НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ
#фундаментализм_и_библия #непогрешимость_библии #богочеловечность
За распространенным представлением о фундаментализме как о вере в непогрешимость Библии стоят проблемы, о которых мало кто задумывается. Прежде всего, необходимо четко понимать (и мы будем постоянно к этому возвращаться), что тезис о непогрешимости Библии сегодня превратился в лозунг. Что за ним стоит – не знают даже сами фундаменталисты. Этим лозунгом прикрываются доктрины и идеологемы, никакого отношения к Библии не имеющие. Провозглашаемый пиетет по отношению к Библии никак не вяжется в фундаментализме с потрясающим нежеланием серьезно и научно подходить к изучению Библии и делать серьезные выводы из этого исследования.
Об этом поговорим ниже, сейчас же обозначим лишь некую парадоксальную ситуацию: если вера в непогрешимость Библии действительно есть сущность фундаментализма, то по каким-то причинам эта вера ни к чему не обязывает самих фундаменталистов? В лучшем случае, нас попытаются убедить в том, что христианская вера неотделима от «шестидневного креационизма», от которого непосредственно «зависит наше спасение», но при этом мы на каждом шагу будем видеть, как подлинные библейские ценности в фундаменталистской доктрине оказываются попранными.
Реакция фундаменталистов на все это предсказуема: они усмотрят в наших словах стремление доказать идею, будто в Библии есть «ошибки». Мы далеки от мысли вступать в спор по этому поводу, и вот почему: фундаментализму не удается расшифровать эту «вещь в себе» – непогрешимость текста. Точно так же ему не удается объяснить, что такое в таком случае «ошибка». Расхождения между четырьмя Евангелиями или другими текстами внутри Библии – это «ошибки» или «не ошибки»? Для заботящегося об удобстве фундаментализма неудобно даже существование четырех Евангелий вместо одного, неудобна сама структура Библии, ее жанровое многообразие (например, какой смысл Богу диктовать хвалебные псалмы Самому Себе?).
Жанровая наполненность Библии вообще должна была бы ставить фундаменталиста в тупик: действительно, что делает в Библии поэзия? Для чего там притчи? Почему бы вместо притч не записать догматические определения из учебника систематического богословия? Фундаменталист готов воспринимать в Библии разве что жанр протокольной фиксации исторических событий (хотя почему такая фиксация должна быть Словом Божьим?). В сущности, для фундаменталистского мышления вполне подошла бы иная «библия» – список запретов, повелений и догматов, в которые надо верить, чтобы спастись.
С точки же зрения фундаментализма, Бог провозглашает Свое Слово не в историческом контексте, не к конкретному человеку, и уж тем более не играет словами (хотя это означало бы плохое владение «иностранным», человеческим, языком), а вещает в глухое безвоздушное пространство, в бездонную вечность.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой