ПРИШЕСТВИЕ СЕДЬМОГО ДНЯ
ПРИШЕСТВИЕ СЕДЬМОГО ДНЯ
Обращение к церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.
В субботу 20 мая в церкви на Богослужении объявили о том, что завтра 21 мая 2023 года исполнится ровно 160 лет со дня образования нашей всемирной церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. И тема урока субботней школы называлась: «Суббота и последнее время». Это два взаимосвязанных события, о которых стоит поговорить.
Дело в том, что первыми о субботе заговорили Баптисты Седьмого Дня. Согласно данным интернет ресурса Wikipedia, первой общиной баптистов седьмого дня считается собрание в Милл-Ярде (Лондон) в 1651 году. Генеральная конференция Баптистов Седьмого Дня как полностью автономное объединение была создана в Соединенных Штатах в 1801 году. То есть, весть о субботе на американском континенте звучала достаточно давно. Однако, отношение к ней у большинства христиан было скептическое.
Доктор Богословия Джордж Найт в книге «В поисках своего лица» пишет о том, что в 1843 году на совещании своей Генеральной Конференции баптисты седьмого дня приняли решение более настойчиво (в отличии от своего традиционного подхода к этому вопросу) пропагандировать собственное понимание субботы. Их усилия принесли кое-какие положительные результаты. На съезде 1844 года они благодарили Бога за «невиданный доселе, разрастающийся и углубляющийся интерес к этой теме в нашей стране».
Однако, ни Елена Гармон (Уайт), ни Джеймс Уайт, ни другие адвентисты не спешили принять субботу, как день поклонения. Но потом что-то меняется в подачи этой вести, и заповедь о субботе для тех, кто продолжает ожидать Второго Пришествия, начинает восприниматься совсем по-другому. Что же случилось?
В 1845 году адвентист Джозеф Бейтс прочитал статью баптиста Томаса Пребла: «Трактат, показывающий, что в качестве субботы надлежит соблюдать седьмой день, а не первый; по заповеди». Открыв Библию, и убедившись, что это так, он стал и другим говорить о субботе и написал книгу. Но другие адвентисты отнеслись к этому без энтузиазма. Бейтс не успокоился и в 1847 году он связывает весть о субботе со Вторым Пришествием Иисуса Христа через книгу Откровение. И вот это уже был прорыв! Такой подход показывал принципиальную разницу с баптистами седьмого дня в понимании заповеди о субботе.
Баптисты считали, что субботу надо соблюдать, ну, потому что так написано в четвертой заповеди Закона Божьего. Для адвентистов с этого момента суббота стала нечто большим, она стала печатью Бога(!) из книги Откровение гл. 7, ст. 1-4.
Баптисты считали, что субботу надо соблюдать, ну, потому что так написано в четвертой заповеди Закона Божьего. Для адвентистов с этого момента суббота стала нечто большим, она стала печатью Бога(!) из книги Откровение гл. 7, ст. 1-4.
Тут важно отдавать себе отчет в том, что до того как суббота обрела статус печати Божией, которую ставит Ангел «на челах рабов Бога нашего», она не вызывала особой заинтересованности у адвентистов, в том числе у тех, кто впоследствии станет именоваться адвентистами седьмого дня.
Вот, что пишет Джордж Найт в книге «Чтобы нам не забыть». Он приводит в пример две статьи из адвентистского издания «Полночный крик». В первой редакторы считают, что «нет какой-то особой части времени, которую христианам нужно отделить как святое время». Но если предположить, что это не так, «тогда мы думаем, что седьмой день – это единственный день, для соблюдения которого существует законное обоснование». Такая мысль достаточно близко подводила адвентистов к позиции баптистов седьмого дня. Но последняя статья звучала более категорично: «братья и сестры, соблюдающие седьмой день пытаются восстановить разрушенное еврейское ярмо и возложить его на свои шеи». В статье также рекомендовалось христианам не называть воскресный день библейской субботой».
Далее Джордж Найт приводит пример, как в августе 1846 года произошла встреча Джозефа Бейтса с молодым проповедником Церкви Христианского объединения Джеймсом Уайтом и с его подругой Еленой Гармон. «Бейтс, конечно, тут же поднял свою любимую и хорошо изученную им тему. В результате? Провал! Полнейший провал! Оба отвергли его учение о субботе как о седьмом дне. Елена вспоминала, что «брат Бейтс соблюдал субботу и настаивал на её важности. Я не чувствовала этой важности и думала, что брат Б. заблуждается, так выделяя четвертую заповедь на фоне остальных девяти» (Жизнь Елены Уайт, с.236-237)».
И только потом, когда соблюдение четвертой заповеди было увязано со временем, которое непосредственно идет перед Вторым Пришествием Иисуса Христа, тогда и только тогда отношение к ней в корне изменилось. Потому что суббота теперь стала печатью Бога! И чтобы иметь на себе эту печать, верующему человеку надо было соблюдать субботу.
На новом понимании заповеди о субботе история не заканчивается. Первый день недели, который у нас называется воскресением, также меняет свой статус: с хорошего на плохой. Воскресенье теперь – это не просто неправильный день для поклонения Богу, это, по версии Бейтса, начертание зверя! Ну, тут, вообще всё резко меняется. Так как, посещая церковь в воскресение, человек получает начертание зверя, не больше, не меньше. Ничего себе! То есть, выбор людям адвентист Джозеф Бейтс не оставил вообще. Или печать Божья – суббота, или начертание зверя – воскресение. Третьего не дано. Если только вообще не посещать церковь?
Такая категоричность либо отпугивает человека, либо, наоборот, сильно воодушевляет. Христиане адвентисты в то время склонны были, по всей видимости, к категоричности. Они утверждали, что Второе Пришествие произойдет 22 октября 1844 года. И это при том, что другие христиане доказывали им на библейских текстах, что они ошибаются.
По-человечески, людей, которые ожидали Второго Пришествия, можно понять. Многие христиане и сейчас где-то в глубине души мечтают, чтобы поскорее уже весь ад этой земной жизни закончился. Душа устала и просит покоя. Это все понятно. Но, согласитесь, такая категоричность – это перебор. А, уж, обвинение в начертании зверя, ну, тут вообще ни в какие ворота не лезет. Иначе не скажешь.
Поймите, я не против четвертой заповеди! Прошу понять меня правильно. Не против того, что там написана суббота, а не первый день недели. Согласен, что в Библии нигде не говорится о переносе дня субботы на воскресенье. Это — очевидные истины! Но я против того, чтобы субботу называть печатью Бога, а воскресение (или первый день недели) начертанием зверя. Попытаюсь дальше объяснить, почему я против такого подхода.
Ну, во-первых: в Библии вы не найдете такого предложения, в котором суббота называлась бы печатью Бога. Есть предложение в вести первого Ангела: «… и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр., гл. 14:7). Да, эта предложение созвучно строчке из четвертой заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил…». Но где здесь слова: печать Бога? Нет такого словосочетания. Суббота не названа здесь печатью Бога. Остальные рассуждения на эту тему можно рассматривать как версии, и не более.
Джордж Найт также пишет, что при всем воодушевлении адвентистов о субботе, как о печати Бога в последнее время, оставались сомнения: так ли это? И у самой Елены Уайт эти сомнения были. И только тогда, когда она увидела в видении, что это так, тогда только решили, что версия верна. Но, минуточку! Здесь нарушен принцип: только Писание! (solа Scriptura!). Получается, что вероучение церкви основано на видениях человека. И обратите внимание, что в этом видении Бог вводит её во Святое Святых, где ковчег Завета. Она что, Первосвященник?
Не хочу каким-то образом выразить неуважение к Элен Уайт, но истина дороже. Кроме четвертой заповеди, есть и вторая, которая гласит: «Не сотвори себе кумира…». Вероучение церкви не может строиться на видениях человека! Это несерьёзно. Можно, конечно, сказать, что этот человек необычный. Это, мол, пророк. Ну, хорошо, пусть даже, пророк. Это ничего не меняет. Вероучение церкви, тем более христианской, не может строиться на видениях пророка. Вероучение строится на Слове Божием, которое не нуждается в подтверждении Своих истин путем видений!
Второе: в Библии есть предложение, в котором употребляется выражение «печать Свою Отец, Бог». Только не в отношении дня оно звучит, а в отношении Личности. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог» (от Иоанна, гл. 6:27). Так что, печать есть, и этой печатью является Сам Иисус Христос Сын Божий.
Если перефразировать строчки из 1-го Послания апостола Иоанна, то получится следующее: «Имеющий Сына Божьего, имеет печать Божью; не имеющий Сына Божьего, не имеет печати Божией». В оригинале его мысль звучит так: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1-е Иоанна, гл.5, ст.11,12).
Есть и другие тексты, где говориться о запечатлении верующих. Например, у апостола Павла: «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефесянам, гл. 1:13). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам, гл. 4:30).
К верующим в Коринфе Павел пишет: «вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Вот оно где истинное запечатление!
Моё опасение в том, что церковь, пройдя путь развития в 160 лет, опять вернётся к тому, от чего ушла. А именно, на поиск общего врага в лице католической церкви, и на борьбу со знаменем этого врага в лице первого дня недели, который у нас называется воскресенье. Вот у них есть воскресение – начертание зверя, а у нас есть печать Бога – суббота. Вот есть Вавилон – католицизм с примкнувшим к нему протестантизмом (опять же через день воскресный), и есть мы – остаток, народ Божий! Так как с нами суббота и остальные наши доктрины. И это будет тупик, дорогие мои братья и сёстры! Это будет означать, что 160 лет нас ничему не научили. Печально.
Церковь нуждается в переосмыслении своего пути, переосмыслении своих исходных координат. Без этого не будет будущего.
Своё вероучение, на мой взгляд, церковь подгоняла под дату 22 октября 1844 года. Можно было признать ошибкой такое прочтение пророчеств ещё тогда, когда Пришествия не состоялось, но решили искать такие тексты в Библии, которые эту ошибку представили бы как не ошибку. А мы знаем, что если человек чего-то очень сильно хочет, он этого добивается. Но это путь в никуда!
Предлагаю церкви остановиться, пока не поздно, и заново всё переосмыслить. Время, действительно, близко.
Степаненко Валентин.
24 мая 2023 г.
24 мая 2023 г.
Всё дело в том, что поклонение Богу как Творцу, однозначно сопряжённое с особым почтением к освященному Им дню поклонения, в последнее время будет особенным испытанием на верность. Фактически, многим оно будет стоить не только всех общедоступных благ, которые они имеют в этом мире, но и самой жизни. Ведь это поклонение должно будет идти вразрез с узаконенной папской «субботой». Вот Вам и объяснение, почему это названо запечатлением. Только имеющий Дух Святой сможет устоять. Были и прежде прецеденты гонений за «жидовскую ересь», но здесь уже принципиальным моментом выступят масштаб гонений — никогда они ещё не были глобальными. Никогда ещё весь мир не ополчался столь единодушно против чтущих заповеди Божьи и имеющих свидетельство Иисуса Христа. По-моему, здесь всё достаточно просто объясняется. И нет никакой нужды ставить под сомнение ни авторитет вестницы Божьей, ни вероучение церкви. Всё может спокойно оставаться на своих местах.
Приведите хотя бы один пример «ополчения», о котором вы утверждаете
В Откровении сказано, что за поклонение «Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» придётся «терпеть». Это Откр 14:7,12. Для того чтобы увидеть накал страстей, стоящий за лаконичностью пророческого повествования, и понять, что означает это «терпение», нужно немало потрудиться, конечно. Но это вполне доступно, когда знаешь — если не из личного опыта, то хотя бы из истории церкви — чего может стоить верность заповедям Божьим, и какая власть скрывается за «зверем» и его «образом». Ну а то, что стих седьмой является явной аллюзией на заповедь о субботнем покое, насколько я помню, и Вы в статье отмечаете, если Вы её автор. Кстати. как мне к Вам обращаться?
Хм, мы думали, вы сможете привести пример к утверждению «Никогда ещё весь мир не ополчался столь единодушно против чтущих заповеди Божьи и имеющих свидетельство Иисуса Христа.» из вашего комментария. На самом деле никто ни на кого не ополчается, ни одного реального примера нет
Примеров полно в истории, как я и говорил. Здесь же нужен не пример, а конкретное свидетельство Писания о последнем конфликте. Я привёл его. Для Вас это почему-то не убедительно. Я так понимаю, у Вас есть своя версия того, почему, что и от кого придётся «терпеть» святым, соблюдающим заповеди. Представьте её, пожалуйста. А почему Вы говорите «мы»? Вы там коллективом думаете? Я, кстати, просил Вас сказать своё имя. Меня здесь почему-то анонимом окрестили, хотя я свои данные никогда не прячу. Меня зовут Андрей.
Мы просили хоть одно доказательство к вашему утверждению «Никогда ещё весь мир не ополчался столь единодушно против чтущих заповеди Божьи и имеющих свидетельство Иисуса Христа.» Вы его не привели. Мы сделали выводы о правдивости ваших утверждений.
«здесь терпение святых, соблюдающих заповеди…» Спасибо братья дорогие, начинаю прозревать. Это за субботу все гонения на христиан происходили, за субботу иезуиты их на кострах жгли, за субботу Иоанн на Патмосе сидел, за субботу верных зверям скармливали на аренах, за субботу Павел был гоним и камнями побиваем, за субботу Иисуса предали священники. Как же я раньше не увидел эти очевидные факты!