САТАНА В БИБЛИИ: ХЕРУВИМ ПОМАЗАННЫЙ
#вендель #сатана_в_библии
САТАНА В БИБЛИИ: ХЕРУВИМ ПОМАЗАННЫЙ
Иез 28,13-15: “Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония”.
Традиционный взгляд
На это место часто ссылаются как на доказательство того, что сатана в начале был совершенным и находился в Едеме, однако из-за своей гордости был низвержен оттуда.
Что нужно учитывать
1. Ни в этой главе, как и во всей книге пророка Иезекииля, не встречаются, слова “диавол”, “сатана” и “ангел”, хотя из этого явно исходят большинство христиан, на этот текст ссылающиеся.
2. Большинство верит в то, что сатана был свержен с неба в Едем, (где и соблазнил как змей Адама с Евой) или же имел возможность посещать сад в Едеме, с целью, искусить Адама и Еву. Но в этом месте Св. Писаний говорится, что в Едеме означенный Херувим был еще до того, как согрешил. Низвержен же он был лишь после совершения греха. По Библии же, Едемский сад находился не на небе, а на земле (подробное его описание находим в Быт 2,8-14). Вывод? Низвержение происходило не с неба.
3. Так же об этом Херувиме говорится, что он умрет “смертью необрезанных” (Иез 28,10). Умирают ли Ангелы? (Лк 20,35-36). Совершенно очевидно, что здесь речь идёт о смертноом человеке, что подтверждается ст. 9: “в руке поражающего тебя ты будешь человек”. В ст 2 сказано, “кто этот человек — начальствующий в Тире”.
4. Слова, “ты совершен был в путях твоих”, совсем не доказывают того, что здесь говорится о сверхсуществе, ибо то же самое говорится и о Ное, Аврааме, Иове и Давиде (Быт 6,9; 17,1; Пс 17,23,25 — “непорочен”, “искренен” — то же еврейское слово).
5. “Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего” – тут говорится о совершенстве (непорочности) этого человека со дня его духовного возрождения, ибо именно так слово “сотворение” употребляется в Иез. 21,30 и Пс. 101,19 (ср. с 2.Кор 5,17).
6. Читаем дальше: “Ты находился в Едеме” – тут упоминается место, где царь Тира на момент пророчества находился. Фараон и Ассур сравниваются с “кедром на Ливане”: “Кедры в саду Божием не затемняли его… ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею… все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему… Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю… и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема… теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных” (Иез. 31,2,3,8,9,16,18).
Вывод
Деревья в Едеме являются образом народов побеждённых фараоном и Ассуром, скорее всего, обитавших в географических границах Едемского сада. Фараон был самым великим деревом в Едеме, а потому логично представить себе, что он претендовал на звание “дерева познания”, которое находилось в центре Едема, и которое, на языке той культуры, возможно, считалось самым привлекательным из всех остальных деревьев, ибо только его плоды смогли очаровать, привлечь внимание. Сам фараон, конечно же, не был деревом, но в тексте, пользующемся образами и в виде метафоры, возможно цитаты из гимнов в которых воспевался фараон (не забываем этот текст у Иезекииля поэтический. /Белая берёза и красивый дуб в русском народном фольклоре./ Во сне кн. Дан. Навуходоносор так же представляется великим деревом…) он – фараон представляется как дерево. Точно так же и царь Тира в этом ироническому уже гимне, который поют бывшие им покорённые рабы, констатирующие падение херувима находящегося в Едеме.
7. Существует много общего между Ис.14. и Иез.28. Если проанализировать Ис.14. то обнаружим, что тут не говорится о сатане, а о подобном царю Тирскому, земном царе, который так же был использован Богом для исполнения Его воли. Но царь этот возгордившись “своими” успехами, стал хулить Бога Израилева, и был наказан.
8. Как образы в кн. Ис.14. так и в кн. Иез.28. являются пророчеством о народах, в данном случае связанных с Тиром.
9. “Вот, ты премудрее Даниила” (ст 3) — является доказательством того, что речь здесь не идёт о некоем сверхсуществе. Подобный же приём находим в Лк.16,8. “И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде”.
10. “Ты был помазанным херувимом… и Я поставил тебя на то” (Иез.28,14) – Однозначное аргумент против любого рода дуализма. Ибо помазается всегда „меньший“ большим и херувим сей, не сам добился этого статуса, но был подвластен на то! Кем же? Богом!
Пояснение
1. Из всего ясно, что это пророчество о “царе Тирском” (ст 12). В стихах 4 и 5 о нем говорится, что он разбогател благодаря торговле, почему и возгордился — а это больше подходит к царю земному, нежели к ангелу как сверхсуществу.
2. Тир занимал привилегированное положение в отношениях с Израилем. Давид и Хирам были близкими друзьями (2Цар 5,11; 3Цар 5,1,6,7,10), а с Соломоном Хирам заключил соглашение, по которому доставлял ему материалы для строительства храма (3Цар 5,12,17,18). Словами в Иез.28,13-18 можно было бы описать поклонение Израильтян, однако здесь скорее всего описываются отношения между Тиром и Израилем, подчеркивая то, что благосостояние Тира целиком и полностью зависело лишь от его дружественных отношений с Израилем. Над следующим стоит задуматься:
а) “Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями” (ст.13); “ходил среди огнистых камней” (ст.14). Это намек на наперсник Израильского первосвященника (Исх.39,10-14). Эти камни назывались “огнистыми” потому, что являлись образом Божественной славы святилища. Они были образом двенадцати колен Израильских (Исх.39,14). Царь Тирский “ходил среди огнистых камней”, когда находился среди сынов Израиля (приготовляя строительные материалы для храма). По Божественной воле Израиль служил Тиру “одеждой” — благословением, как исполнение пророчества из кн. Быт.12,3. “Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну”. Так, благодаря Иосифу Бог благословил дом Потифара: “Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле” (Быт 39,5). Так же через Иосифа был благославлён Фараон, через приготовления, которые Иосиф предпринял за семь лет тучных… Точно так же был “одет” Израилем и Тир.
б) “Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять” (ст.14). Херувимы были сделаны “из золота: чеканной работы” на обоих концах крышки ковчега завета (Исх.37,7-9). Их крылья покрывали, или же осеняли, крышку ковчега, на которой находились херувимы (Исх.25,19-20). Так в данном гимне констатируется факт, что Тир, благодаря своей удачной торговле, определённым образом “покрывал”, или же осенял Израиль в свою очередь, однако не понял преимущественного положения своего. Приписал его себе, своему гению и, стал им злоупотреблять, что и принесло ему гибель (ст.4-5).
в) “Ты был на святой горе Божией” (ст.14). Святая гора Божия — Сион, место, на котором в будущем расположится дом молитвы для всех народов – храм Соломонов (Ис.2,2-3; 56,7). Эта “святая гора Божия” находится на земле, а не на небесах. (см. Иез.20,40).
г) “Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои” (Иез.28,18). Из этих слов можно предположить, что и в Тире было введено похожее поклонение Богу, как и в Израиле. “Хирам был другом Давида во всю жизнь” и радовался строительству Соломоном храма (3.Цар.5,1-12). Нет никаких сомнений в том, что царь Тира очень многое узнал об истином богослужении во времена своей дружбы с Давидом и потом Соломоном. С другой стороны вполне можно так же предположить, что святилища Тира находились также в Израиле, ибо в то время Божественное благоволение было явно на земле Израильской. (Языческое миропонимание. Там, где благословение, там стоит строить сови святилища, как стратегическое духовное „оружие“!) Однако со временем Тир перестал ценить свое привилегированное положение в отношениях с Израилем. Когда Навуходоносор пришел в Иерусалим (586 год до Н.Э.), Тир сказал: “А! а! он сокрушен — врата народов; он обращается ко мне; наполнюсь; он опустошен” (Иез.26,2.). Говоря так, Тир сам себе подписал приговор. Смотрим на вторую часть пророчества слов Божиих, данных Аврааму (Быт.12,3.). Оно гласит: “злословящих тебя прокляну”. Тора всегда должна восприниматься как книга учительная, а все остальные тексты ТаНаХа, как “домашнее задание” ответы на которое мы ищем в Торе. (Об этом мы должны всегда помнить.) Таким образом, израильтяне интерпретируют всё происходящее с действительным царём Тира, смотря через Тору и радуясь тому, что обетования Бог, данные Аврааму срабатывают. Тир “проклят” ибо начал проклинать потомков Авраама. Он из осеняющего херувима, превращается в пепел, в ничто.
д) “Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя” (ст.18). Тир пожинает последствия своего злорадного отношения к Израилю, попавшему в беду. Бывший друг, превращается во врага, проклинающего… Когда Надав и Авиуд низвели священное до обыкновенного, “вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним” (Лев.10,2). Точно так же и Тир перестал различать святое от не святого. А потому Тир и был превращен в пепел, ниспровергнут, как Содом и Гоморра (Быт.19,24-25.)
(Об этом можно прочитать у From Ron Abel, Wrested Scriptures).
3. Давайте попробуем ответить на вопрос, причём же здесь Едем? Тут образ Торы, помогает нам понять, как мыслит др. Пророк, цитирующий восторженную песню соотечественников, теперь радующихся падению их врага. Грехопадение Тира, похоже, совершенно сознательно употребленно как аллюзия на грехопадение Адама и Евы. Так к примеру, в ст.2, “будучи человеком”, на еврейском языке слово “человек”, начальствующий в Тире, означает “Адам”. Словами победного гимна, народа, как бы говорит, метафорически, царь Тирский, ты был Адам! Но как некогда Адам буквальный, не оценил своего преимущественного положения и стал смертным, распадающимся в прах, так и ты. В ст.17. говорится, как он был повергнут на землю, что опять-таки напоминает возвращенного в прах Адама.
4. Еще одно объяснение основывающееся на недавних археологических находках в Тире, вполне может помочь нам. Археологами был найден огромный херувим-сфинкс с головой царя и телом животного, который стоял при основании холма сплошь уставленного скульптурами. Явный признак обожествления царя. Хирам обладал знанием об истинном Боге, однако сам решил поставить себя а положение Божества между херувимами на горе Сион, приблизительно так же, как то же хотел сделать и царь Ассура (раскопки Финикии обнаружили надписи, провозглашающие царя Тира “Господом небес”). И вообще, а преантичном мире, да и в античном, цари очень часто рассматривались как сыны божии. Как боги. См. фараоны, цезари рима и пр. И самое удивительно то, что описание этого херувима-сфинкса полностью совпадает с описанием его евреями в ст.13. Как в ст.13, в описании наперсника, были опущены три камня так их не было и на сфинксе. Надписи так же называют Тир “садом Божиим”, а на барельефах изображен херувим охраняющий Тир так же, как он охранял путь в Едем. Таким образом получается, что царь Тира установил у себя богохульное поклонение, которое было пародией на поклонение в истинном храме и Едеме, поставив в центре его не Бога, а себя.
“Ты печать совершенства” (ст.12). Еврейское слово, переведенное здесь как “совершенство”, так же означает “меру”. Таким образом получается, что Бог тем самым в этом пророчестве — гимне говорит, что “мера” царя Тирского запечатана, что его богохульное поклонение по образу истинного, взвешена Господом Богом, а потому и не останется ненаказанной. А потому нет ничего удивительного в том, что вся 28-я глава книги пророка Иезекииля посвящена этому греху! (См. так же историю с царём Валтасаром и его участью, описаной в кн. Дан. Параллели без труда совершенно очевидны.)
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой