НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПЛАГИАТА
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПЛАГИАТА
Успех и гениальность любого религиозного движения заключается в том, чтобы говорить своим членам то, что они хотят услышать, и следить за тем, чтобы они не слышали того, чего вы не хотите, чтобы они услышали.
Ничто не даёт таких возможностей в этой области, как пресса. Гуттенберг не имел ни малейшего представления о том, какие двери он открывает, когда изобретал печатный станок. Со времен Тёмных веков, когда истина была прикована к стене библиотеки, чтобы никто не мог вынести её из хранилища (даже с читательским билетом), человечество должно было принимать и пользоваться тем, что раздавали отцы церкви. Конечно, это было немного лучше, чем, когда отцы навязывали знания с помощью духового ружья или рукоятки топора, но все же это была форма контроля.
Искусство печати должно было развиться до такой степени, что целью стало не управление телом с помощью оружия, а управление разумом с помощью печати. Вольнодумцы всегда попадали в беду. Во времена Моисея, если кто-нибудь разжигал костёр, чтобы насладиться чашкой горячего травяного чая в субботу, его побивали камнями, и не в современном смысле этого слова. Если бы он во дни Неемии бродил в субботу по местному рынку, он рисковал бы тем, что ему вырвут бороду или волосы на голове. Даже в новозаветные времена, когда Анания оставил себе несколько шекелей из десятины для оплаты своих крайних нужд, местный богослов приказал ему упасть замертво, что и произошло.*
* См. Лев.24. Неем.13. Деян.5.
Итак, печать. Пресса подходила гораздо лучше; Нет беспорядка, который нужно убрать, нет тел, которые нужно похоронить. Просто следуйте двум правилам: говорите людям то, что вы хотите, чтобы они услышали; не позволяйте им слышать то, что вы не хотите, чтобы они слышали. Первое правило не слишком сложное, но второе все же требует некоторой формы контроля. Если люди не умеют читать, до них нельзя достучаться книгами, но, если они умеют читать, до них может дойти неправильные книги. Как же церкви решают эту проблему? Возлагая её на Бога. Это тоже старая идея. Богу часто приписывают то, чего он не делал; и с начала времён дьявол был оправдан за то, что он сделал. Прочитайте про Адама и запретный плод в Книге Бытия, рассказ о сотворении и грехопадении.
Адвентисты не были первыми, кто соединил всё воедино, но они добились большего успеха, чем некоторые. Рынок, с которого они начали, был небольшим и разрозненным, но с помощью Эллен он должен был расти и объединяться. Джеймс Уайт был своего рода учителем и знал силу прессы — особенно силу контролируемой прессы и то, насколько лучше было бы позволить Богу контролировать её. Просто убедите читателей, что это Бог написал то, что они прочитали, — таким образом придавая написанному авторитет, — и Бог не причастен к тем книгам, о каких им было сказано не читать. Неплохая идея для группы новичков. Это работало тогда и работало до сих пор, — до недавнего времени, когда у нескольких человек хватило наглости сойти с поезда и вернуться назад, чтобы посмотреть, что двигало эту машину.*
* Donald R. McAdams, “Shifting Views of Inspiration: Ellen G. White Studies in the 1970s,”Spectrum 10, no. 4 (March 1980): 27-41.
Вот вам и система. Теперь о том, как всё это объединить. Кто должен был писать для Бога? Уж точно не Джеймс. Его попытка стать писателем состояла лишь в том, чтобы написать всего лишь четыре книги, и то, все они в основном скопированы у других авторов. Эллен, имевшая только три класса образования, ещё не написала ничего примечательного. Не очень выгодная комбинация в то время, когда образование только начинало завоёвывать популярность. Возможно, в другой раз и в другом месте. Но постепенно появился блестящий эксперимент, заставивший всё это работать, — гениальное решение. Почему бы не украсть всё это, во имя Бога?
В конце концов, ведь это делалось и раньше — по крайней мере, так должны были утверждать современные защитники адвентистской веры сто тридцать лет спустя. Стало известно, что евангелист Лука скопировал у евангелиста Марка, а Павел украл материал у греков, даже не поставив их в известность. Свои идеи Иоанн Богослов украл у древних язычников, а Иуда провёл пробный прогон некоторых псевдоэпиграфических работ. Говорят, что даже Моисей вместо того, чтобы принять 10 Заповедей от Бога, заимствовал их у Хаммурапи, древнего законодателя, или даже у других, живших до него.*
* Robert W. Olson, “Ellen G. White’s Use of Uninspired Sources,” photocopied (Washington: Ellen G. White Estate, 9 November 1979), pp. 17-18. Later talks given and photocopies circulated by the White Estate members expanded further on the theme of biblical borrowing.
Во времена Эллен это было естественно. До неё был Эмануэль Сведенборг, у которого были видения для короля и королевской семьи примерно в 1740 году. Он основал церковь и увидел многое, чего не видели другие, и кое-что из увиденного сбылось. Лидер трясунов в Америке Энн Ли, как и Эллен, не имела образования, но писала «свидетельства» членам своей секты. Как и миссис Уайт, она требовала «особой одежды» и выступала «против войны и употребления свинины». В 1792 году Джоанна Сауткотт, домашняя прислуга, дитя нищих и малообразованных родителей, объявила себя пророчицей и сказала, что её видения говорили ей, что скоро придёт Христос.*
* D[udley] M. Canright, Life of Mrs. E. G. White: Seventh-day Adventist Prophet; Her False Claims Refuted (Cincinnati: Standard Publishing Company, 1919), pp. 18-31.
Знаменитый мормон, Джозеф Смит, только что сошёл со сцены своей деятельности в 1844 году. Это стало большим разочарованием как для него, так и для его последователей. Позже, в том же 1844-м его застрелили. Его жизненное путешествие было коротким. Он родился в 1805 году и умер в 1844 году, когда миссис Уайт начала получать откровения. Он был беден и неизвестен до тех пор, пока ему не стали приходить «видения» и «откровения», а также видения ангелов и разговоры с ними. Он учил о Втором пришествии, а его последователи должны были стать Святыми Последних дней (все другие церкви были языческими или не мормонскими). Подобно адвентистам, Церковь СПД переписала Библию через своего пророка и получила новые откровения, хотя некоторые недавние исследования подтверждают, что тексты были украдены.*
* Wayne Cowdrey, Donald R. Scales, Howard A. Davis, Who Really Wrote the Book of Mormon? (Santa Ana, CA: Vision House, 1977). This book gives an address from which tapes are also available on the subject.
Список не заканчивается. Мэри Бейкер Эдди, уже известная нам Христианская наука, также была рядом с Эллен большую часть жизни. Хотя их идеи порой были различны, последователи обеих считали, что уж их-то пророк был вдохновлён Богом, и писания именно их пророка должны использоваться для толкования Библии.
Замечательный Чарльз Т. Рассел из Сторожевой Башни, основатель организации «Свидетели Иеговы»* тоже жил во времена Эллен. Его последователи считают, что именно они — единственная истинная церковь, а все остальные — «Вавилон». Адвентисты подписались бы под последней частью, но дело в том, что к тому времени именно они считали себя членами единственной истинной церкви.**
** Canright, Life of Mrs. E. G. White, pp. 25-31.
УОЛТЕР РИ «Белая ложь»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой