ТАБУ В АДВЕНТИЗМЕ

ТАБУ В АДВЕНТИЗМЕ


#Константинеску #прогресс #табу #запрещенные_вопросы #нормы_адвентизма #адвентистская_мораль

ТАБУ В АДВЕНТИЗМЕ

На сегодняшний день обсуждать адвентистские табу — тоже является табу. Почему мы поднимаем эту тему?  Потому что адвентистские табу мешают нашему моральному и этическому взрослению. И они мешают церкви стать тем, в чем она убеждена, — что у нее есть моральная и этическая весть людям. В реальности церковь похожа на примитивное племя, которая хоть и выглядит поборником морали, но ее мораль основывается на первобытных принципах. Мораль церкви основывается на принципах того, что можно делать, и чего нельзя.

Что такое табу? Обратимся к тому что говорит Павел в послании к Колосянам 2:20-23 «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Одно только это высказывание укладывает адвентистов наповал. Ведь то, что нас отличает от мира, и есть то, что мы «не прикасаемся», «не вкушаем», «не дотрагиваемся». То, что Павел называет архаичными представлениями этого мира (перевод Кулакова).

Дело в том, что мы не делаем того или иного не потому, что придерживаемся высоких моральных принципов, а потому, что у нас есть табу. Именно это, в свою очередь, и делает нас людьми с примитивной моралью.

Что же талое табу? Табу это архаичные представления этого мира, это примитивные принципы, на которых была основана цивилизация.

Впервые слово Табу было открыто капитаном Джеймсом Куком в 1777 году на острове Тонго, когда он понял, что у туземцев есть настолько плохие вещи, что они до них не дотрагиваются. И, с другой стороны, есть настолько святые вещи, что до них тоже нельзя прикасаться. С течением времени антропологи выяснили, что у всей Полинезии есть принцип табу, а еще позднее они выяснили, что у всех примитивных племен есть понятие табу — по всему миру. И в Африке, и в Южной Америке есть определенные запреты, у которых отсутствует моральное или этическое основание. У них есть такие вещи, которые настолько плохи, что являются проклятыми, и им запрещено к ним прикасаться. Антропологи выяснили, что и мы так жили 10-15 тысяч лет назад, но эволюция нашего общества оставила эти принципы далеко позади. Интересен то факт, что именно эти табу и стали причиной, почему эти племена остановились в своем развитии.

В табу есть и положительные стороны, руководствоваться такими принципами очень практично. Как писал Зигмунд Фрейд в своей книге «Тотемы и табу», табу стояли на начальном этапе цивилизации. Такие универсальные табу, как запрет на инцест, стояли у начала цивилизации. Также очень строго соблюдались табу, связанные с отношениями между племенами. За нарушение табу следовало очень строгое наказание, и не важно, будь это твои дети, жена, родители, — все племя собиралось и без сожаления убивало нарушителя.

Несмотря на то, что некоторые из этих табу имеют в себе огромное практическое значение, именно табу послужили преградой для того, чтоб эти племена смогли догнать евро-азиатскую цивилизацию. Дело в том, что табу не позволяет тебе прикасаться, есть, говорить какие-то вещи. Если общество контролируется только табу, — это не позволяет обществу развиваться,

В этом заключается проблема адвентизма. То, о чем Павел говорил в послании Колосянам, — это табу Ветхого Завета. Антропологи со временем открыли, что запреты из Ветхого завета на самом деле тоже являются табу, и содержат в себе элементы примитивного мышления. Павел их называет архаичными представлениями этого мира, по заповедям и учению человеческому.

Это человеческие заповеди, у того, кто считает что Бог одержим такими мелочами, его Бог не является Богом, потому что Его моральный уровень тогда ниже морального уровня людей. Но из-за того, что эти стихи записаны в Библии, и сама Библия для таких людей является табу. В том смысле, что она настолько святая, что ее нельзя анализировать, критически обсуждать, текст Библии становится табу, и все табу из Библии входят в нашу жизнь.

Например, не есть свинину — полезно для здоровья, но для евреев свинья была табу, ты ее не ешь, к ней не прикасаешься, не пробуешь, в противном случае ты будешь нечист. И вообще все, что связанно с нечистотой в Библии — это табу, как и все остальные запреты в которых нет никакой логики. Кое какие из них имеют практическое значение. Археологами доказано, что в те времена была эпидемия проказы, поэтому определенные гигиенические меры вошли в человеческое мышление как табу. Несмотря на их практическую пользу, эти табу послужили тому, что в обществе царила примитивная мораль.

В адвентизме есть очень много хорошего: отказ от употребления алкоголя, вегетарианство, отказ от свинины, отказ от наркотиков, скромность в одежде и макияже… Проблема в том что все это имеет свой корень в очень примитивном моральном мышлении, которое воспринимается адвентистами, как табу. И как только кто-то из адвентистского общества нарушит один из этих принципов, то на него нападут, как дикие племена, и наказание не заставит долго ждать.

В тоже самое время адвентистское племя не может прогрессировать, потому что понятие табу распространяется и на «не говори», «не думай», «нельзя обсуждать определенные вещи», «нельзя их исследовать». Сам текст Библии для адвентистов — это табу, его нельзя исследовать, чтобы лучше понять. Надо принять его, как таковой, как что-то святое. Нельзя задаваться вопросами библейского канона, происхождения текста, нельзя задаваться вопросом, как Елена Уайт писала свои работы, это тоже табу. Тем более нельзя задавать вопросы по поводу основ адвентистского вероучения.

Хочу  еще раз задать вам вопрос Павла: «Если в самом деле вы умерли со Христом… зачем следуете архаичным учениям этого мира, учениям по типу табу, почему вы мыслите понятиями табу?» Павел возмущен тем, что Колоссяне мыслят такими понятиями: нельзя потому что нельзя, потому что запрещено, проклято, или слишком свято, чтобы к нему прикасаться. Вместо того чтоб задаться вопросом: «а какие будут последствия?» «Что плохого в самой свинье, на сегодняшний день и говядина может быть вредней свинины?»

Если на тебя определенными запретами давит общество, ты не в состоянии прогрессировать. И это наблюдается на сегодняшний день в адвентистском обществе.

Мораль — это свод определенных норм, принятых всем обществом единогласно, норм, которыми должен руководствоваться каждый член сообщества. И от морали мы делаем следующий шаг к этике. Библейское определение этике описано в Евреям 5:14: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

Этическое мышление заставляет тебя задуматься, почему это хорошо, а это плохо. И иногда твое этическое мышление может привести тебя к конфликту с моралью, как это произошло с Сократом. Сократ был первым учителем этики человечества. Из-за того, что он задавался вопросами,  — почему это хорошо, и почему это плохо, ему был вынесен смертельный приговор. Иисус тоже учил этическому мышлению: «Вам говорили с древних времен, а Я вам говорю..» Иисус учил тому, что надо превзойти то, чему учили древние Писания, тоже самое делает и Павел.

У адвентистов и других неопротестантов, особенно консерваторов, нет этического мышления, у них есть нормы, которым они подчиняются потому что они были им вложены определенным авторитетом. Они себя не спрашивают, почему это хорошо делать или плохо, их логика: если это норма, переданная Богом, мы ее исполним. Да, у них есть христианские моральные нормы, но у них нет этики, нет христианской этики.

Но что еще хуже у неопротестантов, что у них не просто нет этики, у них мораль на самом примитивном уровне, на уровне табу: все что нельзя делать — это что-то проклятое, или святое. То, что в православной церкви определено как святое, Павел называет идолопоклонством. Не существует святых вещей, не существует проклятых вещей, так как не существует святого или проклятого времени.

Тот, кто думает в понятиях табу, никогда не достигнет этической зрелости. Потом мы удивляемся, почему среди пасторов эпидемия порнографии, почему часты случаи, когда пастора насилуют (Самуэл Пипим), все это делают «святые люди», но я не верю в существования святых.

Если мыслить в категориях табу, то ты не достигнешь точки, когда ты подчинишь самого себя дисциплине: я никому ничего не должен, делаю со своей жизнью, что хочу, делаю то что понимаю, что должен сделать. Когда я постоянно спрашиваю себя, что хорошо и что плохо, и стараюсь вести правильный образ жизни. Хорошо означает, что я  делаю добро другим, зло означает, я делаю то, что неприятно другим. И то чему учил Павел, чтобы чувства были навыком приучены к различению добра и зла, чтобы я развивался, рос в этическом осмыслении мира. В этом контексте я способен жить дисциплинированно, не прикасаться к определенным вещам, потому что понимаю, что если я прикоснусь, то впоследствии у меня может сформироваться зависимость.
Я понимаю какие меня окружают капканы и опасности. Но у меня нет табу. Современное мышление подразумевает определенную моральную стадию, которая несовместима с понятиями табу. Современному человеку надо объяснить, почему какое-то дело не является хорошим. Не представить его как табу, как что-то нечистое, проклятое, что Бог тебя осудит, если ты это сделаешь.
Павел называет нас мирскими, если мы думаем в категориях табу, потому что большинство мирских людей — это примитивные люди. Посмотрите вокруг, как много людей не развитых в моральном плане нас окружает, и если ты под табу, то ты им уподобляешься. Даже если у тебя более изысканные запреты, но у тебя нет той высокой этики, которая бы тебе дала преимущество.
Итак, говорить о том что в адвентизме есть табу — само по себе табу. Табу говорить, что плохие вещи, такие, как алкоголь, табак и другие представлены в нашем церковном обществе по принципу табу. Этот факт обсуждения считается у нас еще хуже, чем сами плохие вещи.
Мы должны освободиться от наших табу, и научиться думать этически. Должны освободиться от морали племени, чтобы принять современную мораль, потому что мы хотим стать реформаторами морали в современном мире.

Пастор Эдмонд Константинеску, https://vectorsociety.org/

Перевод с румынского: Игорь Белый

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: