Ветхий Завет запрещает употреблять в пищу кровь?

Ветхий Завет запрещает употреблять в пищу кровь?


Ветхий Завет запрещает употреблять в пищу кровь?

До грехопадения Адама, когда человек был совершенен и жил в Эдемском саду, Бог дал ему в пищу растения, но не плоть животных. После грехопадения Бог велел человеку приносить животных в жертву за грех подобно тому, как поступил Авель (Быт. 4). Ною Бог заповедал:

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную [8] даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее [9], не ешьте; я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша… кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека… (Быт. 9:3-4).

Завет, который Бог заключил с Ноем, и который позволял людям есть все живое, но без крови, распространялся и на его потомков, так что Авраам жил в соответствии с этой заповедью Божьей. Он и его семья ели все. В 12-й и 17-й главах книги Бытия Бог не дает Аврааму никаких заповедей относительно пищи, поэтому он и его потомки, будучи потомками Ноя, соблюдали все те же диетические предписания. В Моисеевом Законе сказано:

Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте [10]: на землю выливайте ее, как воду (Втор. 12:15-16).

Второзаконие 14:7-19 вводит запрет на употребление «нечистого» (также подробно изложенный в 11-й главе книги Левит). Однако Второзаконие показывает историческую последовательность этих запретов [11].

Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами [12], будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того… потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови… (Лев. 17:10-14).

И всякий, кто будет есть мертвечину или растерзанное зверем, туземец или пришлец [13], должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера, а потом будет чист… (Лев. 17:15).
Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте [14] (Лев. 3:17).
Здесь Бог говорит Израилю, что тук (жир) им также запрещено употреблять в пищу (жир также использовался для жертвенника), и этот запрет распространялся на все поколения, находившиеся под Законом Моисеевым.

Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих [15], отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему…. (Втор. 14:21).
И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств [16], трапезу из чистых вин, из тука костей [17] и самых чистых вин… Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц… (Ис. 25:6, 8).

Существуют особые правила толкования, касающиеся обычаев и культурных норм.
Мы видим, что эти законы были культурно обусловлены и постепенно менялись. Только подумайте, как много ложных толкований могут породить попытки использовать приведенные выше стихи применительно к новозаветным верующим! Следовательно, нам необходимо с помощью правомерной библейской герменевтики определить, каким образом ветхозаветные обычаи и культурные нормы относятся к нам сегодня.

Д-р Уолтер Кайзер излагает принципы такой герменевтики в своей статье «Надлежащая герменевтика», опубликованной в 1979 году в сборнике Inerrancy («Непогрешимость Библии») [18], изданном под редакцией Нормана Гайслера. Эти принципы хорошо продуманы и весьма ценны — настоящая золотая жила качественного толкования Библии. Кайзер показывает два пути, которыми ветхозаветные обычаи переносятся в новозаветный период и становятся обязательными для христиан:

сохраняются и культурно-историческое воплощение обычая, и богословие, на которое он опирается — например, главенство мужа над женой, Бога над Христом и Христа над Церковью;

сохраняется богословие, но меняется культурно-историческое воплощение — например, мать и сына в случае кровосмешения не побивают камнями, а отлучают от Церкви.
Кайзер пишет:

Какова бы ни была собственная точка зрения толкователя, если он хочет обосновать свой выбор и учить, опираясь на авторитет Писания, ему необходимо обращать внимание на подсказки, вложенные в текст автором. Никакой толкователь не вправе простым мановением руки приписать общепризнанные положения Божьего Слова одному лишь влиянию культуры или наоборот… Прежде всего необходимо определить единственный смысл текста. Иными словами, полностью выявить смысл, который хотел донести до нас автор, прежде чем пытаться сформулировать его значение для нас здесь и сейчас (p. 142).

Кайзер перечисляет пять принципов толкования, с помощью которых можно определить, остается ли та или иная практика, включающая в себя культурно-исторические элементы, нормативной в новозаветную эпоху:

— В каждом случае необходимо, изучив контекст, найти причину культурной заповеди, обычая или исторической практики. Если причина вызывающей сомнение практики или традиции кроется в неизменной природе Бога, тогда эти практика неизменно нормативна для всех христиан во все эпохи.

— Культурно-историческое воплощение заповеди может измениться, даже если стоящий за внешней формой принцип остается неизменным для всех последующих поколений читателей.
— Когда какие-то обычаи, обозначенные как неотъемлемая часть языческой культуры и противоречащие нравственной природе Бога, запрещены в ВЗ или НЗ, они запрещены и в нашей культуре.
— Обычай или культурная заповедь неизменны, если в их основе лежит природа Бога или принципы творения.
— Существуют библейские прецеденты, указывающие на то, что применение тех Божьих установлений, которые основаны не на Его природе, а на Его воле в отношении конкретных людей в конкретном контексте, может меняться под влиянием обстоятельств.
И вот, к какому выводу он приходит:

В Писании присутствует абсолютная верность заповедям, основанным на природе Бога или на принципах творения; в то же время оно демонстрирует гибкость в применении других заповедей, таких как гигиенические, диетические и обрядовые установления.

Верль Стрейфлинг

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: