РИМЛЯНЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ
РИМЛЯНЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ
К сожалению, повсеместно – от воскресной школы до церковной кафедры – укоренились голливудовские образы злобных римских завоевателей-оккупантов, которые постоянно терроризировали гражданское население Иудеи, творя насилие и беззаконие над мирными и благостными местными жителями.
Мы же собственными глазами на волшебном экране кинотеатра неоднократно видели, как безжалостные римские солдаты перебили младенцев в Вифлееме по указанию Ирода. Как они схватили Иисуса в Гефсимании по повелению Синедриона. Как бичевали и распинали Иисуса, а после сурово стерегли Его гробницу.
Тем не менее, из всех этих образов реальности соответствует только один. Убили Иисуса, действительно, римляне. Но и это – правда лишь отчасти. К примеру, дочь Иродиады по научению матери затребовала у Ирода Антипы голову Иоанна Крестителя, и посланный им оруженосец исполнил царский приказ (Марка 6:24-28). Кто же убил пророка? Иродиада? Ее дочь? Царь? Оруженосец?
Вот так и с распятием Иисуса. Исполнителями казни, действительно, были римские солдаты. Во избежание недоразумений евангелист конкретно указывает, что это были именно «воины правителя» (Матфея 27:27). Но ответственность Писание однозначно возлагает на иудеев и их начальников. И это – не выдумки злобных антисемитов. Так раз за разом утверждает сам апостол Петр, иудей из иудеев: «Мужи Израильские!.. Иисуса Назорея… вы (!) взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деяния 2:22,23). «Вы (!) Начальника жизни убили» (Деяния 3:12-15). «Начальники народа и старейшины Израильские! Иисуса Христа Назорея… вы (!) распяли» (Деяния 4:8,10). «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы (!) умертвили, повесив на древе» (Деяния 5:30).
Но многие ли готовы сходу согласиться, что кроме сцены распятия во всех остальных случаях, когда евангелисты упоминают воинов, это воины вовсе не римские, а иудейские? Да, да: у иудеев времен Иисуса была собственная (так называемая «царская») армия!
Иудея, действительно, была оккупирована Римом. Но произошло это значительно позже – в конце шестидесятых годов н.э. До того же присутствие римских войск в регионе было весьма ограниченным. В структуре Pax Romana («римского мира») Иудея играла роль буферной территории между Римом и Парфянским царством. Рим, в свою очередь, являлся для Иудеи гарантом стабильности и безопасности.
Иудея, действительно, была оккупирована Римом. Но произошло это значительно позже – в конце шестидесятых годов н.э. До того же присутствие римских войск в регионе было весьма ограниченным. В структуре Pax Romana («римского мира») Иудея играла роль буферной территории между Римом и Парфянским царством. Рим, в свою очередь, являлся для Иудеи гарантом стабильности и безопасности.
Вплоть до 66-го года н.э. Рим не направлял в регион регулярных частей (легионов). Ответственность за оборону территории и поддержание на ней порядка лежала на местных силовых структурах. Под римским руководством находились лишь несколько когорт ауксилии (вспомогательных войск), а также одна манипула императорской гвардии, которая базировалась в Кесарии, административном центре провинции. Традиционный перевод «полк» вводит в заблуждение. Манипула (греч. – speira) включала две центурии, по шестьдесят человек каждая, под общим руководством старшего из двух центурионов (centurio рrior – «старшего лейтенанта», как сказали бы мы сегодня).
В то время как легионерами могли быть только римляне, ауксиларии вербовались сугубо из числа местных жителей. Однако иудеи не особо охотно шли служить в римскую армию. И вовсе не потому, что это было невыгодно. Напротив, ауксиларии получали вдвое большее жалование, чем царские воины. И это – не считая донативы, выплачиваемой при вступлении в должность каждого нового императора, и премии при выходе на пенсию в виде значительной суммы денег и римского гражданства. Но в римских подразделениях не соблюдались субботы и не было кошерной еды. Так что в большинстве своем «римскими солдатами» в Иудее были местные жители из числа эллинского населения региона. В частности – из Кесарии, Самарии и Декополиса.
Когда апостол Павел пишет, что: «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тимофею 2:4), под воинами подразумеваются легионеры. Ауксилариям же разрешалось обзаводиться семьями и иметь домашнее хозяйство, в том числе – рабов (Матфея 8:6, Луки 7:2).
Когда апостол Павел пишет, что: «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тимофею 2:4), под воинами подразумеваются легионеры. Ауксилариям же разрешалось обзаводиться семьями и иметь домашнее хозяйство, в том числе – рабов (Матфея 8:6, Луки 7:2).
В обязанности ауксилии входили охрана и патрулирование инфраструктуры, прокладывание и поддержание в должном состоянии дорог и акведуков, строительство оборонительных сооружений и общественных зданий, среди каковых могла быть и синагога (Луки 7:5). Причем, названия и символы подразделений на сохранившихся кирпичах свидетельствуют, что римские ауксиларии производили стройматериалы не только для собственных нужд, но и на продажу гражданскому населению.
Но, хотя наниматься в римскую ауксилию мог любой местный житель, офицерами (сотниками, тысяченачальниками) были исключительно римские граждане. В Новом Завете упомянуты минимум десять римских сотников (центурионов).
1. Сотник, просивший Иисуса исцелить его слугу (Матфея 8:5-13, Луки 7:1-10). «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Луки 7:3-5). «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», – сказал он Иисусу (Матфея 8:8). «В Израиле не нашел Я такой веры», – засвидетельствовал о нем Господь (Матфея 8:10).
2. Трое евангелистов упоминают сотника, который возглавлял караул, охранявший крест Иисуса (Матфея 27:54; Марка 15:39; Луки 23:47). «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Матфея 27:39-44). Насколько отличается от этих поношений свидетельство римского офицера, язычника: «Воистину Он был Сын Божий!» (Матфея 27:54)!
3. Корнилий, сотник из Кесарии: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу, … одобряемый всем народом Иудейским» (Деяния 10:1,2,22).
4,5. Минимум два сотника, посланные со своими подразделениями к Храму, чтобы вызволить Павла из толпы, желавшей растерзать его (Деяния 21:32). Скорее всего, один из них был и сотником, предотвратившим бичевание Павла (Деяния 22:26).
6. Сотник, который по просьбе Павла отвел его племянника к трибуну, чем помог предотвратить заговор с целью убийства апостола (Деяния 23:17-18).
7,8. Двое сотников, обеспечивавших безопасность Павла при переправке из Иерусалима в Кесарию (Деяния 23:23).
9. Сотник, которому было поручено охранять Павла в Кесарии на протяжении всего его заключения с указанием «не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему» (Деяния 24:23).
10. Особо много говорится о Юлии, сотнике императорского полка, которому было поручено сопровождать Павла на пути из Иудеи в Рим (Деяния 27:1-43). Во время остановки в финикийском порту Сидон «Юлий хорошо обращался с Павлом и позволил ему навестить друзей, чтобы они позаботились о его нуждах» (Деяния 27:3 МБО). Когда же во время кораблекрушения «солдаты решили убить всех заключенных, чтобы никто из них, выплыв, не сбежал», «сотник хотел спасти Павла и остановил их» (Деяния 27:42,43 МБО). По прибытию в Рим, Павлу было позволено жить отдельно в гостинице под присмотром охранявшего его воина (Деяния 28:16,23), принимая у себя как «знатнейших из Иудеев» (Деяния 28:17), так и множество народа (28:23). «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему» (Деяния 28:30).
Ни об одном из римских офицеров в Писании не говорится чего-либо негативного. В отличие от бесчинств, творимых местными властями и их воинами, римские офицеры являют пример порядка, организованности и даже веры. Их приоритетом является выполнение требований устава и соблюдение законности.
Сергей Головин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой