ТРАДИЦИИ И ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Фундаментализм позиционирует себя как верного продолжателя Реформации и вовсе не собирается отказываться от принципа Sola Scriptura. Но давайте внимательно присмотримся к тому, как читается и истолковывается Библия теми, кто ее так почитает.
Мы вовсе не собираемся призывать к отказу от предания. Даже наоборот, полезнее было бы призывать именно к осознанию того, что это предание существует и его невозможно игнорировать. Но есть несколько проблем, и нам все равно придется их решать.
Во-первых, те церкви, которые относятся к своему преданию серьезно — соответственно, и изучают его, и чтят, и применяют его последовательно. У протестантских же фундаменталистов и система богословского образования (мягко говоря) не та и отношение к традиции бессистемно-фрагментарное. Это уже не столько предание само по себе, сколько предания старцев. Богословское образование, разумеется, надо развивать и идти к тому, чтобы некий минимальный объем значимых текстов наших предшественников студентами прочитывался. Но (и это «во-вторых») свое отношение к традиции надо все же четко согласовывать с принципом Sola Scriptura.
Мы должны быть готовы к переосмыслению самых, казалось бы, фундаментальных догматов, если результаты исследования Библии потребуют этого. Но сегодня мы видим, что декларативное, т.е. ни к чему не обязывающее, отношение к авторитету Писания не мешает ставить на первое место именно существующее вероучение: законсервированное, малопонятное даже воцерковленному современному человеку, не говоря уже о неверующих.
За примером далеко ходить не надо; нет даже необходимости обращаться к сложным вопросам о Троице и т.п. Вот весьма актуальная проблема: юридическая теория оправдания, унаследованная протестантами из средневекового католицизма. В православии ее никогда не было. А. Кураев совершенно справедливо критикует ее в своей книге «Протестантам о православии» [4, с. 50–65].
Рабское следование традиции приводит к застою, к духовному омертвению. Нигилистическое отношение к традиции также приводит к разрушительным последствиям: к примитивизации, деградации. Но творческое, разумное отношение к традиции способствует духовному росту.
Нужно быть очень невнимательным, чтобы не заметить, что отечественные протестанты могут многое почерпнуть из традиции православной: например, некоторые аспекты в сотериологии, в представлениях о соборности (в противовес западному индивидуализму) и т.п. А воззрения, согласно которым христианин должен замыкаться в своей конфессии и считать ее самой правильной или даже «единственной истинной», следует признать обычным сектантством, что также является проблемой отечественного протестантизма и тоже связано с фундаменталистским мышлением. И коль скоро речь зашла о православии, то и проблемы этой конфессии мы тоже должны осмыслить — но только акцентировать внимание следует на подлинных проблемах, к которым относятся вовсе не иконы и т.п., а именно представление о своей абсолютной исключительности. И если мы хотим чему-то научиться на чужих ошибках, то многоконфессиональность наших стран дает нам для этого все возможности.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой