О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 1
#степанов #конфессиональный_сепаратизм #другие_деноминации #образ_врага
О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 1
«…Когда молодые люди убивают друг друга просто за другой цвет кожи или другое вероисповедание, мало кто задумывается о причинах этого. А дело всего лишь в том, что эти мальчики выросли в мире, где есть «свои» и «чужие»…» (О. Суворова, «Мы только стоим на берегу», Издательство ЭКСМО).
Настоящим повествованием я пытаюсь выразить своё глубокое сожаление о том, что живущий в христианском многообразии внутренний антагонизм одних последователей Иисуса к другим безжалостно смазывает написанную благодатной кистью Творца прекрасную картину Благой вести, адресованной каждому приходящему в этот мир человеку! Скорблю об этом от всей души…
Выражаю также свою искреннюю надежду на то, что в нашей религиозной среде в отношении людей иного вероисповедания не так всё плохо, как иногда выглядит. Хотя почти на всех форумах разные дети Бога с неистовством ломают свои правоверные копья, мне почему-то всё время кажется, что почти все верующие люди глубоко в душе тоскуют по смиренному милосердию и искренне мечтают сбросить с себя эту надоедливую обязанность – контролировать и судить по своим конфессиональным шаблонам личность и веру других людей.
Я надеюсь, что когда-нибудь от этой своей безблагодатной роли судей мы все безмерно устанем и во имя Господа искренне свергнем её (эту роль), признав, что только Бог знает всё и может судить о всём и о всех, а мы лишь «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1Кор.13:9), видя истину «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» (1Кор.13:12).
Рано или поздно верующая душа непременно свергнет все узкие рамки и торжественно воскликнет о том, что истина, как и благодать Господа, не может быть одета в конфессиональную униформу. Как глоток свежего воздуха в сердцах и сознании нашем прозвучит умиротворяющая правда о том, что истина (как и благодать) не может быть замкнута в религиозных организациях, но она повсюду, и ею пропитано всё вокруг нас. Только вот открывается она мало-помалу лишь тем, кто сподобился смирения признать, что никому из людей и никаким конфессиям не принадлежит безошибочность.
Правда в том, что истина везде и одновременно нигде, ибо она испаряется всякий раз, как только люди вместо того чтобы к ней лишь прикасаться, пытаются её контролировать и ею распоряжаться как приватизированной собственностью.
Такую, контролируемую, разложенную по полочкам и разлитую в доктринальные сосуды «истину» её приверженцам всегда приходится навязывать людям иного мировоззрения, для которых она всё равно остаётся чужой и ущербной, ибо нет в ней вселенской широты и глубины, да и ведёт такая «истина» не к доверию Господу, а к новой форме эгоизма – нравственному и теологическому высокомерию.
Пред Богом свидетельствую, что вопрос этот я пронёс через свою душу, и нет ничего удивительного в том, что не только я, но и многие мои единоверцы чувствовали и продолжают чувствовать тяжёлое ощущение противоречия между чудесной Евангельской вестью благодати, прощения, оправдания и необходимостью поддерживать в людях менталитет осуждения всех тех, кто иначе верит или иначе думает о Боге.
Лишь спустя годы своего пасторского служения я ощутил острую необходимость отказаться от попыток провозглашать однозначные ответы в вопросах веры. До конца не знаю, в чём заключается причина метаморфоз моего религиозного сознания, но признательность за это я возношу Богу. Возможно, пошатнувшееся здоровье или особенности среднего возраста, но что-то было инструментом в Его руках и повлияло на меня так, что где-то внутри меня (там, где всё настоящее, где нет спектаклей) всё вдруг стало мягче.
Душа моя пришла в восторг от осмысления того, что Бог всегда был и всегда будет безмерно шире всего того, что я и конфессия, к которой я принадлежу, могли бы о Нём подумать или сказать. Как гром среди ясного неба моё сердце услышало правду о том, что мой конфессиональный догматизм бесконечно вредил моему восприятию Бога, так как по сути он запрещал мне свободно думать о Творце и Его Слове.
Сегодня я пишу об этом потому что сказал когда-то Богу: «Отец, я хочу проповедовать Евангелие о Распятом Спасителе! Я больше не хочу обвинять людей, которые верят не так как я! Дай мне силы!» По сей день я держусь этого исповедания моей совести, и да сохранит меня Бог от того, чтобы мне забыть известные нам слова Апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом СТОИТ ОН, ИЛИ ПАДАЕТ. И БУДЕТ ВОССТАВЛЕН, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).
I. БУКВАЛИСТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ
Бесконечно тоскливо было бы жить на нашей планете, если бы все мы одинаково думали о Боге и Его воле. Библия не была бы Священной Книгой если бы в ней не было причин для разномыслия. Однако я искренне верю в то, что Церковь Христа никогда не одолеют силы ада именно потому что её единство было и будет в многообразии.
Церковь приглашена верить в «МНОГОРАЗЛИЧНУЮ премудрость Божию» (Еф.3:10) и «МНОГОРАЗЛИЧНУЮ благодать» (1Пет.4:10), а потому она живёт сквозь все религиозные конфессии и вне их, природа её глубоко духовна, и никто не может определить её видимых границ. Церковь – есть собор всех, настигнутых благостью Господа, где бы мы ни находились.
Обращаясь к Библии, я должен чистосердечно признать, что некоторые её тексты при их буквалистском толковании действительно могут быть осмыслены как основание для религиозного сепаратизма и взаимной неприязни между верующими разных конфессий.
Например, цитируемое апостолом Павлом, пророчество Исаии о бегстве евреев из Вавилона: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор.6:17), — фрагмент, как мне представляется, достаточный для оправдания подозрительности и закрытости разных конфессий от «внешних».
Но разве не должны мы в свете Креста Христова остерегаться смешивать в один коктейль грех и грешников? Разве вразумлённый столь колоритным видением апостол Пётр был неправ, сказав: «…Но мне Бог открыл, чтобы я не почитал НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА скверным или нечистым» (Деян.10:28).
Или вот ещё один весьма опасный текст: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин.3:10).
Даже когда я думаю о ярых безбожниках и закоснелых скептиках, я спрашиваю себя: «А разве могут быть у дьявола дети? Разве и он – творец? Не все ли в его сетях дети, похищенные у Бога, потерянные до времени дети Небесного Отца?» Не примирил ли Бог во Христе с Собою весь мир (2Кор.5:19)? Не есть ли Христос умилостивление не только за наши грехи, но и за грехи всего мира (1Ин.2:2)?
Тем более, когда речь идёт о людях, пламенно любящих Христа и в меру открытого им света свидетельствующих о Его искупительной смерти! Не сказал ли Иисус и о тех, кого мы считаем даже плевелами: «оставьте РАСТИ ВМЕСТЕ то и другое до жатвы» (Мф.13:29,30). Вместе, а не в отдельных резервациях, причём – аж до самой жатвы!
Печально, что разница в объеме постигнутых людьми разных конфессий знаний о Боге и Его воле, способна разделить нас на сортность. А разве внутри одной конфессии мы все в одинаковой мере усвоили объём или глубину Священного Писания? Не должны ли постигшие большее (как им кажется) бережно укреплять в вере тех, кому открыто меньше? Так почему же для меня должны быть второсортными или нечистыми (отступниками) люди, к чьим сердцам я всё ещё не нашёл путь или ключ, чтобы обогатить их открытым мне светом?
Как пример Божьего великодушия, которым стоит «заразиться» всякому верующему, на память мне приходит «город кровей» – Ниневия, куда Бог направлял Своего непростого слугу Иону. Приведу небольшой фрагмент из истории этой древней столицы, эпизод ассирийской внешней политики – их обращение с царями и полководцами побеждённых народов. Историки сообщают, что вход в Ниневию был уставлен клетками с дикими зверями, а также с клетками, где сидели обнажённые цари побеждённых Ассирией народов. Цари эти в жалком виде были заняты тем, что толкли в ступках привозимые с их земель кости их предков.
Очевидно, что народ Ниневии не принадлежал к разряду светских гуманистов или религиозных филантропов, однако это не помешало Богу сказать: «А Мне-то как не пожалеть большой город Ниневию? В ней — свыше ста двадцати тысяч человек, не понимающих, где у них право, где лево, и много скота»?» (Ион.4:11, Библия РБО-2011).
Такая позиция Бога, хотя и немало огорчила пророка Иону, всё же является верным акцентом для всех уверовавших в Творца Вселенной и доверяющих Ему. Людям свойственно заблуждаться, но от этого мы не перестаём быть детьми Небесного Отца.
II. БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ДАР СВОБОДЫ СОВЕСТИ
Не величайшее ли богатство, – подаренная Богом всякому человеку свобода верить или не верить? И если уж верить, то именно и только по велению личной совести, а не по настоянию других людей и не по требованию различных земных институций.
Бесконечно прав один из отцов-основателей «Империи добра», когда говорит о свойственном сознанию человека тяготению к свободе совести: «…Взгляды и вера людей зависят НЕ ОТ ИХ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ, но невольно ПОДЧИНЯЮТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ, предложенным их уму; …Всемогущий БОГ СОЗДАЛ УМ СВОБОДНЫМ и выразил своим высшим желанием, чтобы он ВПРЕДЬ ОСТАВАЛСЯ СВОБОДНЫМ, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; …Все попытки воздействовать на ум мирскими наказаниями, или возложениями тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерения Творца нашей религии…» (Томас Джефферсон, «Билль о религиозной свободе», 1779 г.).
Не признал ли эту свободу великий апостол язычников, написавший Церкви: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем ИНАЧЕ МЫСЛИТЕ, то и это Бог вам откроет. Впрочем, ДО ЧЕГО МЫ ДОСТИГЛИ, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп.3:15,16). Мыслить и жить не по правилу «совершенных», но по тому, чего достигли сами! Так кто же тогда и из какой канцелярии поручил мне рядить верующих иного мировоззрения в богоотступников или слуг сатаны?
Чтобы снять напряжение моего монолога к читателю напомню написанную кем-то от имени большинства верующих разных исповеданий (ибо в этом мы все «истинно-истинные» похожи друг на друга), популярную притчу:
«Однажды я летел в самолете, и заметил, как севший в соседнее кресло человек, достал из своей дорожной сумки… Библию! Я, набравшись смелости, спросил:
— Вы – верующий?
— Да, — ответил незнакомец спокойно, но настороженно.
И, хотя я и был еще молодым верующим, я уже знал: нужно быть предельно предусмотрительным.
— Признаете ли Вы непорочное зачатие?
— Безусловно.
— Божественность Христа?
— Вне всякого сомнения.
— Крестную смерть Иисуса?
— Он умер за всех людей.
Неужели рядом со мной сидел настоящий христианин? На всякий случай я продолжил проверку:
— Состояние человека?
— Грешник, нуждающийся в благодати.
— А что такое благодать?
— Бог дает человеку то, чего тот не в состоянии заслужить сам.
— Второе пришествие?
— Внезапное.
— Библия?
— Богодухновенна.
— Церковь?
— Тело Христово.
— Консервативный или либеральный?
— Консервативный.
— Направление?
— Южноконвенционный Диспенсационный Тринитарный Альянс Великого Поручения.
И я оттуда же!
— Ответвление?
— Предтысячелетнее, поствеликоскорбное, клеточногрупное, нехаризматическое, с ежемесячным причастием из общей чаши.
Мои глаза увлажнились. У меня оставался последний вопрос:
— А чаша у вас хрустальная или металлическая?
— Хрустальная, — ответил он.
Я отпрянул назад и, отвернувшись, сухо бросил: «Еретик!». Больше я с ним не разговаривал»
Можно улыбнуться, однако в целом – не до шуток! У свободы мыслить, говорить и действовать были и будут последствия, за которые необходимо брать на себя и с честью нести ответственность. Возможно и мои рассуждения могут кого-то смутить, особенно тех из нас, чьим ключевым аспектом веры является фактор исключительности нашей конфессии. Но я иду на эту откровенность, зная насколько более тяжёлыми могут быть последствия от пропаганды идеологии раздутой до непомерных размеров религиозной правоты.
Продолжение в части 2 следует.
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой