Кажущаяся уникальность адвентизма

Кажущаяся уникальность адвентизма


#остаток #исключительность_адвентизма #доктрины #другие_церкви #экуменизм

 

КАЖУЩАЯСЯ УНИКАЛЬНОСТЬ АДВЕНТИЗМА

 

Адвентизм родился не в вакууме.

 

Другими словами, мы не настолько уникальны, как мы любим думать.

 

Вращаясь в адвентистской среде, многие люди считают, что все наши истины просто свалились на нас откуда то с небес, и до нас их никто и никогда не слышал. Николас Миллер выразил это словами: «Некоторые адвентисты, оказывается, верят, что наши основатели сидели в комнате со своими Библиями и вместе выработали целый набор верований и практик, с нуля восстановив новозаветную церковь». (Miller, Nicholas P. «The Reformation and the Remnant»). Этот мифологический взгляд на самих себя позволяет многим считать себя особенными. У всех остальных христиан было кое-что из истины, но по большей части все они неправы. А мы правы. Такой менталитет породил в нашей среде чувство нарциссизма, что привело к самовозвеличению, и мы поставили самих себя на более высокий уровень, по сравнению с другими протестантами и евангельскими христианами.

 

Представьте мое удивление, когда я понял, что почти все наши вероучения были аккуратно изложены и собраны задолго до того, как мы вышли на сцену?

 

Некоторые из этих убеждений не были для меня неожиданностью. Пять «сола» протестантской реформации (только Писание, только верой, только благодатью, только через Христа, только во Славу Божью) – это часть любой протестантской конфессии. Вера в Троицу, божественность Иисуса, Его Евангелие, церковь, царство и Его скорое возвращение – это те основные идеи, о которых известно, что мы разделяем их с другими (http://www.christianity.com/church/church-history/the-five-solas-of-the-protestant-reformation.htm). Но я даже не догадывался, насколько глубоко на самом деле это сходство.

 

Например, адвентисты верят, что Бог есть любовь и как Бог любви, Он дал всему человечеству свободу воли. Поэтому мы можем сделать выбор, любить ли Его и служить Ему, или нет – без всякого принуждения или программирования на это. Это вероучение известно как арминианское богословие, которое развил голландский реформатор Якоб Арминий (1560 – 1609), и оно по-прежнему остается точкой зрения разных веслианских и арминианских баптистских конфессий (https://en.wikipedia.org/wiki/Arminianism). Арминианский подход к Писанию является одной из основополагающих идей, без которых адвентизма попросту не было бы. Это центр нашего учения и часть нашей идентичности, но изобрели это совсем не мы. Это богословие существовало за столетия до того, как мы вышли на сцену.

 

Мотив Великой Борьбы – тоже не наше уникальное учение. Скорее, основу этого учения заложил Джон Уэсли в том, что он называл «эстетической темой» Писаний. Как и адвентисты, Уэсли был глубоко очарован и заинтересован истиной о Божьем характере, который открывается в Писании. Он начал поиски благости Божьей и, используя арминианское богословие, из Писаний он обнаружил, что Бог создал все хорошим, но восстание сатаны, благодаря неправильному использованию свободной воли, привело к падению ангелов и затем, ко грехопадению человека (http://evangelicalarminians.org/john-wesley-on-the-origins-of-evil/).  Подобно арминианству, эстетическая тема Уэсли заложила основу и изложила многие подробности, на которых основываются адвентисты, излагая свой взгляд на Великую Борьбу.

 

Адвентисты считают, что спасение – это бесплатный Божий дар, он не достигается делами, во что, по сути, верит любая протестантская конфессия. Но еще мы считаем, что неотъемлемой частью спасения является и освящение, а не только лишь оправдание. Эти две вещи не могут быть разделены. Одна вещь дает нам право на небеса (оправдание), а другая превращает нас в людей, которые хотели бы жить там вечно (освящение). Вероучение, что оправдание и освящение – это одно целое, то, что верующие переживают одновременно, не было широко распространено в арминианском мире. Скорее там было распространено учение, что верующий испытывает оправдание, а затем, позже, начинается отдельный процесс освящения. Джон и Чарьз Уэсли, основатели уэслианского движения, популяризировали объединение освящения и оправдания и делали гораздо больший акцент на святости жизни, чем их предшественники (http://evangelicalarminians.org/demarcating-wesleyan-arminianism-and-reformed-arminianism/), Это по-прежнему остается точкой зрения многих методистских, пятидесятнических, веслианских и назарянских церквей.

 

Кроме того, доктрина «однажды спасен – спасен навсегда», которую отвергают адвентисты, не принимается в лютеранской вере, а также в методистских, пятидесятнических или веслианских церквях. На протяжении многих лет я верил, что только лишь адвентисты отвергли это лжеучение (которое называлось у нас «дешевой благодатью»), и поэтому только у нас осталось истинное Евангелие. Я был потрясен, когда обнаружил, что все арминианские конфессии тоже отвергают это учение. Кроме того, учение о том, что Дух Божий инициирует процесс спасения человека, пробуждая в нас нужду в Боге (ту реальность, к которой мы сами пробудиться не можем), что этой благодати можно противостоять, и что сердце можно ожесточить против Святого Духа, и что вера – такой же дар Божий, как и благодать – это методистское учение. Все это означает, что адвентистская «история спасения» на самом деле не только наше учение. Скорее, это арминианско – веслианское понимание спасения.

 

Что можно сказать насчет доктрины о совершенствовании христианского характера? Она тоже основана на учении Уэсли и по-прежнему поддерживается многими, кто считает себя арминианами – веслианцами. К сожалению, многие адвентисты не понимают, насколько наша вера похожа на пятидесятнические традиции, берущие начало из мысли Уэсли. Многие из нас думают о пятидесятниках только лишь в контексте их громкого богослужебного стиля и «говорения на языках», и совсем не понимают, как много общего у нас с ними (и с веслианскими церквями в целом) в том, что касается понимания Божьего характера и освященной жизни.

 

Подобным образом взгляд адвентистов на Ветхий и Новый Заветы идентичен взгляду, одобренному Вторым лондонским баптистским исповеданием, созданным реформированными баптистскими церквями. Оба отвергают крещение младенцев, учат, что и ветхозаветные, и новозаветные верующие спасаются благодатью, и что ветхозаветный Израиль был прототипом новозаветной церкви. Оба учат, что закон делится на три категории (моральный, гражданский и церемониальный), и что 10 заповедей обязательны для исполнения верующими и в Новом Завете, и это включает заповедь о хранении святости субботнего дня.

 

Учение о субботе, как знамении между новозаветными верующими и Богом тоже не уникально для адвентизма. Пуритане воспринимали соблюдение субботы в качестве «испытанного знамения» между Богом и Его народом, и понимали субботу в «контексте завета, который относится ко всему образу жизни христианина, включая его верность Богу (Knight, George R. «A Search For Identity» Accessed via Google Books, (pg 19).). Даже учение о субботе как Печати, или испытании в конце времени не наше уникальное вероучение. Баптист седьмого дня Томас Тиллам рассматривал субботу как печать последнего времени, в противоположность числу зверя из 12 главы Откровения за 200 лет до того, как Елена Уайт, Иосиф Бейтс и Урия Смит популяризировали это учение среди новосформированной церкви адвентистов (http://www.sealingtime.com/resources/online-library/books/other/thomas-tillam/the-seventh-day-sabbath-sought-out-thomas-tillam-1657).

 

Кроме того, мы разделяем их взгляды на крещение только погружением, на Вечерю Господню как акт воспоминания и духовное общение с Богом, и на церковную дисциплину. Мы разделяем их взгляды на свободу вероисповедания, отделение церкви от государства, творение, видимое возвращение Иисуса и мы вместе с ними отвергаем центральную роль буквального Израиля в событиях последнего времени, вместо этого считая, что церковь является новым Израилем (https://marcostorres.selz.com/item/59000a03cca91807787e80be).

 

Даже те взгляды, которые мы часто считаем уникальными, не такие уж уникальные. Например, наше вероучение о духовных дарах, включая дар пророчества, разделяют веслианские и пятидесятнические церкви. Наши доктрины о временном характере ада и полном уничтожении нечестивых (по сравнению с вечными мучениями, которым учит большинство протестантов) на протяжении многих лет завоевывают все большее принятие и популярность в евангельских кругах. (http://rethinkinghell.com/). И способ нашего толкования пророчеств о последнем времени – историцизм – это тот исторический метод, который использовали реформаторы, когда они истолковывали пророчества. В результате этого наши взгляды на антихриста и папство возникли не у нас.

 

Протестантские реформаторы проявляли большой интерес к историцизму, применяя этот метод в своей борьбе против папства. Известные учены и лидеры реформации, включая Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Кранмера, Джона Томаса, Джона Нокса, Коттона Мэзера, идентифицировало римское папство с антихристом. Магдебургские центристы, группа лютеранских ученых в Магдебурге, которую возглавлял Маттиас Флациус, написали 12-томное сочинение «Магдебургские центурии» для того, чтобы дискредитировать папство и идентифицировать папу как антихриста (https://en.wikipedia.org/wiki/Historicism_(Christianity)#Protestant)

 

Даже учение о следственном суде имеет свои корни в арминианско-веслианском богословии, и оно невозможно без этого фундамента. Хотя многие осуждают эту доктрину как анти-евангельскую, это справедливо только в случае, если вы подходите к Библии с кальвинистской перспективы (предопределения), где Бог избирает тех, кто попадет на небо, по Своей воле. В этом контексте следственный суд не имеет смысла. Все, кто подходит к Священному Писанию с перспективы «спасен однажды – спасен навсегда» не имеют этой доктрины. Но все последователи  арминианско – веслианской традиции верят в своеобразный суд для спасенных из-за того, что в жизни спасенного человека может случиться отступничество. Разница состоит в том, что для многих последователей Арминия и Уэсли суд происходит после смерти, когда душа попадает на небо. Адвентисты, с другой стороны, верят в сон души, что относит суд (принадлежащий рамкам мышления арминиано-веслианской традиции) на определенный момент истории человечества, а не на время смерти отдельного человека. (http://thethinkingadventist.blogspot.com.au/2017/04/why-critics-of-investigative-judgment.html). Короче говоря, следственный суд в целом может казаться уникальной адвентистской доктриной, хотя она построена на полностью превосходящем адвентизм фундаменте арминиано – веслианской традиции и богословии сна души, которому учили такие реформаторы, как Уильям Тиндаль, многие анабаптисты и к удивлению – сам Мартин Лютер. (https://en.wikipedia.org/wiki/Christian_mortalism#The_Reformation и http://www.atsjats.org/publication_file.php?pub_id=398).

 

Но не только наше богословие имеет корни в широкой традиции евангеликалов. Там же берет корни вся наша культура. «Наши основатели взяли многие наши вероучения и богослужебные практики из разных групп, пропустили их через библейский фильтр и приняли и адаптировали те учения, которые остались… Это включало молитвенные собрания среди недели, субботнюю школу (которую мы скопировали из популярных в те дни воскресных школ), лагерные собрания, порядок богослужения, пение гимнов, призывы к пожертвованиям, Вечерю раз в квартал, и многие другие вещи». (Miller, Nicholas P. «The Reformation and the Remnant», Accesed via Kindle, (location 2107-09)).  Интересно, что многие консервативные адвентисты сегодня считают, что изучая и перенимая практику других конфессий, мы идем на компромисс с нашей верой. Они не осознают, что в нашем вероучении никогда не было уникальных практик. Скорее, наши пионеры скопировали все это из неадвентистских традиций, из которых они пришли.

 

В свете всего вышесказанного неудивительно, что Елена Уайт «объединяла силы с Союзом женщин за христианское воздержание, группой протестантов, выступавших за некоторые запреты, она выступала на их митингах и рекомендовала, чтобы некоторые из талантливых адвентистов сотрудничали с этой организацией. Она доверила свою книгу «Путь ко Христу» для первоначальной публикации не-адвентистам (брату Дуайта Муди) и настолько высоко оценивала неадвентистких богословов и историков, что включала их идеи – а не только их язык – в свои книги» (Weber, Martin. www.sdaforme.com). Она «встречала свои самые крупные аудитории не в адвентистком окружении, выступала с кафедр других конфессий и заявляла, что современные ей не- адвентистские комментарии были среди ее «лучших книг». (Miller, Nicholas P. «The Reformation and the Remnant», Accesed via Kindle, (location 2116-19).). Церковный историк Джордж Найт хорошо описал это словами:

 

«Это был тот самый миротворческий дух, который привел Елену Уайт к предложению, что пасторам – адвентистам нужно знакомиться с другими пасторами в их регионе, давая им понять, что адвентисты — «реформаторы, а не фанатики». Ее совет заключался в том, чтобы сосредоточиться на «общих основаниях», которые адвентизм разделяет с другими, и «представлять им истину, проявленную в Иисусе», вместо того, чтобы унижать другие церкви. Используя такие методы, адвентистские пасторы могли бы стать ближе к пасторам других конфессий» (https://www.ministrymagazine.org/archive/2002/04/another-look-at-babylon.html).

 

Мы можем ясно видеть, что адвентизм – это не какая-то невиданная прежде церковь без корней в исторической христианской мысли. Напротив, наше мировоззрение глубоко коренится и находится в долгу перед протестантскими реформаторами, которые существовали прежде нас. В результате этого мы не имеем права действовать так, как будто мы одни имеем истину. Скорее мы должны праздновать наше совместно наследие с нашими евангельскими братьями и сестрами. Мы можем поклоняться вместе с ними, молиться с ними и за них, наслаждаться их книгами и проповедями и учиться из их духовных опытов и проблем их духовного пути.

 

Маркос Торрес, пастор АСД.

 

========================================
Перевод Сообщества Прогрессивные Адвентисты

http://www.pomopastor.com/2017/05/the-alter-protestants-exploring_25.html

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: