповеди «Мы делу Ленина верны» и воспевать стихи не менее популярного псалма «И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором…». Утрирую конечно, но суть ясна… Или охраняйте наши старые экспонаты (даже если обнаружили, что они – подделки), или идите на все четыре стороны…
Но разве новозаветная «Экклесия» – не является живым и динамичным собранием нынешних верующих, которым Бог обещал, что Его Дух конкретно нас наставит «на всякую истину» (Ин.16:13)? Разве это обещание относилось только к нашим предшественникам, которые когда-то проголосовали о том, как им надо верить? Если нас сегодня вместо Духа Истины должны наставлять «на всякую истину» «столетние» решения съездов Генеральной Конференции, так что человек не имеет права в своих рассуждениях и духовном поиске выходить за пределы этих решений, не пахнет ли это затхлостью старого склепа?
Да и чем в сущности такие съезды ГК лучше вселенских соборов традиционного христианства? Зачем же тогда весь пафос наших протестантских претензий к ортодоксальному христианству? Дескать, отступники заменили Библию решениями и правилами своих соборов? Только в одном случае эти претензии к Православию и Католицизму оправданы, если люди в Протестантизме руководствуются всей Библией, а не сводом концепций, за которые когда-то проголосовали наши собственные «соборы». При этом важно понимать, что власть наставлять «на всякую истину» сохраняется исключительно за Духом Святым, а не за религиозной организацией…
Не поэтому ли в предисловии приведённой выше книги «В начале было слово» записано, справедливо процитированное из зала на упомянутом здесь собрании, следующее официальное заявление: «…Мы не рассматриваем библейские истины как окаменевшие догмы, раз и навсегда изложенные и не подлежащие дальнейшему исследованию и уточнению». Почему же тогда на деле эти догмы мы представляем критерием для суда над верой людей? Ведь они (догмы) – лишь ущербная наша попытка понять и объяснить Божье Слово, а потому и не должны быть окаменевшими…
Вдумайтесь, пожалуйста, в то, как удивительно двулико и двуязычно звучат восторги нашей конфессии Гусом, Лютером, Цвингли, Кальвином, которые в своё время выразили несогласие со сложившейся церковной традицией, и при этом – наше настойчивое «указывание на дверь» для всех тех, кто ныне ставит Библию выше сложившей конфессиональной традиции. Разве Церковь, к которой принадлежали реформаторы, не была старше их? Разве у неё не было сформировавшегося богословия?
Значит, – Ян Гус, пренебрегший адресованным ему церковным запретом на проведение литургии на чешском языке, для нас – герой веры, а люди, ныне провозглашающие Евангелие Благодати должны «заткнуться» или уходить… Или – Мартин Лютер, выступивший против решения Генеральной Конференции об индульгенциях, для нас – великий реформатор, а все те, кто ныне в пользу Евангелия Благодати отрицает «худшего брата» католического чистилища – «следственный суд», для нас – отступники от веры.
Слышал я многократно, как от восхищения свободой совести реформаторов, наши снобы умудрялись на всех парусах переходить на ветхозаветные проклятия в адрес всех тех, кто не согласен с одними или другими вероучительными традициями нашей конфессии… Тут вам на голову нынешних реформаторов – и отношение Давида к «помазаннику» Саулу, и Корей с Дафаном и Авироном, и проказа Мариами, чего только не наслушаешься…
Должен ли был я уйти из Адвентизма самостоятельно тогда, когда осмыслил науку спасения иначе, нежели это было принято в адвентистской традиции? Должны ли многие мои нынешние единомышленники покинуть Адвентизм ради сохранения обскурантистского единства конфессии? Уверяю читателя пред Господом, что если все, кто иначе думают, должны уйти, то это не только неверно, но и аморально… Ведь это – преднамеренная остановка богословской дискуссии, а значит – сознательное удерживание верующих за забором, построенным для них горстью давно похороненных людей, почему-то считавших себя вправе – определить то, как обязаны верить будущие поколения. Хотя, я уверен, что большинство из них (пионеров) и не предполагали, что их выводы будут канонизированы как критерий истины для всех потомков.
Лично я уверен, что никому из нас не нужно никуда выходить, равно как и нельзя разрешить системному мышлению кого-то выдворять из нашей семьи. Адвентизм России непременно будет реформирован и станет евангелическим, как это уже случилось в большинстве цивилизованных стран мира. Крест Христа, а не церковные скамейки нашей конфессии, будет провозглашаться нами как чистая гавань спасения для всякого грешника. Адвентизм обязательно будет вести людей на Голгофу, а не в какой-то надуманный эксклюзивный остаток… Мы конечно же будем рады тому, если кто-то из спасённых через веру будет поклоняться Богу рядом с нами в наших молитвенных зданиях, но вести людей мы всё же будем к славе Креста! Только там – мир с Богом и истинные евангельские гарантии!
Возвращаясь к предложению руководящего брата, выступающего на упомянутом собрании Церкви «У ПОТОКА БЛАГОДАТИ», скажу, что оно (предложение – убираться прочь) уместно только в том случае, если человек (богослов, пастор, рядовой член церкви) – лишь наёмник в чужом хозяйстве. Дескать, обнаружил я, что почва во дворе «вельмож», к которым я нанялся на работу, к примеру, заражена радиацией или ртутью, и что я должен делать в этом случае? Вполне логично будет – забрать манатки и уйти, ничего не пытаясь исправить? Ведь это – чужой двор, и мне здесь ничего не принадлежит…
Однако же ныне я чистосердечно сообщаю читателю, что никогда я не считал и теперь не считаю Церковь АСД чужим для меня двором. Я и раньше удостоверял представителей высоких комитетов о том, что, хотя наличие или отсутствие церковного членства в Церкви АСД никак не может сказываться на моём мире с Богом и спасении, всё же оно (членство) имеет для меня социальное значение – как некий символ моей причастности к народу, с которым я прошёл не такой уж и малый путь веры.
Правда в том, что наши нынешние духовные лидеры почему-то недопонимают того, что ни Белленджер, ни Ваггонер, ни Джоунс, ни Конрайт, ни Форд, ни Коттрелл, ни Бринсмид, ни сотни других учёных и служителей, освобождённых от служения и даже исключенных из Церкви по причине их верности Писанию, не видели себя врагами братства, но мыслили о себе, как о части единой конфессиональной семьи, в богословии и практике которой они обнаружили существенные ошибки и сделали всё, чтобы их исправить.
Всякий человек в нашей конфессии должен знать и от всего сердца принимать мысль о том, что он или она – не мебель в Церкви… Все до единого верующие имеют полное право и даже долг – на Церковь влиять, ища всего лучшего для неё согласно собственной христианской совести… Пожалуйста, никогда не проглатывайте чьи-то нахальные попытки указать вам ваше «незначительное» место в церковной семье… Только в этом случае у Адвентизма есть будущее, и в нём будет преломляться жизнь Христа, утверждая из нас всех «камни живые», из которых и созидается истинный «духовный Храм» не какой-то организации, а Тела Христова. (см. 1Пет.2:5).
А если кто-то продолжает навязывать нашим современникам тезисы типа: «Церковь уже давно решила и проголосовала о том, как она будет верить», таким нашим единоверцам необходимо сказать, что этим они напрочь уничтожают всю духовную жизнь наших общин. Им очень стоит напомнить о том, что Церковь – это не только учреждения и институции, но и все мы, и мы будем жить, верить и благовествовать так, как говорит наша нынешняя совесть, а не какая-то «столетняя», которую нас с какой-то радости пытаются обязать оберегать и стеречь…
Доброй всем субботы!
Александр Степанов
Спаси Вас Бог, Александр, брат и единоверец! Давно подобные мысли и тревоги за Церковь были и есть в моей голове. Теперь еще раз убеждаюсь, что это было от Божьего Духа. Пусть Всевышний укрепит и даст сил, мужества и веры всем людям желающим по — настоящему поклоняться Богу! Без смущения и страха, невзирая ни на что!