О ТЕОРИИ «ЗАПРОСТО ПРОЩЁННЫХ»
О ТЕОРИИ «ЗАПРОСТО ПРОЩЁННЫХ»,
ГДЕ ОСПАРИВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В КРЕСТНОЙ СМЕРТИ ХРИСТА.
Ранее, в «Штрихах Благодати» (в частности в четырёх статьях под общим названием «Гнев Бога и сосуды Его милости»), я неоднократно писал о том, что в христианском взгляде на крестную смерть Христа есть НЕСКОЛЬКО СУЩЕСТВЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ. В основном они (эти трудности) упираются в вопросы о том, КОМУ ЖЕ ПОНАДОБИЛАСЬ СМЕРТЬ ИИСУСА? Зачем потребовалось пролитие Его Крови на Голгофе? Важно ли было то, что это была Кровь безгрешного Богочеловека? Что значат слова «…без кровопролития нет прощения» (Евр.9:22, Библия РБО)? Неужели человечество не могло быть принято или прощено Небесами «запросто» БЕЗ ВСЯКИХ ЖЕРТВ?
Вопросы эти конечно же разумны, однако лично я не вижу никакой возможности разрешить их методом ниспровержения, на мой взгляд, ЯСНО ОБОЗНАЧЕННОГО В БИБЛИИ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ КРЕСТА ХРИСТОВА.
Хотя я вполне уважаю философский поиск ответов на трудности в осмыслении взаимоотношений между Богом и человечеством, всё же в обретении представлений о Творце мне более близок ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТОВ БИБЛЕЙСКОГО ОТКРОВЕНИЯ, хотя при этом я категорически против консервативного ограничения Богопознания рамками одной только Библии.
Поиск ответов на поставленные выше вопросы нередко сопряжён с прочими сложностями схожей тематики… Например, если Бог – наш любящий Отец, а мы – Его любимые дети, почему Он поставил над нашими прародителями столь ЧУДОВИЩНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭДЕМЕ? Ведь по своей сути дерево познания добра и зла в Раю очень похоже на то, как если бы я положил среди игрушек моего маленького сына красивую коробку, например, с австралийским тайпаном или азиатским каракуртом… Даже если бы я предупредил сына о том, что коробку открывать нельзя, мой поступок был бы по меньшей мере очень странным…
Действительно ли для того, чтобы мой сын ДОКАЗЫВАЛ МНЕ СВОЮ ВЕРНОСТЬ, ему среди его игрушек нужна такая угрожающая коробка? А если он всё же откроет эту злосчастную коробку и будет ужален, каким образом я должен буду НАКАЗАТЬ ЕГО ВИНУ? И, если это вообще необходимо, то, когда это лучше сделать? Начать наказывать его сразу же или подождать пока он будет полностью исцелён от мучительных последствий укуса? Может быть ограничиться самими этими последствиями, а ослушание моего дорогого ребёнка ПРОСТО ЗАБЫТЬ? Или же это невозможно, и я обязан СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА МОЁМ ПОСТРАДАВШЕМ АВТОРИТЕТЕ и спросить за это с моего любимого виновника?
Факт остаётся фактом – МЫ НЕ ВСЁ ЗНАЕМ И НЕ ВСЁ МОЖЕМ ПОНЯТЬ, невзирая на то, что принадлежим к роду когда-то вкусивших от дерева познания… Разные примеры и метафоры земной реальности не в состоянии дать нам полное представление о произошедшей во Вселенной трагедии и о всех действиях или бездействиях Бога.
Границы этой темы в теологии столь тонки, что при неосторожном обращении с терминами очень легко ПРЕВРАТИТЬ БОГА В НЕКОЕ РАСТЕРЯННОЕ СУЩЕСТВО, которое мечется между Своей любовью к людям и внутренней ненавистью ко греху, которым мы все (объект Его любви) поголовно заражены.
В примитивном же «кафедрально-гомилетическом» преломлении этого вопроса в Боге нередко ПОБЕЖДАЕТ ИМЕННО ЕГО НЕНАВИСТЬ КО ГРЕХУ, а вовсе не Его любовь и сострадание к Его заболевшим детям, ибо, как кричит амвон, «если мы не прекратим грешить, то в итоге Всевышний нас обязательно уничтожит». А ПРЕКРАТИТЬ ГРЕШИТЬ МЫ НИКАК НЕ МОЖЕМ, ибо грешим не по личному волеизъявлению, но заражены генетически, а посему и всё самое лучшее в нас всегда остаётся неприемлемым для Господа…
Поэтому и выглядит Бог в некоторых таких проповедях как терминатор, запрограммированный кем-то на уничтожение греха… Дескать, Он-то вас любит, но НИЧЕГО С СОБОЙ ПОДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ, ибо во что бы то ни стало Он ДОЛЖЕН УНИЧТОЖИТЬ ГРЕХ и всю его заразу… Посему не обижайтесь, всё вполне справедливо… Но такое представление – бесспорный конец всякой Радостной Вести, вместо которой в итоге получается примерно такая УДРУЧАЮЩАЯ НАУКА: «Если Он идентифицирует в человеке хоть один нераскаянный грех или вдруг найдёт хоть один изъян характера или даже какую-то упущенную возможность для исправления этого изъяна, Он непременно вычеркнет ваше имя из Книги Жизни» (Ересь несусветная, но популярная).
На мой взгляд, именно такие «церковные» мотивировки к «святости» прихожан, провоцируют полное отвержение пытливыми умами не только этих надуманных концепций, но и самой евангельской сути христианства, ибо тоскующий по безусловной любви ГРЕШНИК ПРОСТО ОБЯЗАН КАК-ТО СВЕРГНУТЬ УГРОЗЫ БОГА-ДЕСПОТА и как-то избавиться от формализма Его примитивной религии.
Очевидно для меня и то, что сам по себе человек в силу своей греховности весьма склонен «не будить лихо, пока оно тихо», посему мы всячески избегаем тех вопросов, которые не увязываются в нашем сознании с выстроенными ранее и УЖЕ УСТОЯВШИМИСЯ ТЕОРИЯМИ. А когда же мы вдруг набираемся пытливой смелости и, поставив самих себя к стенке, начинаем РАССТРЕЛИВАТЬ СВОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ разными неудобными вопросами, наш защищающийся разум может быть очень искушён в том, чтобы устало отвергнуть весь непомещающийся в наше мировоззрение контент как недостойный нашего внимания… А между тем ВО ВСЁМ НАМИ ОТВЕРГНУТОМ ВПОЛНЕ МОГУТ БЫТЬ ВЕСЬМА ВЕСОМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА для нашей чуткой христианской совести.
И, между прочим, от подобного ниспровержения существенных доказательств не в пользу наших сформировавшихся представлений не застрахованы ни догматизированные до мозга костей конфессионалы, ни находящиеся в свободном плавании вольнодумцы, ибо СИЕ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР…
Итак, сегодня я хотел бы высказаться относительно теории «запросто» благого Бога, для Которого якобы не существует НИКАКОЙ ЛЮДСКОЙ ВИНЫ и Которому будто бы совершенно чужда христианская идея искупления человека на Кресте Голгофы… Но, к моему сожалению, высказаться просто у меня не получится, ибо придётся обращаться к тонкостям перевода библейского текста. Словом, ниже я попытаюсь дать письменный ответ на конкретные ранее обсуждаемые мною в устных беседах с конкретными людьми вопросы О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ НЕНУЖНОСТИ ГОЛГОФЫ.
А посему для тех, кто не вовлечён в обсуждение темы о «запросто» (БЕЗ ВСЯКОГО ИСКУПЛЕНИЯ) принимающем грешников благом Боге, всё что я буду излагать ниже, может выглядеть достаточно нудным и трудным для восприятия… Однако, Я УБЕЖДЁН В БЕСКОНЕЧНОЙ ВАЖНОСТИ ЭТИХ МЫСЛЕЙ. А посему отважившихся читать эту заметку до конца Бог да благословит терпением!
Прежде, чем я буду высказываться по сути этой темы, я хотел бы подчеркнуть ВАЖНОСТЬ СВОБОДЫ СОВЕСТИ и неотъемлемость священного права всякого человека – думать и говорить о Боге. В связи с этим, оппонируя приверженцам упомянутой здесь теории, я не ставлю цель – её ниспровергнуть, но всего лишь хотел бы ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕРРИТОРИЮ ЕЁ АВТОРИТЕТА.
То есть, я намерен показать, что, хотя этот взгляд имеет право на существование, он в целом весьма СЛАБО СТЫКУЕТСЯ С БИБЛЕЙСКИМ МАТЕРИАЛОМ и особенно – с ключевыми новозаветными евангельскими понятиями. И, если это так, то исповедующим эту теорию ради христианской честности стоит отказаться по меньшей мере от фундаментального протестантского тезиса «SOLA SCRIPTURA», а также признать ОТНОСИТЕЛЬНУЮ УСЛОВНОСТЬ АВТОРИТЕТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. А это значит, что вместо того, чтобы обвинять христианство в надуманности идеи искупления и пафосно заявлять о том, что в Библии не существует повода для переноса ответственности за грех с человека на приносимую жертву, имеет смысл говорить прямодушное «Я так считаю!» или «Мне так верится!». Сие будет вполне честно…
Итак, оспариваемую мною теорию сопровождает целый ряд, на мой взгляд, крайне крамольных идей, напрочь ОБЕСЦЕНИВАЮЩИХ КРЕСТ ХРИСТОВ… В частности – Христос, родившись на Земле, якобы был всего лишь Человеком, а поэтому рассматривать Его смерть в качестве Жертвы за грех человечества никак недопустимо, так как Сам Бог выступал категорически против человеческих жертвоприношений…
Цикл ритуальных жертвоприношений иудейского святилища и прочие библейские случаи принесения жертв в этой теории рассматриваются ЛИШЬ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ того, как с Иисусом обойдутся люди. Дескать таким образом (на языке языческих жертвоприношений) БОГ ВСЕГО ЛИШЬ ХОТЕЛ РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАК ЛЮДИ ПОСТУПЯТ С ЕГО СЫНОМ. И только в этом смысле Христос был назван Агнцем, а Его смерть, якобы, не имеет никакого искупительного значения, но является всего лишь РЕЗУЛЬТАТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ…
По меньшей мере в диалектике приверженцев «бескровного» прощения и «бескрестного» принятия Богом грешников совершенно ИГНОРИРУЕТСЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ТАЙНА ЕДИНСТВА Отца и Сына и никак не принимаются во внимание такие утверждения Спасителя как: «Я И ОТЕЦ – ОДНО» (Ин.10:30); «…Видевший Меня видел Отца…» (Ин.14:9); «Верьте Мне, что Я В ОТЦЕ И ОТЕЦ ВО МНЕ…» (Ин.14:11); «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я САМ ОТДАЮ ЕЁ. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её…» (Ин.10:18), а поэтому христианский взгляд на искупление греха в этой теории воспринимается КАК ВООБРАЖАЕМОЕ УБИЙСТВО СЫНА ЕГО КРОВОЖАДНЫМ ОТЦОМ, Которому, видите ли, для прощения людей понадобилось распятие собственного невинного Сына.
В теории этой оспаривается и сама ИДЕЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ, и тем более – ПЕРЕНОС ВИНЫ за грех с верующего грешника на предполагаемого Искупителя. Понятие заместительной жертвы воспринимается исключительно как надуманное, якобы не имеющее никакого основания в Библии.
Отсюда же вытекает и ОТВЕРЖЕНИЕ ИДЕИ ОБРЕТЕНИЯ ВЕРУЮЩИМИ БОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВЕДНОСТИ, ибо Богу якобы незачем облекать нас в какую-то одежду праведности, ибо Он и так, как нормальный Отец, принимает Своих заблудших детей. То есть, поскольку утверждается, что Христос не мог принять на Себя наши грехи, то стало быть и Его праведность не может быть перенесена на нас, да это вовсе и НЕ НУЖНО БОГУ…
Из прочего стоит отметить ещё и то, что вера в этой теории подаётся вовсе не как инструмент для восприятия состоявшегося на Кресте Голгофы искупления человечества, а КАК САМОДОСТАТОЧНАЯ ЦЕННОСТЬ, благодаря которой Бог нас и принимает. То есть, главное, что необходимо для нашего принятия Богом заключается в том, чтобы мы смогли Ему поверить. В чём именно необходимо Ему поверить почти не разъясняется, но В КАЧЕСТВЕ ВОПРОСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО СУТЬ ВЕРЫ, представляется принятие того факта, что Иисус – Сын Бога. В общем-то сие близко к правде, но всё же у веры есть содержание…
Согласно теории «бескровного» примирения человечества с Богом, СУТЬ МЕССИАНСТВА ХРИСТА сводится лишь к провозглашению Его Сыном Бога. Дескать, Он был объявлен Божьим Сыном, чтобы люди, поверив в это, могли быть спасены. В качестве аргумента приводится тот факт, что и современные иудеи связывают свои вечные надежды вовсе не со смертью Мессии, а лишь с Его приходом в общество избранного народа… Стало быть, вера в то, что родившийся в Вифлееме иудейском во дни кесаря Августа Сын Марии – и есть пришедший от Бога Мессия, является спасающей, Его же смерть не имеет никакого отношения к нашему спасению…
Однако в классическом протестантском восприятии науки спасения (которую я от всей души исповедую) СПАСАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В САМОЙ ВЕРЕ КАК ТАКОВОЙ, А В ЕЁ ОБЪЕКТЕ – в состоявшемся на Кресте Голгофы искуплении человечества. То есть, спасение наше состоялось в осуществившемся факте искупления посредством пролития Крови Божьего Сына, что верою мы и воспринимаем.
Я спасён НЕ ПОТОМУ ЧТО Я ПОВЕРИЛ (ибо в этом случае моя вера выглядела бы как моя заслуга), но спасён ПОТОМУ, ЧТО БЫЛ ИСКУПЛЕН ИИСУСОМ, и вера подарена мне Свыше, дабы это искупление я мог воспринять и им жить.
Доктор Дезмонд Форд бесконечно прав, когда пишет следующее: «Вера похожа на очки на нашем носу. Если вы снимете их и будете ими размахивать, то ничего не увидите. Добродетель веры заключается В ЕЁ ОБЪЕКТЕ. Мы спасены Христом – через веру. ВЕРА – ВСЕГО ЛИШЬ РУКА, КОТОРАЯ БЕРЁТ ПОДАРОК».
То есть, не наличие очков спасает человека, а Крест Голгофы, который увидели мы через ниспосланные нам очки. Поэтому хвались или не хвались оправой или размером этих очков – всё есть пустое, ибо НЕ В НИХ ВООБЩЕ ЦЕННОСТЬ, а в том, что подарено для нас в крестной смерти Спасителя. Если узрел грешник в Распятом Плотнике своего Искупителя, то вера достигла того, для чего и была грешнику подарена…
Однако, позвольте мне перейти к краткому разбору ряда библейских текстов относительно искупительной роли Мессии, сути Креста Голгофы и величайшего фактора замещения, где наши грехи были возложены на Иисуса, а Его безупречная праведность подарена всем уверовавшим…
1. ПРАВЕДНОСТЬ – АТРИБУТ БОГА
***Рим.3:21-25 «Но ныне, независимо от закона, явилась ПРАВДА БОЖИЯ («δικαιοσύνη Θεοũ» – праведность Божия), о которой свидетельствуют закон и пророки, ПРАВДА БОЖИЯ («δικαιοσύνη Θεοũ» – праведность Божия) через веру в Иисуса Христа ВО ВСЕХ И НА ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, ибо нет различия, потому что ВСЕ СОГРЕШИЛИ И ЛИШЕНЫ СЛАВЫ БОЖИЕЙ, получая оправдание даром («δικαιούμενοι δωρεαν» – оправдываемые даром), по благодати Его, ИСКУПЛЕНИЕМ («δια της απολυτρώσεως» – через выкуп) во Христе Иисусе, которого Бог предложил В ЖЕРТВУ УМИЛОСТИВЛЕНИЯ («ιλαστήριον» – место умилостивления) В КРОВИ ЕГО через веру («δια πίστεως εν τω̣ αυτοũ αίματι» – через веру в Его кровь) для показания правды Его («εις ένδειξιν της δικαιοσύνης αυτοũ» – в доказательство праведности Его)…».
А) – Праведность, безусловно, Божия. Сие дважды подчёркивается в тексте… Вера здесь – лишь посредник, посредством чего ПРАВЕДНОСТЬ ВОЗДВИГАЕТСЯ НА ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ или вернее – НАД ВСЕМИ ВЕРУЮЩИМИ.
Б) – Обретают праведность (или становятся оправданными) верующие конкретно через ВЫКУП во Христе (Аналогично говорится О МИССИИ ХРИСТА КАК О ВЫКУПЕ, например, здесь ***Мф.20:28, Библия РБО «…Сын человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, а чтобы служить и ОТДАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ КАК ВЫКУП ЗА МНОЖЕСТВО ЖИЗНЕЙ»).
В) – Христа Бог подарил нам В КАЧЕСТВЕ УМИЛОСТИВЛЕНИЯ, на которое верующие могут опереться, возвращаясь к Отцу, опять же, согласно тексту, оправдание наше происходит ПОСРЕДСТВОМ ВЕРЫ В КРОВЬ ХРИСТА, а не просто веры во Христа).
Г) – Христа Бог сделал УМИЛОСТИВЛЕНИЕМ в качестве ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГО ПРАВЕДНОСТИ («да явится Он праведным» – ст.26). То есть определённо Бог не может быть просто благим, милостивым и любящим, со всем этим ОН ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ЕЩЁ И ПРАВЕДНЫМ.
2. БЛАГОДАТЬ И ДАР ПРАВЕДНОСТИ
***Рим.5:17, Заокская Библия «И если преступлением одного человека, через него одного, стала царствовать смерть, то тем более БУДУТ ЦАРСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОДНОГО, через Иисуса Христа, ПОЛУЧИВШИЕ В ПРЕИЗБЫТКЕ БЛАГОДАТЬ И ДАР ПРАВЕДНОСТИ».
А) Праведность – это ДАР БОГА (ибо только Он праведен), дар этот дарован нам ПО ПРИЧИНЕ ОБИЛИЯ БЛАГОДАТИ В БОГЕ.
Б) Мы царствуем в жизни (вернее – ЖИЗНЬ ЦАРСТВУЕТ В НАС ВМЕСТО РАНЕЕ ЦАРСТВОВАВШЕЙ СМЕРТИ) посредством Одного, смерть победившего Христа…
В) Благодать по отношению к нам по сути и выражается в даре (ПОДАРКЕ) праведности. Она (БЛАГОДАТЬ) и ВОЦАРЯЕТСЯ В НАС ЧЕРЕЗ ПРИНЯТИЕ НАМИ ДАРА ПРАВЕДНОСТИ или оправдания (***Рим.5:21 «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и БЛАГОДАТЬ ВОЦАРИЛАСЬ ЧЕРЕЗ ПРАВЕДНОСТЬ («χάρις βασιλεύση̣ δια δικαιοσύνης») к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим»).
…ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой