СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ЗАКАЗ
СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ЗАКАЗ
В брошюре «Заявления миссис Эллен Г. Уайт», изданной церковью АСД в Норвиче, штат Коннектикут, в 1890 году, говорится, что когда Свидетельство №11 должно было быть опубликовано, и Эллен Уайт работала над №12, она получила письмо из издательства, в котором сообщалось, что публикация №11 будет отложена до тех пор, пока она не сможет составить свидетельство, чтобы «воздействовать» на братьев – свидетельство, которое можно было бы вставить в №11.
Руководители в Батл-Крике нуждались в деньгах, а братья довольно вяло жертвовали. Она выполнила их просьбу, и необходимое «свидетельство» пришло. «Свидетельство» от «Духа Пророчества» было заказано заранее, чтобы повлиять на братьев, чтобы они дали деньги.
Свидетельство и статья Эллен Уайт в «Ревью» во время «пантеистического кризиса» – это еще один пример сомнительных свидетельств, составленных для нужд изворотливых братьев – и есть и другие примеры.
Свидетельство и статья Эллен Уайт в «Ревью» во время «пантеистического кризиса» – это еще один пример сомнительных свидетельств, составленных для нужд изворотливых братьев – и есть и другие примеры.
Эллен Уайт действительно в значительной степени находилась под влиянием влиятельных братьев и писала свидетельства, когда в этом была необходимость, иногда для того, чтобы воздействовать на братьев и поддержать различные проекты деньгами; в других случаях, чтобы убедить их в необходимости того или иного. Конечно, она отрицала это, когда узнавала о таких обвинениях.
В 1867 году были готовы планы по строительству санатория в Батл-Крике под названием «Институт реформы здоровья». Дж.Н. Лафборо и другие пионеры приступили к работе, пока Джеймс Уайт отсутствовал из-за болезни.
Но им нужны были деньги, поэтому они обратились к Эллен Уайт и заказали «свидетельство», чтобы повлиять на братьев и сестер пожертвовать деньги на этот проект.
«Свидетельство» было доставлено в нужное время и сопровождалось многочисленными «Я видела» и «Мне было показано»:
«Мне было показано, что это достойное дело для народа Божьего, в которое он может вложить средства для Его славы и продвижения Его дела. Большое богатство среди нашего народа приносит только вред тем, кто за него держится». (Свидетельства для церкви, том №1, стр. 492 оригинала, egwwritings.org)
Примечание переводчика: в русском переводе «Свидетельств» переводчики удалили из этого предложения фразу «мне было показано». Возможно, потому, что это свидетельство было так напичкано этими фразами, что это чересчур бросалось в глаза. Например, фраза «I saw»
(Я видела) встречается в тексте свидетельства три раза, а фраза «I was shown» (Мне было показано) – двенадцать раз! Итого 15 раз на 9 страниц текста (с 485 по 494 стр. оригинала – Приложение 53). И это только одна глава одной книги! Сколько таких фраз содержится во всех трудах Эллен Уайт сосчитать, наверное, невозможно. Но этот прием работал. Свидетельства Эллен Уайт воспринимались читателями как данные ей в видениях Богом или ее «сопровождающим ангелом». Конечно, были и те, кто знал, понимал или подозревал, что на самом деле все обстоит не так, как это преподносилось.
Деньги пришли, и первый этаж был уже построен, когда Джеймс Уайт возвратился. Он был рассержен тем, что с ним не посоветовались, и добился того, что все было снесено и перестроено по его собственному плану – с финансовыми потерями около 11000 долларов.
Затем возникла проблема. Ведь Эллен Уайт вообще-то получила «свидетельство» со множеством фраз типа «я видела» и «мне было показано», и то, что произошло потом, поставило ее в неловкое положение. Джеймс потребовал разослать новое «свидетельство», в котором она утверждала, что первое свидетельство было отчасти «неправильным», и что следующее «свидетельство», написанное в соответствии с требованием Джеймса, было правильным.
«Все это время миссис Уайт находилась под влиянием своих сыновей и лидеров деноминации, которые убеждали ее писать свидетельства для отдельных людей и церквей. И она, и они старались скрыть тот факт, что ее свидетельства возникли именно таким образом. В более поздние годы некоторые, как например, старейшина А.Г. Дэниелс, президент Генеральной Конференции с 1901 года, желая получить от нее свидетельство против кого-либо, писали ее сыну, У.К. Уайту, и он зачитывал их сообщения своей матери. Затем, когда их спрашивали, писали ли они миссис Уайт о тех или иных лицах, они отрицали это, что было технически верно, но фактически ложно, так как они писали ей через ее сына. К таким недостойным уловкам прибегали и она, и они, чтобы оградить ее в работе и защитить ее свидетельства». (Дадли Канрайт*. Жизнь Эллен Уайт, 1919, стр.259-260 – Приложение 54).
* Дадли Марвин Канрайт (1840-1919) был служителем Церкви адвентистов седьмого дня в течение 22 лет. В 1859 году, в возрасте 19 лет, Дадли отправился на восток США, чтобы поступить в академию в Альбионе, штат Нью-Йорк. Чтобы прокормить себя, он работал батраком у старейшины Розуэлла Ф. Коттрелла, служителя Церкви АСД.
Летом 1859 года он посетил лагерное собрание, проводимое старейшиной Джеймсом Уайтом недалеко от Альбиона и вскоре был крещен в Церкви адвентистов седьмого дня.
Дадли Канрайт некоторое время служил секретарем Джеймса Уайта, который посоветовал ему поступить на служение. В течение 5 лет, после обращения всей своей семьи в адвентизм, Дадли служил евангелистом в Церкви адвентистов седьмого дня, путешествуя и проповедуя по среднему западу США.
В 1865 году, в возрасте 24 лет, Дадли Канрайт был рукоположен Джеймсом Уайтом и Дж.Н. Лафборо. В 1867 году он женился на Лукреции Крэнсон, 19-летней сироте, частично воспитываемой Эллен Уайт. Лукреция Крэнсон скончалась в 1879 году от туберкулеза. Два года спустя Дадли женился во второй раз, на мисс Люси Хадден.
Дадли Канрайт был заметным автором адвентистского периодического издания «Ревью энд Геральд». На сессии Генеральной Конференции 1876 года он был одним из трех человек, избранных в Исполнительный комитет ГК, самый престижный комитет в деноминации. В 1878 году Канрайт был избран президентом Ассоциации субботних школ Церкви адвентистов седьмого дня.
В начале 1880-х годов Канрайт постепенно разочаровался в том, что он считал автократическим поведением со стороны Джеймса и Эллен Уайт.
Также он начал сомневаться в семье Уайтов, особенно в «даре пророчества» Эллен Уайт. В 1887 году Канрайт и его жена Люси Канрайт покинули Церковь адвентистов седьмого дня.
Канрайт умер 12 мая 1919 года. Два месяца спустя была опубликована его последняя книга «Жизнь миссис Э.Г. Уайт». В ней он сильно критиковал Эллен Уайт и утверждал, среди прочих обвинений:
– что ранние доктрины, которых придерживались в 1844 году и до 1851 года, потерпели полный крах;
– что некоторые ее пророчества были ошибочными, а затем впоследствии скрывались;
– что она обличала и контролировала поведение людей якобы с помощью духовного знания, но на самом деле с помощью информации, которая зачастую обрушивалась на невиновную сторону;
– что она заимствовала многие из своих якобы вдохновленных Богом текстов у других авторов и была вынуждена переработать одну из своих книг, потратив на это 3000 долларов.
Асмунд Касперсен «Эллен Уайт — миф и правда»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой